Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Марина Анатольевна

Место работы, должность: —

Учитель русского языка и литературы

Регион: — Орловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Преемственность образования в 4-5 классах как фактор реализации личностного потенциала учащихся.

Слово «преемственность» часто звучит на педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги благодарят учителей начальных классов, другие, наоборот, осуждают, третьи же, справедливо отмечая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, выясняют, на какие разделы учебных программ следует обратить особое внимание.

На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.

Любой учитель скажет, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к урокам и новые учителя;

- необходимость много работать самостоятельно и т.д.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Внешне это проявляется по- разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.

Оценки играют важную роль, как возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит

дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами — глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями в среднем и старшем звене. Годы учения в начальной школе — благоприятное время, когда формируются отношение к предметам, навыки умственного труда, закладывается фундамент для получения дальнейшего образования. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно.

Уже не первый год в школе сотрудничают учителя начальных классов и учителя русского языка. Педагогами разрабатываются конкретные мероприятия по данной проблеме, анализируются учебно-воспитательный процесс в 4-5-х классах, выявляются и конкретизируются причины снижения или повышения успеваемости, рассматриваются различные методики, технологии обучения.

Учителя-словесники реализуют на практике принцип преемственности:

1). Взаимоконсультации («Второстепенные члены предложения», «Состав слова», «Составление плана на уроках развития речи» и т.д.)

2). Проведение и анализ контрольных работ в 5 классах.

3). Посещение уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определением уровня подготовки.

4). Проведение уроков русского языка и литературы для классных руководителей и учителей начальных классов.

Также учителя в содержание занятий включают игровые ситуации, дидактические игры, разнообразные методы в их различных сочетаниях: словесные, наглядные, практические, что делает обучение более интересным и занимательным, создает у учащихся 5 классов бодрое настроение, помогает им преодолеть трудности.

Словесники на уроках русского языка используют типичные для начальной школы виды работы: диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, свободный, творческий, письмо по памяти, «проверяю себя»), грамматико-орфографический разбор, составление слов, предложений, словосочетаний, рассказов; на уроках литературы — пересказ, составление плана, ведение читательского дневника и т.д. Эти задания требуют от ученика большей или меньшей самостоятельности и способствуют развитию умственных способностей.

Таким образом, реализация принципа преемственности направлена на то, чтобы адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено прошла безболезненно, хотя расставание с первой учительницей не может быть лёгким для учащихся.

Для развития интереса к русскому языку и повышения уровня подготовки наиболее способных учащихся начальной и средней школы проводятся предметные олимпиады, дети принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

Содержание и методика преподавания в начальной школе находит своё продолжение в основной школе. Учителя-словесники работают по учебным комплектам, которые максимально адаптированы к материалу начальной школы и реализуют принцип преемственности по русскому языку и литературе. Тем самым не теряется мотивационный компонент учебной деятельности: не снижается интерес к изучаемому содержанию, сохраняется опора на имеющиеся представления и опыт, ощущается продвижение в познании, присутствует переживание ситуации успеха. Результативность при обучении русскому языку и литературе во многом зависит от скорости, правильности, выразительности, компетентности чтения каждого ученика. Реализация работы в данном направлении начинается с начальных классов и получает развитие в среднем и старшем звене. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, математики, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школы является важным условием для успешности в развитии школьников.

Рекомендации учителям-предметникам.

Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его поведение, а только знания.

Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Таким образом, учителям-предметникам необходимо:

1.Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2.Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:

- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;

- наличие «ситуации успеха»;

- избежание отрицательных отметок в I четверти.

3.Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить физкультминутки.

Файлы: Озорной дождь. Чист.docx
Размер файла: 114664 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология