Автор конспекта:
Автор(ы): — Храмцова Т.Н.

Место работы, должность: — Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ, заместитель директора по УВР, учитель МХК

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

Цель урока:

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к художественной культуре Китая, умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
  • Развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 13

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Мировая художественная культура» для 7 класса издательства «Просвещение», автор Ю.А. Солодовников, 2006 г.

Используемое оборудование: —

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, географическая карта Китая, учебник для 7 класса «Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре. Ю.А. Солодовников.- М.: Просвещение, 2009 г.

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку.

Краткое описание: — В процессе урока обучающиеся знакомятся с Древним и средневековым Китаем, с истоками китайской художественной культуры;определяют место императора Цинь Ши-Хуанди в истории Китая;знакомятся с выдающимися памятниками китайской архитектуры, скульптуры.

План урока.

  • Географическое положение Китая.
  • Достижения и открытия древних китайцев.
  • Правление императора Цинь Ши – Хуанди.
  • Скульптура Китая.
  • Особенности китайского зодчества.
  • Великие памятники архитектуры — Великая Китайская стена, «Запретный город».
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем разговор о художественной культуре Древнего и среднего Востока. О чем мы говорили на прошлом уроке? (о культуре Древней Индии).

    2. Опрос домашнего задания.

    3. Мотивация.

    Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Китая. Презентация, которую вы увидите в течение урока, поможет вам более наглядно представить то, о чем пойдет речь.

    Слайды 1 — 4.

    4. Изучение нового материала.

    Слайд5. Страну, которая располагается в Восточной и Центральной Азии, европейцы называют Китаем. Она была такой же древней, как Индия, и казалась еще более загадочной.

    Слайд 6. В западной части тянутся мощные горные хребты Гималаев и Тянь-Шаня. Отделяя Китай от Индии, эти хребты как бы отгораживают его от внешнего мира естественной мощной стеной.Страна, протянувшаяся во все стороны света, казалась ее жителям бескрайней. Они постоянно видели над собой огромное, бескрайнее небо и были уверены в том, что их земля со всех сторон окружена морями. Поэтому древние китайцы называли свою страну «Тянь – си», что значит «Поднебесная империя».

    Слайд 7. На Китайской низменности много рек. Главная река Китая Хуанхэ протяженностью более 4000км обладает бурным и капризным нравом. Цвет реки постоянно меняется, становясь то серым, то бурым, то желтоватым. Поэтому ее и прозвали «желтая река». Мягкий климат бассейна реки Хуанхэ, лесные и водные богатства способствовали развитию земледелия. Поэтому центральная часть Китая была самой густонаселенной.

    Слайд 8.Признаки цивилизации восходят еще к 4 тыс. до н.э. Китайская цивилизация, одна из самых древних на земле, достигла успехов во всех видах искусства. Узбекский поэт Алишер Навои (1441 – 1501) писал:

    Китай все страны мира превзошел,

    Во всех искусствах до вершин дошел.

    Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений и открытий они сделали на 1000 лет раньше, чем в Европе.

    — Перечислите, что же изобрели китайцы? (В Китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки). Ответы детей.

    — Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

    — Китай своеобразная страна с особой культурой. А достижениями и изобретениями талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и сейчас.

    Слайд 9.Поверхность сосудов, найденных около современного поселения Яншао, покрыта множеством геометрических узоров. Эти узоры были началом письменности, в них уже угадываются начертания будущих иероглифов, обозначающих солнце, луну, горы и водопады. В Китае были развиты художественные ремесла.Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

    Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из сказок, картины родной природы.

    Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».

    На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.

    Мифологическая история Китая тесно переплетена с реальной. Еще в древности вокруг первых поселений стали формироваться маленькие государства, или, как их называли в Древнем Китае, царства. Более мощное подчиняло себе слабые, и страна принимала имя правителя, власть которого длительное время переходила к его потомкам. Самое сильное племя, населявшее долину Хуанхэ во IIтыс. до н.э., дало название целому периоду в истории Китая – периоду Шан, или Инь. Легендарным предком династии Инь был император Шан –ди. Возвышение Шан –ди определило всю религиозную систему древних китайцев, в центре которой стоял культ предков. Шан –ди превратился в божественного первопредка. Затем наступила эпоха Чжоу, последовало смутное время «борющихся царств». Завершающим этапом в истории Древнего Китая было правление императоров династий Цинь и Хань. Именно они привели Китай к политическому единству и назвали его «Поднебесная империя».

    Слайды 10-12 (информация на слайдах).

    5. Физкультминутка.

    Физическому здоровью нации в Китае уделяется огромное внимание. В парках и скверах китайских городов каждый день можно наблюдать за небольшими

    группами людей, старательно выполняющих комплекс незамысловатых упражнений. Давайте и мы немного отдохнем, выполним несколько упражнений китайской гимнастики. Обязательное требование китайской гимнастики – глубокое ритмичное дыхание. «Занимаясь гимнастикой, человек глубже дышит, а при глубоком дыхании из него выходит старое, испорченное, входит же в него новое и свежее», считали врачи и философы Древнего Китая. Действительно, глубокое ритмичное дыхание улучшает вентиляцию легких, интенсивнее снабжает организм кислородом, стимулирует кровоснабжение сердечной мышцы.

    Дети выполняют упражнения вместе с учителем.

    1. И.п.: руки на коленях. Сделать 15-20 глубоких вдохов и удлиненных выдохов, втягивая живот при выдохе и выпячивая при вдохе.

    2. Растереть 20 раз ушные раковины большим и указательным пальцами (один палец поверх ушной раковины, другой под ней). Затем 20 раз растереть их ладонями снизу вверх и обратно.

    3. Поглаживать ладонью голову ото лба к затылку и обратно 10-15 раз.

    4. Движение раскрытыми глазами по горизонтали в одну и другую сторону. Расставив пальцы, вытянуть правую руку вперед. Не двигая головой, смотреть на кончики пальцев. Затем медленно двигать рукой справа налево, не отрывая от нее взгляда.

    5. Качание полусогнутыми в локтях руками. Одну руку выкидывать вперед, а другую назад — примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений в среднем темпе.

    6. Поднимая руки вверх, глубоко вдохнуть, опуская руки – выдохнуть.

    — Продолжаем наш урок.

    Слайды 13 -14.История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая.

    На вершинах гор высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров.

    Наиболее известные памятники «Поднебесной империи» – Великая китайская стена и «Терракотовая армия» были созданы во время правления основателя династии Цинь – императора Цинь Ши-Хуанди.

    Слайды15 -16.

    По неприступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на 6,5 тыс.км протянулась Великая Китайская стена. Строилась она по приказу императора Цинь Шихуанди для укрепления государства. Над возведением Китайской стены одновременно трудилось 300000 человек. Работа не прекращалась ни на один час. Императору предсказали, что строительство будет успешным, если в стену замуруют 10000 человек или мужчину по имени Ван. По преданию крестьянина с этим именем немедленно отыскали. Император приказал убить его и похоронить в стене. 10 лет шло строительство Китайской стены. Тех, кто умирал во время работы, замуровывали в каменной кладке. Поэтому ее называют «Стеной слез» или «Самое длинное кладбище в мире».

    Слайд 17.

    По верху стены проложена дорога шириной в 5-8м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100 -150м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника. Между внешним и внутренним ограждением проложили дорогу. Уже во 2 в. до н.э. под прикрытием мощных стен двинулись торговые караваны от китайских границ в Среднюю Азию и далее на Запад. Этот маршрут вошел в историю как Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культурных связей Китая с другими государствами, а позднее и с Россией.

    Слайд 18.Одной из наиболее распространенных построек стала пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50м. Внешний облик удивительно прост, в нем почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды является слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это в значительной мере облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх.

    Слайд 19. Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей) – один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая, ее устремленность к небу. Она не производит впечатления тяжести и массивности, напротив кажется легкой и изящной.

    В 4 в. древнейшие языческие народные верования, а также конфуцианство были потеснены более развитой религией – буддизмом, привнесенным в Китай из Индии. Буддизм с его веротерпимостью не отвергал национальных религиозных учений, Конфуций был включен в число новых буддийских святых.

    Слайд 20.Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах, которые возводились в честь нового божества. Пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры.

    Слайд 21.Почти на 2км тянется скала высотой в 60м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды.

    Слайд 22. Эмблемой Китая стал храм Неба в ансамбле императорского дворца в «Запретном городе» Пекина, где, отгородившись от всего мира, жил император и куда допускались только избранные. Обращает на себя внимание яркая праздничность его цветового оформления. Слайды 23-25 (по слайдам).

    6. Закрепление.

    Итак, ребята, о чем же мы говорили на уроке? (Ответы детей). А теперь, я предлагаю вам несколько вопросов. Слайд 26.

    7. Подведение итога урока.

    Хорошо, ребята, справились с заданием. К каким же выводам можно прийти, исходя из того материала, с которым вы сегодня познакомились на уроке?

    (Обучающиеся формулируют свои выводы, вместе с учителем подводят итог урока). Слайд 27.

    Выводы:

    1. Развитие и формирование китайской цивилизации определялось ее географическим положением, которое позволяло сохранять свою изолированность от внешнего мира.

    2. Император Цинь Ши- Хуанди объединил пять крупных царств, существующих на территории Китая в одно единое государство.

    3. Планировка «Запретного города» является художественной моделью

    мироздания, созданной на основе древнейших мифологических

    традиций.

    8.Оценки за урок (комментарии учителя).

    9. Задание на дом:стр. 54- 65, вопросы в конце параграфов.

    Творческое задание:составить необычный кроссворд.

    Файлы: Презентация к уроку. Худ.культура Китая.ppt
    Размер файла: 2982912 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология