Автор конспекта:
Автор(ы): — Невлянская Ольга Викторовна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ»Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Михайловки» Волгоградской области

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

  • систематизировать знания учащихся по правам человека; закрепить основные термины по теме «Человек и его права».
  • продолжать развивать умение работать с проблемными заданиями, с документами; работать в группе, выступать публично, высказывать и отстаивать собственное мнение;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.И.Кравченко Обществознание, 9 класс, издательство "Русское слово"

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, компьютер, Конституция РФ, маршрутные листы для каждой группы

Краткое описание: — Урок построен в форме поэтапной игры с решением проблемных задач. Весь материал излагается с использованием презентации. В ходе урока используются музыкальные и фото заставки, которые создают определенный эмоциональный фон. Урок заканчивается обобщающей дискуссией и рефлексией.

Тема урока «Я — гражданин»

Цель:

  • систематизировать знания учащихся по правам человека; закрепить основные термины по теме «Человек и его права».
  • продолжать развивать умение работать с проблемными заданиями, с документами; работать в группе, выступать публично, высказывать и отстаивать собственное мнение;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции.

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Форма урока: поэтапная игра с решением проблемных заданий

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Конституция РФ, маршрутные листы для каждой группы

Ход урока

1. Организационный момент. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы. Парты сдвинуты таким образом, чтобы каждая группа могла удобно разместиться.

2.Основная часть. Мы закончили изучать большую тему «Человек и его права». Нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили в ходе изучения этой большой темы. Наш урок предлагаю провести в виде игры. Познакомимся с правилами игры, которую мы назовем «Я — гражданин».

В игре принимают участие четыре команды. У каждой команды есть маршрутные листы с заданиями. Каждый правильный ответ оценивается в два балла. По окончанию урока-экзамена каждая команда получит оценки.

С правилами познакомились. Приступаем к игре.

2.1. Первая остановка нашего маршрута «Соотнеси». Установите соответствие между и понятиями и определениями. К каждому элементу первого столбцу подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Слайд № 2.

ПОНЯТИЯ

А) референдум

Б) гражданство

В) конституция

Г) права человека

Д) демократия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти

2) охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять

3) форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования

4) основной закон, определяющий основы устройства общества и государства, регулирующий жизнедеятельность общества и закрепляющий основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Имеет высшую юридическую силу.

5) устойчива правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Слайд № 3. Проверка задания и выставление баллов

2.2. Учитель: Двигаемся дальше по маршруту. Следующая остановка

Слайд № 4.Правовой статус человека

2-й пункт маршрута.

Учитель:Правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей личности, закрепленная нормативными актами государства.

Учитель: В каком документе РФ зафиксированы права и свободы человека и гражданина?

— Когда была принята Конституция РФ?

— Что такое свобода человека? ( Отсутствие каких-либо ограничений)

— Свобода имеет границы?

Слайд № 5. Права человека

Учитель: Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на гражданские (основные и процедурные), политические, социально-экономические и культурные.

Учитель: Выполните задание №1

Работа в группах

Задание: Найдите в приведенном списке группу прав и выпишите их номера в порядке возрастания

(см. Приложение № 2, задание № 2).

Группа ☼ — гражданские права

Группа ☺ — социальные права

Группа ♥ — политические права.

Группа ♪ — экономические и культурные права

Слайд № 7. Проверка задания и выставление баллов

☼ – 2 3 5 8 10

☺– 1 4 6 7 9

♥– 2 4 6 8 10

♪– 1 3 5 7 9

Учитель:Права человека и гражданина – это одно и тоже? (Да)

— С какого возраста наступает правоспособность гражданина? (С рождения)

Учитель: Мы рассмотрели одну из составляющих правового статуса человека — права.

Дайте определение понятию «обязанности»

(Обязанности – круг действий или задач, возложенных на кого-то и безусловных для выполнения)

Учитель:Дайте определение этому понятию другими словами, «переведите» с «научного» языка на «доступный

Задание № 2: составьте кластер «Основные обязанности» (см. Приложение № 2, задание № 3) (по 2 балла за правильный ответ).

Слайд № 8. Проверка задания «Основные обязанности» и выставление баллов

Назовите основные конституционные обязанности гражданина РФ.

2.3. Закрепление

Слайд №9. Сказки

Учитель:Проверим, насколько хорошо вы усвоили права человека. Перед вами иллюстрации из русских народных сказок. Какие права здесь нарушены?

1. «Колобок» — право на жизнь;

2. «Морозко» — право на свободный труд;

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» — право на защиту чести и достоинства;
  • «Теремок» — право на неприкосновенность жилища;
  • «По-Щучьему велению»- никто не имеет право подвергаться пыткам и насилию;
  • «Кот, лиса и петух» —
  • Слайд № 10. «Шифровальщик»

    Учитель: Ваша задача соотнести иллюстрации с основными обязанностями гражданина РФ.

    Учитель: Право на образование – это право или обязанность?

    Если ребенок и родители выразили письменное согласие в отказе от учебы, то основное общее образование не обязательно? (0бязательно. Ст. 40, п. 4)

    Учитель:следующая остановка Государственная власть в РФ

    Слайд № 11. Государственная власть в РФ

    3-й пункт маршрута.

    2.4. Государственная власть в РФ

    Работа в группах

    Задание:Изучив указанные статьи Конституции, заполните пропуски (См.Приложение №2, задание № 3)

    Группа ☼ — Президент РФ

    Группа ☺ — Федеральное Собрание

    Группа ♥ — Правительство РФ.

    Группа ♪ — судебная власть

    Проверка задания и выставление баллов

    Слайды № 13, 14, 15, 16 Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть.

    2.5. Учитель:Подсчитайте баллы. Выставите себе оценки согласно ключу. Как вы думаете, после сдачи нашего «экзамена», вас можно считать гражданином нашей страны?

    Дайте определение понятию «гражданин» (Это человек, обладающий правовым статусом и определяющий его юридическое положение в обществе)

    Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).

    А человека, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего Отечества? (Патриот, гражданин).

    Продолжите высказывания:

    Слайд № 17

    Гражданин – человек, который

    любит ___________________________________________________

    переживает _______________________________________________

    действует _________________________________________________

    Слайд № 18

    Законы обывателя

    Думай только ___________________________________________

    Заботься только _________________________________________

    Лишь бы меня __________________________________________

    Примерные ответы:

    Гражданин – это человек, который

    • любит свою родину
    • переживает ее беды и проблемы как свои собственные
    • действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину процветающей

    Законы обывателя:

    • думает только о себе
    • заботится только о собственном благе
    • лишь бы меня не трогали

    Слайд № 19, 20

    Учитель: Итак, кто же такой гражданин? Нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий интересами и нуждами страны, «Отечества достойный сын».

    Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Девиз гражданина быть, а не казаться»

    Файлы: Приложение 2.doc
    Размер файла: 99328 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология