Автор конспекта:
Автор(ы): — Братерская Ю.В.

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Английский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Краткий анализ, плюсы и минусы учебного пособия Millie

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА СУРГУТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОГИМНАЗИЯ «СЕЗАМ»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКА MILLIE

Выполнила:

Братерская Ю.В.

Сургут

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Определение универсальных учебных действий…………………………………….3

Определение коммуникативных учебных действий…………………………………5

Характеристика коммуникативных учебных действий учащихся на материале учебника «Millie»……………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………10

Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. [5;18]

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[3]

Концепция развития УУД разработана на основе системно деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановымпод руководством А.Г. Асмолова.

Универсальные учебные действия – это:

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

• совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и еесамореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

Подводя итог, мы пришли к выводу, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). [9]

Отличительной чертой универсальных учебных действий от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные, и коммуникативные действия.

Более подробно, остановимся на рассмотрении коммуникативных учебных действиях.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Коммуникативныедействия обеспечивают:

• социальную компетентность,

• учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности,

• умение слушать и вступать в диалог,

• участвовать в коллективном обсуждении проблем,

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рассмотрим коммуникацию в трёх аспектах:

1. Коммуникация как взаимодействие:

• Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности;

• Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях;

• Понимание возможности различных позиций и точек зрения;

• Уважение к иной точке зрения;

• Понимание относительности оценок;

• Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

2. Коммуникация как кооперация:

· Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности;

· Умение договариваться, находить общее решение;

· Умение аргументировать, убеждать и уступать;

· Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

· Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Коммуникация как условие интериоризации:

• Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания;

• Способность строить понятные для партнера высказывания;

• Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

• Речевое планирование и регулирование своих действий;

• Рефлексия своих действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. [9]

В конце концов, от всех приобретенных знаний в памяти у нас остаётся только то,

что мы применяем на практике

Иоганн Петер Экккерман

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий представляет учебный предмет «Английский язык».

Авторская программа «Millie» регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерными федеральными программами по английскому языку для начальной школы и Базисным учебным планом.

В курсе применяется личностно-ориентированный, коммуникативный и деятельностный подходы. Это выражается в том, что учащимся приходится осваивать как вербальную деятельность, так и виды невербального самовыражения, то есть учебный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных задач. [4;59] Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели и потребности. Поскольку данный курс УМК создан практикующими российскими учителями совместно с зарубежными специалистами, в нем нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции как российской, так и зарубежных методик обучения иностранному языку.

В основу курса в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.

На страницах учебника «Millie» часто встречаются задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединёнными в пары или в группы по 3-4 человека, когда они должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой приём придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказать самому себе», позволяет прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.

Наблюдения за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешается и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать словом. По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности, с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает её эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный необходимый признак ума и проницательности

Кант.

Мы задаем вопрос, чтобы получить новую информацию в виде ответа. Только тот, кто правильно задает вопрос, получает нужный ответ.

При помощи вопросов возможно:

1.направить процесс получения и передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и пожеланиям;

2.наметить дальнейшие действия;

3. изменить значение полученной информации.

УМК создает подлинно коммуникативные ситуации, связанные с играми, интервью, песнями, рифмовками и историями; обеспечивает эффективное овладение языком и способствует развитию познавательных способностей и общеучебных умений младших школьников. [9]

Темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Учащимся интересно рассказать своим друзьям, что же у них находится в портфеле, любят ли они цирк, какой их любимый цвет, побеседовать о своем милом животном, написать всего из нескольких слов, но свою рождественскую открытку, послушать о дружной семье друга, который живет в стране изучаемого языка. [1]

Развитию умения говорения в учебнике «Millie» уделяется большое внимание. Все упражнения способствуют созданию на уроке ситуаций, стимулирующих общение обучающихся между собой, развитию речевой культуры школьников, формированию умений самостоятельного решения элементарных задач в устной речи.

Проведённый анализ учебного пособия «Millie» показал, что его использование на уроках английского языка в общеобразовательном учреждении позволит школьникам освоить материал в соответствии с требования проекта образовательного стандарта начальной школы в области формирования языковых навыков и развития речевых умений обучающихся, обеспечив при этом, уровень коммуникативной компетенции. Необходимый для общения между детьми восьми-одиннадцати лет.

Список используемой литературы

1. Азарова С.И. и др. «Millie»: Учебник – англ. яз. для 2 кл. общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2008 год.

2. Азарова С.И. и др. Книга для учителя к учебнику английского языка «Millie» для 2 кл. общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2008 год.

3. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.

4. ГальсковаН.Д.Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 59с.

5. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2, с. 17-19.

6. Интернет ресурс:http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909

7. Интернет ресурс:http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-242

8. Интернет ресурс:http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm

9. Интернет ресурс:

http://usndr.com/ru/mail_link_tracker?hash=3NegUTDobl3 O31FB815axvGyHmAsIdxsdlTWTwBkFJ1U

10. Интернет ресурс: http://lchool.narod.ru/UD.htm

Файлы: Мы любим животных.ppt
Размер файла: 300032 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология