Автор конспекта:
Автор(ы): — Резепова Ольга Ивановна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №3 городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Хабаровский край
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: — -продолжить исследования швов -познакомить учащихся с культурой аборигенов Амура, с секретами традиционного искусства вышивки. — сформировать знания о заготовке художественных деталей и показать способ закрепления деталей к фону(«чешуйке») гладьевым швом по настилу. — сформировать умения при закреплении художественных деталей к «чешуйке» гладьевым швом по настилу.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые ЦОР: —
Диск А.С.Киле Искусство нанайцев. Вышивка. Орнамент. Традиции и новации.
Краткое описание: — Четвертый урок раздела: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества».Материал включает в себя новые знания и знания полученные ранее. Изучение всего раздела ведется с использованием проектного метода обучения.Урок сопровождался показом слайдов презентации в которую входили виртуальная лекция и посещение виртуальной мастерской. Небольшая иллюстрированная виртуальная лекция А.С.Киле о традициях, культуре, народе помогла создать необходимую атмосферу для проведения подобного урока. А кто как нельзя лучше сможет рассказать, а самое главное показать технологию выполнения ручных швов, с сохранением традиций накопленных веками, конечно же, настоящая мастерица, что и было, продемонстрировано в виртуальной мастерской Ю.Д.Самар.
Раздел:«Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества»
Тема:Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура.
Практическая работа:Изготовление «чешуйки» к нанайскомухалату.
Цель урока:
-продолжить исследования швов
-познакомить учащихся с культурой аборигенов Амура, с секретами традиционного искусства вышивки.
-сформировать знания о заготовке художественных деталей и показать способ закрепления деталей к фону(«чешуйке»)гладьевым швом по настилу.
-сформировать умения при закреплении художественных деталей к «чешуйке» гладьевым швом по настилу.
Задачи урока:
Обучающие
-расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, сформировать знания о существующих видах вышивки, об особенностях их выполнения.
— Воспитательные
-воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, прилежание, трудолюбие, экономное отношение к материалам, коллективизм.
— Развивающие
-развивать наглядно образное мышление, познавательный интерес, терпение, память.
Средства обучения:
Учебные
-тетрадь, портновские инструменты, узор из картона, нитки мулине, фон.
Наглядные
-слайды презентации по этапамурока с посещением виртуальной лекции А.С.Киле, посещением виртуальной мастерской Ю.Д. Самар.
-образцы готовых «чешуек».
Раздаточный материал
-узор для вышивки из картона;
-фон из ткани для закрепления узора;
-готовые «чешуйки».
Литература
1. Диск А.С.Киле Искусство нанайцев. Вышивка. Орнамент. Традиции и новации
2. Поурочное планирование
3. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн. Изд., 1982. 276 с.
Ход урока:
1.Организационный этап.(3 мин.)
Приветствие.
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.
2. Этапвсесторонней проверки знаний(5 мин.)
Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Повторение материала прошлых уроков в форме беседы.
Несколько уроков назад мы начали изучение раздела «Технология традиционных видов рукоделия и дпт. Каждый раздел нам помогаетизучать проект. В рамках данного раздела мы начали проект «Вышивка ручная, изготовление сувениров».
Вспомним, какие мы сформулировали потребности к нашему проекту?
Какие мы поставили перед собой задачи?
Какие исследования мы провели? Исследования, каких швов?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала(3 мин.)
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Формулировка вместе с учащимися темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим наши исследования.
Попробуем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока-исследования.
Но прежде чем мы ее сформулируем,я хочу прочитать вам стихотворении.
Подумайте, какое же исследование нас сегодня ждет, какая же тема нашего урока?
Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура»
Сделать запись в тетрадь.
4. Этап усвоения новых знаний(13 мин.)
Я хочу познакомить васс замечательным человеком, который как никто лучше сможет познакомить нас с искусством, традициями аборигенов Амура т.к. уже много лет занимается изучением и распространением информации о малых народах Приамурья – это доцент Хабаровского государственного университета Киле Антонина Сергеевна. Послушаем ее рассказ. Внимание на доску.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним преданиям вышитый на обрядовом нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона –мудура,«доброго» духа грома и молнии, предохранял от происка «злых» духов, насылающих на человека всевозможные беды. Нанайцы верили, что когда гремит гром, «черти прячутся куда попало». Поэтому под броней такого могущественного существа человек мог чувствовать себя в безопасности. Смысловое значении орнамента давно забыто, но – такова живучесть народных традиций! Рассмотрим нанайские халаты.
Сегодня на уроке каждая из вас будетвыполнять «чешуйку»нанайского халата с вышитым узором. Узор на «чешуйке» выполняют гладьевым швом по настилу.
Что такое настил? А настил это заранее приготовленный узор. Мастерицы вырезают узор из рыбьей кожи и приклеивают на фон рыбным клеем. У нас узор вырезан из картона, а закреплять его мы будем с помощью английских булавок.
Поможет нам разобраться с гладьевым швом по настилу известная мастерица, заслуженный художник России, неоднократно выставляющая свои работы в Париже и Риме – это Юлия Дмитриевна Самар.
Побываем у нее в мастерской. — ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ — 5. Этап закрепления новых знаний через выполнение практической работы (50 мин.)
Краткое объяснение изготовления «чешуйки».
ТБ при работе с ручными инструментами.
Продолжение формирования знаний и умений.
Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату
В процессе работы осуществляется контроль :
-организации рабочего места,
-последовательности выполнения работы,
-соблюдения безопасных приемов труда.
Проводим физминутку.
Продолжаем практическую работу.
6. Этап подведения итогов урока (6 мин.)
Оценка знаний и умений.
Подведение итогов работы учащихся.
Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).
Учитель подводит итоги практической работы:
-достигнута ли цель урока;
-все ли выполнили задание;
-разобрать ошибки;
-обобщить работы и назвать лучшие;
-выставить оценки, аргументируя их
- уборка рабочих мест.
Файлы: нанайские швы.ppt
Размер файла: 3854336 байт.