Автор конспекта:
Автор(ы): — Седина Любовь Федоровна

Место работы, должность: —

МОБУ СОШ № 24, учитель информатики

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

В выступлении по теме:Преподавание информатики в рамках личностно-ориентированного обучения рассмотрены принципы разработки личностно-ориентированного обучения, требования к содержанию обучения, технологии и приемыиспользования этого метода на уроках информатики.

МОБУ СОШ № 24

Седина Л.Ф.

Преподавание информатики в рамках личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике является признание ин­дивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Проектирование личностно-ориентированной системы обуче­ния информатике предполагает:

  • Признание ученика основным субъектом процесса обучения.
  • Определение цели проектирования — развитие индивидуаль­ных способностей ученика.
  • Определение средств, обеспечивающих реализацию постав­ленной цели посредством выявления и структурирования субъ­ектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
  • Повышение интереса ученика к информатике.
  • Комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.
  • Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий.
  • Для формирования личностно-ориентированного подхода в преподавании информатики важен фактор деятельности, важна направленность деятельности не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, мышления и развитие творчества ученика.Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей занятий, помогает учитывать индивидуальные особенности и личностные интересы учеников, предусматривает заинтересованность учащихся в процессе организации проектной деятельности.

    Личностно-ориентированный подход в преподавании информатики обуславливает следующие требования к содержанию обучения:

    • Содержание обучения состоит из двух компонент – компоненты, отвечающей за знания ученика, и деятельностной компоненты, способствующей развитию творческой деятельности и ценностную ориентацию.

    • Подбор содержания обучения производится с учетом интересов современных школьников. Подбираются материалы, которые апеллируют к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям, побуждают их к сравнениям и сопоставлениям, к выражению собственной оценки, стимулируют развитие критического мышления и ценностных ориентаций.

    • Проблемная подача материала способствует интеллектуальному развитию школьника.

    Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.

    Для достижения поставленной цели имеется возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Использование технологий, которые способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и применять нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).

    Работая над данной проблемой, использую технологии, которые предполагают:

    • организацию совместной деятельности;
    • взаимопонимание, общение;
    • рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.

    Использование технологий:“обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение,метод проектов, позволяет вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.

    Главная задача педагога – ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.

    Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Дидактический материал подбираю так, чтобы задания были понятны, связаны с жизненными ситуациями, использовались метапредметные связи. Задание«Создай свой кроссворд» служит для проверки знаний по темам «Устройство компьютера», «Алгоритмизация», «Файловая система», «Текстовый редактор»не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре или электронной таблице. В ходе выполнения задания роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной,творческо-практической деятельности учащихся. Лучшие работы используются на уроках. Использую на уроках приём взаимных заданий, способствующий активному развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные другими одноклассниками (Задания для работы в ТР – таблицы, списки). Взаимная проверка решения примеров перевода чисел в системах счисления, таблиц истинности, блок-схем и программ. Общаясь между собой в ходе обсуждения результатов работы, школьники лучше узнают друг друга, учатся объяснять, слушать, понимать. В результате такой работы с детьми повышается уровень познавательной активности обучаемых и интерес к изучению предмета. Самопроверка выполненной работы позволяет лучше усваивать материал, сразу видеть неточности и ошибки. Задания могут быть по выбору, например (Работа в ТР). Для отработки навыков работы с программой PowerPoint было поставлено задание: создать работу на любую пройденную тему по информатике, которую можно применять при повторении пройденного материала. С увлечением учащиеся выполняют творческие задания «Визитная карточка», «Поздравительная открытка», «Моя семья». Умение создавать презентации, работать в графических редакторах успешно применяется учащимися в учебном процессе и внеклассной работе.

    Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Элементы проектной деятельности учащихся применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
    Выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Например, «Выбор компьютера». Задания к БД «Успеваемость» позволяет сделать сортировку по возрастанию по полю «Средний балл» и по выбранному предмету, т.е. увидеть успеваемость всего класса и свою лично. Задания к ЭТ «Оплата электроэнергии» определяют поквартальный расход электроэнергии и месяцы, в которых имеется превышение среднегодовой оплаты.

    Таким образом, выполнение этих заданий в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизировать знания.

    Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

    Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других. Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться хороших результатов с каждым учеником. Тематические тесты контроля изучения темы желательно должны быть разноуровневыми. В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки – только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В – представлением только результата решения, части С – полным решением.

    Личностно-ориентированный процесс обучения предоставляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет повысить результаты в обучении и воспитании детей.

    Литература:

  • Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. — 220 с.
  • Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с.
  • Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. — Барнаул, 1996. — 95 с.
  • Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1996. № 4.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
  • Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint XP // информатика и образование. 2004. № 12. 2005. № 1 – 5.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под.ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.
  • Осмоловская И.Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. 1996. № 6.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
  • Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
  • Якиманская И. С.Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. № 9
  • 12.Единая коллекция ЦОР,http://school-collection.edu.ru

    13.Сеть творческих учителей:http://it-n.ru .

    Файлы: 10 Класс, Алгоритмы и обработка информации.ppt
    Размер файла: 797184 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология