Автор конспекта:
Автор(ы): — Задовская А.А.

Место работы, должность: — МОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ, учитель географии.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: — Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования

Сегодня в образовании многих стран мира мы наблюдаем так называемый «географический ренессанс» — к географии вновь повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке.
В России актуальность географической темы в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и ЕГЭ определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника.
Достижения современной географии позволяют ей выработать такой взгляд через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира.
«Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется то, что человек, живя на Земле, не стремится познать ее всю целиком». Эти слова, принадлежащие мореходу, покорителю Тихого океана Фестису де Тольна, полнее убеждают нас в том, что основы этих знаний должны стать необходимым элементом культуры каждого современного человека.
Именно поэтому столь актуален вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география.
Формирование географической культуры учащихся — это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться весьма актуальным, ведь уровень этой образованности — причем, от прораба до министра — по-прежнему недостаточно высок. Об этом свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий. Пример — как пишет еженедельник «География» — содержание плакатов с предвыборной агитацией, появившихся в московском метро в феврале 2004 года. На них изображены очертания России… без Курильских островов и без Калининградской области. Изображение сопровождается издевательски выглядящей в этом сочетании цитатой из Конституции о том, что президент должен выступать гарантом территориальной целостности страны. Страшен не сам факт появления в Москве карты территории России без земель, за которые наши отцы и деды кровью заплатили в Великую Отечественную войну. Более страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо кощунственной карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.
Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов. Попробуйте «забыть» на карте США, за целостность которых отвечает местный президент, Аляску и Гавайи. Каждый американец знает свою территорию. Американская школа при всех недостатках вкладывает в умы и души своих детей национально значимую и национально ценную информацию о государственной территории.
Цели школьного географического образования — поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению — основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.
Географическая культура включает четыре основных компонента:
I. Географическую картину мира;
II. Географическое мышление;
III. Методы географии;
IV. Язык географии.
Перспективы проектирования культурологического географического образования
Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п.
Цели школьного географического образования — поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению — основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.
В настоящее время методика обучения географии развивается в гуманистической, культуросообразной парадигме и предусматривает «интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры» (Закон РФ «Об образовании»).
В структуре модели выделены три составляющие: ценностная -система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, — географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельностипо освоению географической культуры; творческая деятельность школьника как составляющая географической культуры.
Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
- умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель — формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:
- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;
- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.
Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, — «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».
Э.Б. Алаев сначала предложил «триединое» толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность), а затем дополнил его еще одним качеством — глобальностью, т.е. требованием обязательного соответствия локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем с их мировым, глобальным «фоном».
Общегеографические методы
традиционные инновационные


описания математические
сравнительно-географический моделирования
количественные аэрокосмические
геоинформационные
В физической географии это геохимический, геофизический и палеогеографический методы.
В социально-экономической географии- методы экономического районирования, территориально-производственных комплексов, энергопроизводственных циклов, ресурсных циклов.
Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки. Междисциплинарные методы - общие для группы наук. В географии — это математический, геохимический, геофизический методы и метод моделирования. Для изучения объектов используются количественные характеристики, математическая статистика. В последнее время широко применяется компьютерная обработка материалов. Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.
Модель - графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н.Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера — одна для людей мира и сохранение ее является средством выживания.
К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.
Сравнительно-описательный и картографический методы — самые старые методы в географии. А. Гумбольд (1769-1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдельных стран и представлять результаты этих сравнений — благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, делает незнакомое знакомым.
Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. До н.э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет.
Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты — конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.
Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.
Географический язык
Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.
Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:
1)понятия и термины; 3)географические названия и язык карты;
2)факты, цифры и даты; 4)географические представления (образы).
Проблемы школьной географиисвязаны, прежде всего, с существующей структурой школьного географического образования, которая должна быть построена, исходя из таких принципов, как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей, личные познания географии от общего к частному (соответственно 6-8-й и 9-10-й классы). Завершить среднее географическое образование (11-й класс) следует синтетическим курсом.
Выпускник средней школы должен достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов.
— — Учебный предмет "география"— это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

Файлы: Формирование географической культуры.doc
Размер файла: 51200 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология