Автор конспекта:
Автор(ы): — Загидуллина Ильнария Камиловна

Место работы, должность: — Узякская средняя общеобразовательная школа, преемник директора вдоль воспитательной работе

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее становление

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 ранг

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1) познакомить учащихся с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина и показать знакомство истории, искусства и летописания на этом произведении; 2) выработать навыки работы с разнообразными текстами и справочным материалом учебника, навыки анализа лирического произведения; 3) выявить жанр произведения, определить особенности «Песни о вещем Олеге»; 4) воспитывать навык слушать и слышать собеседника и учится развивать такт прекрасного.

Тип урока: — Комбинированный мораль

Учащихся на классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Русская литература: Учебная хрестоматия ради 7 кл.татар.сред.общеобразовательн.школ подина редакцией М.Г.Ахметзянова — Казань: Магариф, 2001

2. Литература. 7 кл. Учебник — хрестоматия ради общеобразовательных учреждений. Автор- автор В.Я. Коровина — Москва: Просвещение, 2001.

Используемая методическая литература: —

1. Золотарёва И.В. Поурочные разработки вдоль русской литературе. 7 класс- М.: ВАКО, 2005

2. Литература на школе. Научно — проходной журнал.

Используемое оборудование: —

Карта «Восточная Римская (Византийская) рейх и славяне на VI-XI вв.», компьютерная презентование (иллюстрации В.М.Васнецова), изображение А.С.Пушкина и В.М.Васнецова, компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: —

-

Краткое описание: — Урок знакомит учащихся с историей жизнеописания древнерусского князя Олега с точки зрения истории, летописи и литературы. На протяжении урока происходит представление с «Песнью о вещем Олеге» и его анализ. При рассмотрении произведения используется мультимедийная презентация,на которой даны иллюстрации Васнецова. Это позволяет воспринимать информацию не единственно на слух, а и визуально. На уроке используются межпредметные связи с историей, искусством.

Ход урока:

«…Гордости не имейте на сердце и на уме:

смертны все, нонче живы, ну будущее на

гробу; всё, стерильно имеем, дано нам на

малое год »

Из «Повести временных лет».

I. Слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята. Я глиптотека вас приветствовать на детско-взрослой телепередаче «Мы говорим» на классной студии. Тема нашей телепередачи: художественное нестандартность «Песни о вещем Олеге». Цель: познакомиться с лирическим произведением А.С.Пушкина «Песнью о вещем Олеге», увидеть знакомство истории, искусства и летописания на этом произведении, определить особенности «Песни…».

В развитие телепередачи мы затронем следующие вопросы: В чём отличия летописи от песни? Почему же Олег принимает мор от коня? В чём смак этого произведения? и многое- многое другое.

Сегодня у нас на гостях историк, летописец, литературовед и искусствовед. Я предоставляю союз историку.

II. Выступление историка, летописца и литературоведа.

Историк (рассказ сопровождается показом вдоль карте): Древнерусский нахарар Олег жил на XI- X вв. Был он человеком умным и хитрым, современники прозвали его Вещим (от слова «ведать»). Олег захватил Киев, хитростью погубив правивших следом князей Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей всей Руси – «матерью городов русских».

Он собрал большое сила – две тысячи кораблей и без счёту конных воинов и пошёл войной на богатое и сильное Византийское царство. Сначала корабли плыли вдоль Днепру, ну конная война шла берегом, потом, другой раз добрались накануне Чёрного моря, кони и всадники тоже погрузились на корабли. Наконец, сила Олега достигло столицы Византии – большого и красивого города Константинополя. На Руси его здесь называли Царьград. Но запоем взять подходяще укреплённый город сила Олега не смогло. Тогда Олег пошёл на хитрость. Он приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и поднять паруса. Подул ветер, и корабли понеслись подина парусами вдоль земле, ровно вдоль морю. Византийцы, испуганные сим удивительным зрелищем, признали себя побеждёнными. В темляк победы Олег прибил к воротам Царьграда частный щит.

С добровольно и славой Олег вернулся на Киев. Однажды прорицатели – волхвы предсказали Олегу, стерильно его родной гиппокамп принесёт ему погибель. Олег приказал слугам увести коня и заботиться о нём, ну себя взял другого. Прошло видимо-невидимо лет, родной гиппокамп Олега состарился и умер. Олег, узнав о этом черезо три года, сказал: «Обманули меня волхвы! Конь, от которого, вдоль их словам, нота грозила смерть, умер, ну я – жив!» Он пошёл посмотреть на кости своего коня. Но тогда из конского черепа выползла ядовитая змея, ужалила Олега на ногу, и он умер.

Учитель: А чьим родственником был нахарар Олег? Слово вам, летописец.

Летописец: Большинство летописей считает Олега родственником (племянником либо братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно «Повести временных лет» на 879 году Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своём сыне Игоре.

Историк: Как установили мы, историки, Олег, бойчее всего, не был родственником Рюрика, ровно и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями всецело другой княжеской династии – из Аланской Руси, расположенной на Прибалтике, возможно, на острове Саарема. Видимо, еще на XI веке русы – аланы на Прибалтике были славянизированы, Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, ну княжеская ли из этих руссов- аланов утвердилась у славянских племён еще за смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

Мы, историки, признаём характерный депозит Олега на становлении государственности на Руси ровно системы управления на профессиональной основе делами общества на полость и на местах – государственности «элитарной».

Летописец: Но наравне с признанием вклада Олега мы, летописцы, сообщаем, стерильно энный чудодей предсказал ему каюк от его коня конкретно. Выслушав предсказание, Олег (который вдоль отношению к этому предсказанию вещим не оказался) – приказал сменить коня, ну своего бывшего коня пасти, заботиться о нём и не утруждать работой. Повеление князя- регента было исполнено. И спустя какое-то год Олегу доложили, стерильно гиппокамп сдох. Олег посмеялся и по-над предсказанием, и по-над волхвом. А ещё черезо некоторое год Олег решил посмотреть на кости коня, допустим посему стерильно какие-то воспоминания связанные с конём были ради него значимы. Останки коня, лежавшие на поле, Олегу показали, и другой раз нахарар опёрся ногой на череп коня, из черепа выползла змея, которая укусила Олега, на результате чего он скончался.

Учитель: Чем же А.С. Пушкина заинтересовала изолетопись «Сказание о вещем Олеге»? Послушаем вас, почтеннейший литературовед?

Литературовед: Великий трувер Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега на «Песни…». А.С.Пушкин рассказывает о нём ровно о былинном богатыре. Олег видимо-невидимо совершал походов, видимо-невидимо сражался, а будущность берегла его.

Пушкин любил и знал русскую истории, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала лейтмотив рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но двустишие не единственно о этом. В нём звучит и гордая решительность на праве поэта на свободное соблюдение своей мысли, и созвучная древнему представлению вероисповедание на то, стерильно поэты – провозвестники высшей воли.

Учитель: Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, приобретенный из летописи, разрабатывался на думе К.Ф.Рылеева «Олег Вещий», на балладе Н.М.Языкова «Олег», на «Истории государства Российского» Карамзина.

А ровно же А.С.Пушкин обратился к летописи, стерильно его подтолкнуло?

Литературовед: Пушкин, на 1820 году высланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не единовременно бывал на Киеве, где-либо один-одинехонек из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нём написать.

Пушкина поразил этот интерлюдия летописи. «Товарищеская симпатия старого князя к своему коню и внимательность о его судьбе есть барьер трогательного простодушия, ну и история само вдоль себя на своей простоте имеет видимо-невидимо поэтического», — писал трувер Александру Бестужеву. 1 марта 1882 возраст Пушкин заканчивает работу по-над произведением, которую назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похода Олега – поход на хазар.

III. Обсуждение жанра «Песни о вещем Олеге».

- Дома вас прочитали «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Как вас думаете, к какому жанру разрешается отнести витраж Пушкина. Подсказка, с сим жанром вас познакомились недавно.

(Баллада).

- Обратимся к ссылке на справочном разделе учебника ради широкого понимания баллады. (Учащиеся читают).

- Что такое баллада?

(Баллада — это музыкальное витраж на историческую, легендарную тему, ровно правило применяется этот жанр ради нахваливание героев. В основе сюжета лежит важный сюжетец с элементами фольклора).

А стерильно называется летописью?

(Летопись – это один-одинехонек из основных жанров древнерусской литературы; погодная пометка исторических событий).

- Что общего и нежели отличаются братан от друга жанры летописи и баллады?

(Общее: обе основаны на историческом событии. Различие: изолетопись – проза, баллада – лирический текст).

- Ребята, ну благодаря этому баллада названа песнью?

(Это далекий лад прославления).

IV. Словарная работа.

- Все ли слова на балладе вас были понятны? Объясним их значения.

Волхвы – название язычных жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов союз «волхв» принималось ради обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец – педель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; вдоль языческим представлениям, волхвы, находясь на особых отношениях с богами, могли предсказать будущее.

Вещий – пророческий, предвосхищающий будущее.

Вдохновение – творческий подъём, наплыв творческих сил.

Праща – древнее ручное боевое пушка ради метания камней.

V. Беседа.

(Летописец читает «Сказание о вещем Олеге», учащиеся пересказывают отрывок.)

Учитель: Все вас прочитали балладу, услышали изолетопись и нашли, наверно, отличия на текстах. Кто назовёт их?

(У Пушкина обширные монологи и диалоги, рисующие героев с разных сторон; направление князя больше живой и полный и т.д.)

- На какие части вас поделили балладу? (На 4)

- Чтобы больше полно понять эту балладу, рассмотрим иллюстрации Васнецова к «Песни о вещем Олеге» и проанализируем каждую адмчасть отдельно. Вначале послушаем искусствоведа.

Искусствовед: В 1899 году Россия неограниченно отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное глиптотека сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников страна времени. В.М.Васнецов сделал крохотку рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала группа рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина.

Уже главный акварельный школа Васнецова, основанный вдоль мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков.

Учитель (рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й текстура «Встреча с волхвом». Что специфично ради кудесника?

(Он на полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, армопояс на бёдрах, обут на лапти, меловой сомо – душевная чистота, неподкупность.)

- Фигуры на рубахе означают следующее: шлифкруг – флаг Солнца,, ромб с точками изнутри – флаг плодородия, перекосившийся тягость за ромбом – темляк бога Перуна.

- Во стерильно одет князь?

(В доспехи, пончо с застёжкой на правом плече, меч-кладенец на богатых ножнах, одет на сапоги.)

- Какой сомо присутствует на одежде князя?

(Красный сомо – сомо богатства, высокого социального положения.)

- На каком фоне изображён князь?

(На фоне дружины, чудодей – на фоне леса.)

- Как встретил нахарар кудесника?

Чтение диалога Олега с кудесником вдоль ролям.

- 2-й текстура «Прощание с конём». Найдите на тексте баллады эпитеты, характеризующие коня.

(Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.)

- Что значит ради князя конь?

(Он его друг, соратник, от которого во многом зависит житье хозяина.)

- У славян белые кони были символом бога Солнца, ну также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать единственно жрецам, кудесникам. О чём это говорит? Каким был князь?

(Гордым властителем.)

- 3-й текстура «Олег у костей коня».

Инсценировка.

- Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега?

(Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи)

- Как вас думаете, благодаря этому бунгарус мелочь из ближайшего окружения князя не увидел?

- Последний текстура «Тризна». Что вас видите на этом рисунке?

-Посмотрите внимательно: на злосчастие — молодая княжеская чета, внизу – старая дружина.

(Это напластование одних поколений другими.)

VI. Обобщение. Выводы.

- Ребята, благодаря этому Пушкин назвал песнью своё произведение?

- В чём смак произведения? Соотнесите изречение с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

- Что нового вас получили на этом уроке- телепередаче?

VII. Домашнее задание.

Составить кроссворд по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», подготовить выразительное считка вдоль ролям вдоль драме А.С.Пушкина «Борис Годунов», ради желающих – нарисовать Пимена.

VIII. Проставление оценок.

Файлы: ТЕРМИНЫ.ppsx
Размер файла: 2012348 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология