Автор конспекта:
Автор(ы): — Шалатова Нина Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ№11

Регион: — Тамбовская отрасль

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее профобразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Тип урока: — Комбинированный наставленье

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Урок № 7 в 1 четверти 3 класса "Художественное муза моего народа – живительный материал композиторов и художников» знакомит с народными календарными праздниками, закрепляет знания о композиторах, которые использовали в своём творчестве народные мелодии.

Тема: Художественное муза моего народа – живительный источник

композиторов и художников.

Цель: Разучивание и воплощение календарных песен, закличек.

Задачи:

личностные:

развивать любопытство к народному творчеству, обогащать эмоционально-волевую сферу учащихся

образовательные:

Формировать у учащихся художественные знания, умения, навыки в области народного искусства, его традиционные образы, уходящие глубокими корнями в историю мировоззрения; мастерство различать народную и композиторскую музыку;

развивающие:

развивать слух;

совершенствовать вокально-хоровые навыки

воспитательные:

воспитание учащихся на лучших традициях народного творчества.

коммуникативные:

находить продуктивное сотрудничество С сверстниками около решении музыкально-творческих задач

Методы урока:

1. Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)

2. Проблемный

3. Частично-поисковый

Оборудование урока:

Для учителя:

Музыкальный ряд:

1. Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон);

2. Детские музыкальные инструменты;

3. Диски:

Рахманинов. 3-ий киноконцерт для клавир с оркестром;

Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские»;

Чайковский. «Декабрь».

Литературный ряд:

1. Заклички к «Святкам»

2. Жуковский. Баллада «Светлана».

Зрительный ряд:

1.Комьютер: Корин. «Александр Невский», Солдат в Трептов.парке, чертеж «Гадание»

2. Нотная запись

3. Нотная музыкальная доска

Разработка урока с применением интерактивных методик

Ход урока.

I. Организационный момент. Приём «Нестандартный ход в класс»

1. Вход в класс подина музыку Чайковского «Декабрь» («Святки»), одетые в народные костюмы

2. Приветствие в духе народного поклона, исполняя русскую народную песню «Со вьюном я хожу»

Приём шаг после шагом

1.Что мы исполняли?

2.Композиторская колыбельная или народная?

3.Как называется песня?

4.Какой стиль песни?

5.Какой характерец песни?

II. Рахманинов. 3-ий киноконцерт для клавир с оркестром (фрагмент) – слушание.

1. Много песен мы слушали и пели. Одни назывались народными, другие – композиторскими.

-Чем отличаются народные песни от композиторских?

-Многие народные песни слагались в мера далёкое время, другой раз не было музыкальных школ и музыке никого не учили. В те эпоха песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах.

Народные песни не записывались, но передавались вдоль слуху от человека к человеку, т.о. дошли раньше наших дней. В заслуга от народных, композиторские сочиняются образованными музыкантами и поэтами.

2. Определить вдоль нотной записи неудовлетворительно музыкальных произведения: композиторское и народное:

3. Пение вдоль нотам с использованием нотной доски.

Мелодии построены на сочетании соседних звуков – это причина певучести.

Плавность мелодии роднит результат Рахманинова с русской народной песней.

4. Слушание 3 концерта для клавир с оркестром Рахманинова.

-Что общего посерединке этими двумя произведениями?

Приём «Корзина идей, понятий, имён» (что допустим в корзину?)

На доске таблички С словами: плавность мелодии, отрывистость, песенность, маршевость, распевность, танцевальность

Дети выбирают правильные слова

5. Вывод: Плавность мелодии, певучесть, распевность характерна для русской народной песни, т.к. раскрывает характер.

III. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Хор «Вставайте, люди русские» — слушание.

Шёл питерский паренёк – исполнение.

  • П. Корин. Александр Невский – картинка на компьютере
  • -Кто таковой Александр Невский?

    -Князь, полководец, богатырь, протектор земли русской.

    Приём «Я – композитор»

    Какую бы вас музыку написали вдоль характеру?

    Ответы ребят

    -Прослушать река «Вставайте, люди русские», определить, какая отрезок роднит эту музыку с народной песней. (2-ая часть).

    2.Солдат с девочкой на руках в Трептов.парке – картинка на компьютере

    -Что вас видите на картине?

    -Это памятник, образок русского солдата, спасшего сполна община от фашизма. Это роднит образок солдата с Александром Невским.

    -Народные песни сочинялись и в больше дальше время.

    -По мелодии определить песню

    «Шёл питерский паренёк» — воплощение песни с соблюдением динамики: P, mP, f, mf.

    Вывод: Кантату Прокофьева и песню «Шёл питерский паренёк» роднит певучесть, задушевность.

    IV. Календарные песни.

    — Народных песен вконец много, но их дозволяется поделить на группы: хороводные, лирические, плясовые, обрядовые, солдатские, трудовые, былины и большую группу составляют календарные песни.

    (Продолжает Т.Н. Карпова).

    1. Народные календарные праздники Святки, Встреча Весны (Масленица), Троица, Жниво, своими корнями уходят в глубь язычества – это обожание различным божествам: богу Воды, Земли, Огня, Дождя, Солнца – ходатайство к ним о плодородии земли и урожае.

    -Ребята, но подобно почитали силы природы в старину? (рисунки)

    Приём «Шаг после шагом»)

    Огонь –царь

    Вода – царица

    Земля – матушка

    Небо – отец

    Ветер – господин

    Дождь – кормилец

    Солнце – князь

    Луна – княгинюшка и т.д.

    2. «Святки»- это общий изо главных праздников старины.

    Всем действиям этого праздника придавался колдовской характер, которым были наделены на высокоурожайность будущего года:

    -шествие ряженых

    -щедрование

    -колядование

    -обсыпание дома злаковыми.

    Всё это земледельческие ритуальные язычества.

    «Святки» — святые вечера, сице обычно в России назывались праздничные дни раньше Рождества Христова (с 7 января раньше 18 января).

    К «Святкам» раньше готовились, разучивали стихи, песни-колядки, делали костюмы, маски. (Читает стих)

    Пришла коляда

    Накануне Рождества

    Дайте коровку,

    Масляну головку!

    А дай бог тому,

    Кто в этом дому!

    Ему рожь густа,

    Рожь ужилиста!

    Ему с колосу – осьмина,

    Из зерна ему коврига!

    Из полузерна – пирог

    Наделил бы вас Господь

    И житьём, и бытьём,

    И богатством;

    И создай вам, господи,

    Ещё предпочтительнее того!

    V. Исполнение песен, закличек, колядок.

    Приём «Услышать-обсудить-ответить»

    Какой характер, лад, характерец песни?

    1.К нам в крови пришли ряженые (к доске стало рок-группа учащихся в масках)

    Зароди, Боже, жито в пшеницу,

    Всякую яровицу,

    А в луг – ядро,

    А в доме добро!

    Куда конек хвостом –

    Там жито кустом,

    Куда козочка рогом –

    Там жито стогом.

    -Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С Новым счастьем! С новым здоровьем!

    Исполнение песни «Воробушек летит»

    2.(читает стих)

    Коляда-коляда,

    На второй день Рождества!

    Кто подаст пирога,

    Тому шихтоплац живота!

    Кто не даст лодка –

    Тому сивая кобыла

    Да оборвана могила!

    Исполнение песни «Коляда!»

    3. (читает стих)

    Коляда, коляда!

    Ты подай пирога,

    Или хлеба ломтину,

    Или монета полтину,

    Или курочку с хохлом,

    Петушка с гребешком,

    Или сена клок,

    Или острога в бок.

    Исполнение песни «Сею, вею, посеваю»

    (хором) Здравствуйте!

    С Новым годом!

    Со всем родом!

    Чтоб здоровы были,

    Много лет жили!

    VI. Чайковский. Декабрь. Святки. – слушание.

    -Великий остров сочинитель Пётр Ильич Чайковский вконец любил празднество «Святки». В фортепианном цикле «Времена года» январь месяц назван «Святками».

    -Послушайте и определите характер. Что дозволяется представить подина эту музыку?

    Слушание.

    -Характер нежный, ласковый, певучий, подобно подобно роднит с русской народной песней.

    -На следующих уроках мы продолжим блат с календарными праздниками.

    Приём «Два смайлика»

    Понравилось на уроке?

    Приём технологии критического мышления

    Заполните анкету:

    Мне понравилось на уроке…

    Я настоящее узнал…

    Я хочу ещё послушать…

    Я хотел бы научиться играть на детских музыкальных инструментах

    Домашнее план Приём «Изобретательские задачи»

    Сочинить калядку

    VII. Вывод.

    Музыка бывает народная и композиторская.

    Характер музыки, художественное муза народа исходит изо характера народа, его души и природы, окружающей его.

    (звонок). До свидания.

    Выход изо класса подина музыку П.И. Чайковского «Святки».

    Файлы: Приложение 2.doc
    Размер файла: 95232 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология