Автор конспекта:
Автор(ы): — Резепова Ольга Ивановна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3 городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Хабаровский край

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — -продолжить исследования швов -познакомить учащихся с культурой аборигенов Амура, с секретами традиционного искусства вышивки. — сформировать знания о заготовке художественных деталей и показать способ закрепления деталей к фону(«чешуйке») гладьевым швом по настилу. — сформировать умения при закреплении художественных деталей к «чешуйке» гладьевым швом по настилу.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые ЦОР: —

Диск А.С.Киле Искусство нанайцев. Вышивка. Орнамент. Традиции и новации.

Краткое описание: — Четвертый урок раздела: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества».Материал включает в себя новые знания и знания полученные ранее. Изучение всего раздела ведется с использованием проектного метода обучения.Урок сопровождался показом слайдов презентации в которую входили виртуальная лекция и посещение виртуальной мастерской. Небольшая иллюстрированная виртуальная лекция А.С.Киле о традициях, культуре, народе помогла создать необходимую атмосферу для проведения подобного урока. А кто как нельзя лучше сможет рассказать, а самое главное показать технологию выполнения ручных швов, с сохранением традиций накопленных веками, конечно же, настоящая мастерица, что и было, продемонстрировано в виртуальной мастерской Ю.Д.Самар.

Раздел:«Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества»
Тема:Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура.
Практическая работа:Изготовление «чешуйки» к нанайскомухалату.

Цель урока:
-продолжить исследования швов
-познакомить учащихся с культурой аборигенов Амура, с секретами традиционного искусства вышивки.
-сформировать знания о заготовке художественных деталей и показать способ закрепления деталей к фону(«чешуйке»)гладьевым швом по настилу.
-сформировать умения при закреплении художественных деталей к «чешуйке» гладьевым швом по настилу.
Задачи урока:
Обучающие
-расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, сформировать знания о существующих видах вышивки, об особенностях их выполнения.
Воспитательные
-воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, прилежание, трудолюбие, экономное отношение к материалам, коллективизм.
Развивающие
-развивать наглядно образное мышление, познавательный интерес, терпение, память.
Средства обучения:
Учебные
-тетрадь, портновские инструменты, узор из картона, нитки мулине, фон.
Наглядные
-слайды презентации по этапамурока с посещением виртуальной лекции А.С.Киле, посещением виртуальной мастерской Ю.Д. Самар.
-образцы готовых «чешуек».
Раздаточный материал
-узор для вышивки из картона;
-фон из ткани для закрепления узора;
-готовые «чешуйки».

Литература
1. Диск А.С.Киле Искусство нанайцев. Вышивка. Орнамент. Традиции и новации
2. Поурочное планирование
3. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн. Изд., 1982. 276 с.

Ход урока:
1.Организационный этап.(3 мин.)
Приветствие.
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.
2. Этапвсесторонней проверки знаний(5 мин.)
Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Повторение материала прошлых уроков в форме беседы.

Несколько уроков назад мы начали изучение раздела «Технология традиционных видов рукоделия и дпт. Каждый раздел нам помогаетизучать проект. В рамках данного раздела мы начали проект «Вышивка ручная, изготовление сувениров».
Вспомним, какие мы сформулировали потребности к нашему проекту?
Какие мы поставили перед собой задачи?
Какие исследования мы провели? Исследования, каких швов?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала(3 мин.)
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Формулировка вместе с учащимися темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим наши исследования.
Попробуем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока-исследования.
Но прежде чем мы ее сформулируем,я хочу прочитать вам стихотворении.
Подумайте, какое же исследование нас сегодня ждет, какая же тема нашего урока?
Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура»
Сделать запись в тетрадь.
4. Этап усвоения новых знаний(13 мин.)
Я хочу познакомить васс замечательным человеком, который как никто лучше сможет познакомить нас с искусством, традициями аборигенов Амура т.к. уже много лет занимается изучением и распространением информации о малых народах Приамурья – это доцент Хабаровского государственного университета Киле Антонина Сергеевна. Послушаем ее рассказ. Внимание на доску.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним преданиям вышитый на обрядовом нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона –мудура,«доброго» духа грома и молнии, предохранял от происка «злых» духов, насылающих на человека всевозможные беды. Нанайцы верили, что когда гремит гром, «черти прячутся куда попало». Поэтому под броней такого могущественного существа человек мог чувствовать себя в безопасности. Смысловое значении орнамента давно забыто, но – такова живучесть народных традиций! Рассмотрим нанайские халаты.
Сегодня на уроке каждая из вас будетвыполнять «чешуйку»нанайского халата с вышитым узором. Узор на «чешуйке» выполняют гладьевым швом по настилу.
Что такое настил? А настил это заранее приготовленный узор. Мастерицы вырезают узор из рыбьей кожи и приклеивают на фон рыбным клеем. У нас узор вырезан из картона, а закреплять его мы будем с помощью английских булавок.
Поможет нам разобраться с гладьевым швом по настилу известная мастерица, заслуженный художник России, неоднократно выставляющая свои работы в Париже и Риме – это Юлия Дмитриевна Самар.
Побываем у нее в мастерской. ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ5. Этап закрепления новых знаний через выполнение практической работы (50 мин.)
Краткое объяснение изготовления «чешуйки».
ТБ при работе с ручными инструментами.
Продолжение формирования знаний и умений.
Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату
В процессе работы осуществляется контроль :
-организации рабочего места,
-последовательности выполнения работы,
-соблюдения безопасных приемов труда.
Проводим физминутку.
Продолжаем практическую работу.
6. Этап подведения итогов урока (6 мин.)
Оценка знаний и умений.
Подведение итогов работы учащихся.
Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).
Учитель подводит итоги практической работы:
-достигнута ли цель урока;
-все ли выполнили задание;
-разобрать ошибки;
-обобщить работы и назвать лучшие;
-выставить оценки, аргументируя их
- уборка рабочих мест.

Файлы: нанайские швы.ppt
Размер файла: 3854336 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология