Автор конспекта:
Автор(ы): — Барышникова Наталья Николаевна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназия г. Вольска Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Провести аспектный анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения христианской эстетики и этики.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Используемая методическая литература: —

Шапошникова В. В. Семейные ценности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина// Русская словесность.2009.№1.

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Мудрость духовная в изречениях отцов церкви. Сост. И. Новожилов. М., 2003.

Непомнящий В. С. Русская картина мира// Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы. Кн. П. М., 2001.

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока, магнитная доска, карточки для кластера.

Используемые ЦОР: —

Авторская мультимедийная презентация.

Краткое описание: —

Данный урок поможет обучающимся по-новому взглянуть на творчество А.С. Пушкина и увидеть в нем и его произведениях глубокую христианскую веру и нравственную чистоту. Использование технологии развития критического мышления поможет сделать собственные открытия и сформулировать выводы по проблеме урока.

Тема урока: Христианские мотивы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: Провести аспектный анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения христианской эстетики и этики.

Задачи урока:

1.Обучать внимательной и вдумчивой работе с текстом произведения.

2.Формировать навыки исследовательского анализа текста художественного произведения.

3. Воспитывать глубокие нравственные чувства подростков, основанные на православной вере.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока, магнитная доска, карточки для кластера.

ХОД УРОКА.

  • Организационный момент.
  • Анализ эпиграфа.
  • Такой внимательный и благодарный читатель пушкинской повести, как М.М.Пришвин, имел основания записать в дневнике: "Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где я наладился жить, – то и другое для меня теперь археология, моя родина, непревзойденная в простой красоте, в сочетавшейся с нею доброте и мудрости, – моя родина – это повесть Пушкина "Капитанская дочка".

    - Как вы думаете, что он имел в виду? («Капитанская дочка» — истинно народное произведение.)

  • Вступительное слово учителя.
  • А.С.Пушкин в статье "О народности в литературе" отмечал, что народность есть "достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками – для других оно или не существует, или даже может показаться пороком". В этой же статье указаны "параметры" народности, дающие "каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии": это, по Пушкину, "климат, образ правления, вера". Различный у каждого народа "образ мыслей и чувствований" по-своему отражается в литературном творчестве. Что же касается русского "образа мыслей", то поздний Пушкин убежден: "греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер".

    - Какие три составляющие народности отмечает Пушкин? ("климат, образ правления, вера")

    -На последней составляющей мы и сосредоточим свое внимание.

    - Как вы понимаете выражение «греческое вероисповедание»? (Православие. До 1918 года наша церковь именовалась греко-российской православной.)

    4. Сообщение группы исследователей.

    Тема исследования – «Отражение в повести «Капитанская дочка» христианских топосов, связанных с Богом».

    «Бог» в «Капитанской дочке» — сила действующая, могущая в отдельных случаях направить поступки героев, определить оценки, сила, наблюдаемая в речи персонажей и автора. Начнем с того, что это слово, а также другие названия Бога (Господь, Господь Бог, Владыко и др.) упоминаются в небольшой повести 137 раз.

    Обратим внимание, что славословие богу «Слава богу» (с разным, так сказать, накалом – от «проходного» до патетического) произнесено 21 раз восемью персонажами и автором, это тоже своего рода молитва.

    Из анализа творческой истории повести в интересующем нас аспекте можно сделать вывод о том, что изменения текста имели направление увеличить, а не уменьшить количество выражений со словом «бог». (Появляется первый пункт кластера – «Бог».)

    - Почему в произведении так много слов, несущих на себе печать христианской нравственности?

    - Вера в Бога – одна из составляющих русского менталитета, определяющая силу духа нашего народа, а А.С. Пушкин был истинно русским человеком, также в конце жизни – глубоко верующим человеком. Это видно из его произведений, в частности из повести «Капитанская дочка».

    5. Словарь урока. Сообщение группы №2.

    - Задание для группы было: определить и систематизировать христианские мотивы, отраженные в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    1 группа – христианские ценности, связанные с семьей:

    Семья, Дом, Любовь между членами семьи, Почитание родителей детьми и Забота родителей о детях, Благословение, Наказы. Все это прообраз Народа, его соборности, то есть единения. (В это время учитель заполняет следующие пункты кластера.)

    2 группа — мотив, связанный с непосредственным обращением к Богу:

    Молитва.

    3 группа — мотивы, связанные с христианскими заповедями:

    Добродетель, Милость, Совесть, Честь, Целомудрие, Долг, Верность.

    6. Анализ произведения.

    - У нас получился своеобразный план, в соответствии с которым я предлагаю построить наш с вами разговор на уроке.

    - Пушкинское произведение может быть понято как эстетический образец следования православной этике.

    - При анализе необходимо всегда помнить, "что "Капитанская дочка" представляет собой особый текст. Это, прежде всего, записки Петра Андреевича Гринева.

    - Как они появились у издателя – Пушкина? (Внук Гринева передал записки деда, предназначавшиеся для семейного прочтения, Издателю, который напечатал их с согласия родственников.)

    - Какая же важнейшая христианская ценность находит отражение в этом авторском композиционном решении?

    Семья. Дом.

    - Среди вечных ценностей русской жизни проявляет особое место занимает семья, получившая в православии наименование «малой церкви».

    - Какие семьи представлены в повести? (Гриневы и Мироновы – отражается в кластере.)

    - Люди как семья, где отец – Бог, а все – братья, — вот заветная мысль автора «Капитанской дочки» и слово надежды о России.

    - Какие семейные ценности пропагандирует автор в произведении? (Дом, любовь между членами семьи, уважение, почитание детьми родителей и забота родителей о детях, родительское благословение и наказы.)

    - В каких эпизодах повести мы видим это?

    1) — Отъезд Гринева из дома на службу.

    2) Но применительно к понятию «Семья» рассматривается в произведении и Белогорская крепость.

    Конечно, Белогорская крепость является, по сути дела, домом — со всеми свойственными этому идиллическому топосу атрибутами. Уже в эпиграфе к третьей главе налицо идиллическое уподобление "фортеции" дому, где "хлеб едим и воду пьем". Не случайно первая же фраза первого встретившегося Гриневу обитателя "фортеции" — "Войди батюшка наши дома". Показательна и свойственная этому топосу "домашняя" иерархия ценностей: "Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут ученье не уйдет". Ритм повседневной жизни диктуют здесь "щи" и "гости" (причем Гринев "был принят как родной"), но не "ученье". Василиса Егоровна "на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком".

    Одновременно крепость характеризуется как "богоспасаемая", несмотря на последующее взятие мятежным Пугачевым. Суждение о покоренной Пугачевым, но тем не менее богоспасаемой крепости можно адекватно понять только изнутри православной ментальности: речь идет не о возможной военной удаче (или неудаче) в однократном конкретном сражении, а о спасении души перед Богом (вспомним Евангелие: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить»?)

    Но связано это спасение с честью и воинским долгом, верности данному слову.

    Благословение.

    - Мотив благословения является центральной проблемой поэтики "Капитанской дочки". Приведем несколько характерных примеров, свидетельствующих о значимости данного мотива в художественном мире произведения.

    1)"Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"".

    2) В эпизоде сна Гринева, в котором тот видит "нечто пророческое", центральное место занимает, как известно, именно благословение. Матушка, обращаясь к "Андрею Петровичу" (в этом эпизоде сна — до того, как герой "устремил глаза на больного" — метаморфоза с "отцом" еще не стала фактом сознания героя и читателя), говорит: "Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Уже после трансформации "больного" в мужика "с черной бородою" и вопроса Гринева — "с какой стати мне просить благословения у мужика?", матушка произносит: "Все равно, Петруша это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…" Наконец, сам "страшный мужик" "ласково меня (Петра Гринева. – И. Е.) кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение…"

    3)Петр Гринев, как вы помните, "решился писать к батюшке прося родительского благословения" взять в жены Машу Миронову, и получив отказ ("моего благословения дать я тебе не намерен"), заявляет "я готов на все". В этом месте повести возникает романтический вариант "возможного сюжета", для которого взаимная любовь героев является вполне достаточным условием венчания — без благословения. Однако пушкинская героиня отвергает эту возможность: "Бог лучше нашего знает, что нам надобно"; "Покоримся воле Божией"; "Нет… Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет нам счастия"; "Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женой, как с согласия моих родителей. Я ей не противуречил".

    4) Накануне мученической смерти Василиса Егоровна, обращаясь к мужу, говорит: "…в животе и смерти Бог волен: благослови Машу": "Маша подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит"". Благословение в данном случае соседствует с наказом "молись Богу".

    Молитва.

    - Обратимся к эпизодам повести, связанным с молитвой. Оказывается, что молитва, как и благословение, возникает в тексте повести в самых кульминационных, решающих, пороговых ситуациях.

    1) Гринев перед решающим приступом крепости, прощаясь с Машей, говорит: "Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!" Он же, ожидая "очереди" на виселицу, сдерживает свое слово: "Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу". Чудеса Господни проявляются в этом эпизоде не в виде фокуса, благоприятного стечения внешних обстоятельств, а как особый ответ на молитву, выстраданную героем.

    2)В ожидании расправы после вылазки в Белогорскую крепость Савельич "крестился, читая про себя молитву". Он же говорит Пугачеву: "Век за тебя буду Бога молить". Казалось бы, эти слова — обычная хитрость Савельича, а потому относиться к ним всерьез решительно невозможно. Однако и Петр Гринев более чем серьезно говорит Пугачеву, погубившему незадолго до этого отца и мать его невесты: "где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души". При этом "казалось, суровая душа Пугачева была тронута". В этот момент открывается истинно христианское отношение к греху и к грешникам: осуждая грех, христиане молятся о спасении души грешника. Этому нужно учиться и нам с вами: не желать зла тому, кто сделал нам плохо, а искренне пожалеть его, как мы пожалели бы, например, больного человека.

    3)Будучи под арестом и ожидая суда, Гринев "не терял присутствия ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мной будет". Положился на волю Божию.

    4) Просмотр эпизода фильма «Русский бунт» — молитва героев (1ч. 51 мин.)

    И действительно, государыня завершает дело: "дело ваше кончено". В русской художественной литературе это далеко не единственный случай непосредственного и прямого "осуществления молитвы", свидетельствующий о глубинных токах православной духовной традиции.

    5. Добродетель. Милость.

    1) — Разумеется, в мире, основывающемся на христианских ценностях, "детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял от петли". Пугачев замечает Гриневу как "государь": "я помиловал тебя за твою добродетель", хотя "ты крепко передо мною виноват".

    2)Маша Миронова у государыни "приехала просить милости, а не правосудия". Даже плутоватый урядник Максимыч, заявляющий Гриневу будто бы совершенно всуе — "вечно за вас буду Бога молить", впоследствии, передавая письмо из Белогорской крепости, тем самым деятельно помогает герою в спасении Маши Мироновой после вопроса, убеждающего в несуетности его обещания ("Как вас Бог милует?").

    - В "Капитанской дочке" замечательна последовательная ориентация на "милость" и "благодать Божию" (а не "правосудие"), равно как и отказ от "законничества" у полярных персонажей романа: Екатерины II и Пугачева. Существенно, что в этот характерный для русского менталитета этический ореол попадают практически все (за некоторыми исключениями) пушкинские персонажи.

    - В каких эпизодах повести милость изменяет дальнейший ход событий в повести?

    1)Так, Петр Гринев, который проницательно "чувствовал, что любовь моя не слишком его (отца. — И.Е.) тронет и что он будет на нее смотреть, как на блажь молодого человека" (отец видит в этой "романтической" любви "проказы", за которые виновника надлежит "проучить путем"), после постигших Машу Миронову бедствий "знал, что отец почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество". Мы видим, что "обязанность" (т. е. долг гостеприимства) непосредственно следует за счастьем принять пострадавшую сироту. За такой готовностью стоит, конечно, христианское отношение к ближнему (прямо противоположное меркантильному прагматическому расчету на выгодную женитьбу сына). Уверенность героя вполне подтверждается: "Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Моя любовь уже не казалась батюшке пустой блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке". Ключевым понятием является именно благодать Божия (источник счастья человеческого), которую люди "старого века" видели в деятельной поддержке наиболее нуждающегося и наиболее слабого поэтому человека: не "обласкать бедную сироту" — значит, поступить противно христианской православной совести.

    Мы видим не заискивание перед богатым и удачливым, а христианскую помощь неимущему и нуждающемуся. Возникает новое — во Христе — благодатное единение людей. Причем, оно изображается во вполне реалистическом произведении, а не в житийной литературе. Впрочем, такой стиль поведения, соответствующий православному типу культуры, хорошо знаком русскому читателю по его многочисленным "жизненным аналогам".

    2)В разбираемом нами пушкинском тексте даже Пугачев, хотя и "потрясал государством", но в своем бытовом поведении, как оно представлено в пушкинской повести, пытается вписаться в нормы христианской морали: "Кто из моих людей смеет обижать сироту?" — закричал он. "Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?"

    2)Известный эпизод, в котором Пугачев пересказывает калмыцкую сказку об орле и вороне, организован автором таким образом, что последнее слово остается не за самозванцем, а за Гриневым: "жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". Причем существенно также последовавшее за этим возражением молчание Пугачева, который "посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал".

    6. Честь и совесть как христианские ценности.

    Чрезвычайно важен для адекватного истолкования пушкинской повести тот факт, что понятие чести (это достоинство человека, носящего на себе образ Божий, а вовсе не сословная спесь) входит в ту же сферу благодати, что и христианская совесть, исполнение заповедей. Мы часто забываем о 9 заповеди – «Не лжесвидетельствуй!», а именно во исполнение этой заповеди необходимо соблюдать данное слово, сохранять верность обещанию, присяге, своему долгу.

    Так, Андрей Петрович Гринев говорит о чести своего казненного "пращура", которая понимается им "святынею своей совести". Его сын заявляет Пугачеву: "Только не требуй того, что противоречит чести моей и христианской совести", тем самым неразрывно сопрягая в единстве своей личности "честь" и "христианскую совесть", а также ставя это единство, как и "пращур", превыше жизни ("…Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй…").

    - Чего нельзя потребовать у Гринева?

    - А как применительно к этой нравственной категории ведет себя Маша Миронова? (Она добродетельна: честна, целомудренна, верна, добра и искренна.)

    7. Итог урока.

    - Кто же, по мысли Пушкина, достоин простого человеческого счастья?

    Потомство Петра Гринева и Маши Мироновой благоденствует, потому что они построили жизнь своей семьи на христианских заповедях с соблюдением христианских ценностей. Они не только приблизились к Богу, но и сблизились между собой и объединились с другими людьми. Это возможно только в том случае, когда люди живут с Богом.

    8. Звучит молитва «С нами Бог!»

    9. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Какой видит А.С. Пушкин жизнь достойного человека и христианина? (По повести «Капитанская дочка».)»

    Файлы: Христианские мотивы в повести А.docx
    Размер файла: 15207 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология