Автор конспекта:
Автор(ы): — Колесова Светлана Александровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 1 ГОРОХОВЕЦ

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1.Развивать умение анализировать фрагмент произведения,озаглавливать его. 2.Побудить учащихся задуматься об уязвимости человека перед силами природы, перед бушующей стихией,задуматься о возможностях человека в экстренных ситуациях, силе духа, мужестве. 3.Обсудить проблемы прав пострадавших при кораблекрушениях и военных конфликтах. 4.Привлечь внимание детей к проблеме поведения человека в минуты смертельн

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: — УМК «Вокруг тебя-мир»/Книга для ученика.6 класс. -К.Сухарёв-Дериваз и др.-М.:Наука,1999/
. .Атлас великих сражений. -М.:РОСМА,2002.

Используемая методическая литература: — ТСО: художественные фильмы «Корабли штурмуют бастионы» или «Адмирал»/ для демонстрации эпизодов морского боя/.

Краткое описание: — Краткий план урока: 1. Приветствие. 2. Сообщение целей и задач урока. 3. Подготовка к восприятию произведения. 4. Чтение текста учителем. Словарь. 5. Проверка первичного восприятия. 6. Анализ художественного текста. 7. Обобщение. 8. Итог урока. Рефлексия. 9. Домашнее задание.

Ход урока.
1. Приветствие
2. Сообщение целей и задач урока в ходе предварительной беседы.
-На двух предыдущих уроках мы вели разговор об одном из популярных сюжетов литературы: столкновениечеловека со стихией. В центре нашего внимания были тексты различных жанров: баллада Бюргера «Песнь о благородном человеке»,очерк Г.Бочарова «Что человек может». Ив том, и в другом произведении человек противостоял стихии, помогал людям, попавшим в беду. Мы познакомилисьс героями, рисковавшими своей жизнью во имя спасения других людей. Сегодня мы познакомимся с фрагментом из романа «Цусима»,но прежде несколько слов о писателе.
1-й ученик: Алексей Силыч Новиков/1877-1944/ русский писатель, автор морских повестей и рассказов. В период Русско-Японской войны 1904-1905гг служил матросом на броненосце «Орёл», участвовал в Цусимском сражении, и его роман«Цусима» имеет документальную основу. В русской литературе было несколько писателей с фамилией Новиков, поэтому Алексей Силыс взял себе вторую фамилию,связанную с так любимым им морем – Прибой./набегающие на берег волны/.
3. Подготовка к восприятию произведения.
2-й ученик:/показывает на карте/ В романе «Цусима» Новиков-Прибой рассказывает о войне России и Японии в 1904-1905гг, о решающем сражении этой войны, произошедшем близ Японских острововв проливе Цусима в мае 1905года, спустя пять месяцев после сдачи Порт-Артура, гдевторая русская Тихоокеанская эскадрабыла разгромлена японским флотом. Тысячиматросов и офицеров, геройски сражавшихся в поединке с японским флотом, были бессмысленно загублены своим командованием. Поражениев Цусимском проливеозначало нетолько потерюрусского военно-морского флота, но иокончание русско-японской войны.
3-й ученик: Численный перевес был на стороне Японии,как в вооружении,так и в живой силе противника, но русская эскадра приняла бой, хотя исход его был ясен:/ на доске

Россия
Япония
12 броненосцев,
9 крейсеров,
9 миноносцев
228 орудий
— 12 броненосцев
40 крейсеров
63 миноносца
910 орудий

— — Об одном из эпизодов Цусимского сражения мы сейчас прочитаем.
4. Чтение текста учителем.
5.Проверка первичного восприятия:
-Чем закончилась эта битва?/японцы потопили 4 эскадренных броненосца, вспомогательный крейсер и повредили почти все суда русской эскадры. Ночью японцы атаковали60-ю миноносцамиостатки русского флота, к утру 15 мая Вторая Тихоокеанская русская эскадра перестала существовать/
-Взволновало вас это повествование? Чем?
-Какие чувства вы испытали, узнав о таком драматическомразвитии событий?
-Какой эпизод запомнился наиболее ярко? Почему?
-Посмотрите эпизод морского сражения из кинофильма, «войдите» в художественное пространство, почувствуйте его.
6. Анализ текста.
-Каков стиль повествования?
-Да, это художественный стиль, и всё же он немного необычен, какой ещё стиль напоминает?/публицистический/ Это как репортаж с места событий: кратко, сжато, чётко ./
-Найдите в тексте слова ифразы, которые помогают увидеть картину гибели корабля/1-2 абзац, вывод- картина происходящего показанакак кадры фильма- всё происходит за считанные минуты/.
-Как можно озаглавить этототрывок текста, какое событие самое важное?
-Какиерепродукции на доске могут служить иллюстрациями к данному отрывку?
-Далее по тексту найдите и прочитайте, как ведут себя люди, внезапно очутившиеся в воде/растерянность…сумятица…море кишело людьми…до берега было слишком далеко../ Какозаглавим этот отрывок?
-Бой прекратился, последний выстрел- и тишина. Что нарушало так внезапно обрушившуюся тишину? Прочитайте. Как называется этотхудожественный приём? /контраст/ Как озаглавим данный отрывок текста?
-Моряки оказались 1:1 со стихией, как они себя ведут? Прочитайте./мужественно, спокойно,даже шутят над своим бедственным положением, помогают товарищам, которые ранены или не умеют плавать, не подаются панике/ Моряки оказались в сложной жизненной ситуации: вокруг ледяные волны,ветер, корабль загорелся и тонет, продолжается обстрел..Каким фразеологизмом можно озаглавить этот отрывок?/из огня да в полымя, между молотом и наковальней/
-Найдите и прочитайте далее по тексту, когда пришла помощь, кто спасал потерпевших/спасение производила враждующая сторона, вспоминаемвыдержки из Гуманитарного права: «не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному, в то же время, ненависть не должна помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение/
-Когда закончилось спасение? Чего страшились моряки?/в темноте их не заметят/.
-Если бы японская сторона не стала спасать русских моряков, что с ними бы стало? Как озаглавим этот отрывок?Какая здесь главная мысль?
-Почему автор говорит,что «…этим несчастным в воде было тяжелее, чем в бою»?
7.Обобщение.
-Мы с вами прочитали три произведения из раздела «SOS», что объединяетих?
-Что важно для людей, попавших в беду?
-На кого можем надеяться мы с вами, если попадем в беду?
-Как вы думаете, ктов современных условиях обязан оказывать помощь любому, потерпевшему кораблекрушение?
-Какие правовые нормы, законы действуют в условияхвооружённогог конфликта?/зачитывают цитаты или отвечают своими словами/
8.Итог урока.Рефлексия.
-На протяжении трёх уроков мы с вами говорили олюдях, оказавшихся 1:1 со стихией, мужественно противостоящих ей.Познакомимся с информацией из рубрики«Знаешь ли ты?» на стр.59 : «Во второй Женевской конвенкции(1949г) говорится о том, что во время военных действий любой корабль обязан взять на борт потерпевших кораблекрушение, оказать им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника».
-Ещё в древности многие воиныбыли милосердны к поверженным врагам на поле боя, но не все и не всегда. Скажите, какая организация стала заботится о правах побеждённых, о гражданском населении во время военных действий?/о деятельности Красного Креста/.
-Мы записали план эпизода морского сражения, попробуйте подобратьиллюстрациик тексту вцелом или к каждому эпизоду сражения. Может вам подойдут репродукции на доске?
9. Домашнее задание.
-Письменно изложите свою точку зрения : согласны ли вы с высказыванием : «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают» Н.Г.Чернышевский.Или : «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их» А.Швейцер.

Файлы: разработка урока.doc
Размер файла: 47616 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология