Автор конспекта:
Автор(ы): — Рожкова Ольга Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ»Стемасская СОШ»
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
познакомить с личностью поэта, с ранней поэзией В. Маяковского
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — До недавнего времени Владимира Владимировича Маяковского у нас знали все от мала до велика. И не только потому, что его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине» ( Б. Пастернак), он и сам стремился быть на столе у каждого: писал для всех разом, но и для любого поколения, любого профсоюза по отдельности, никого не забывая, ничего не минуя. Маяковский безудержно рвался в грядущее, и он достиг своего: в библиотеках и вузах, школах и детских садах полвека висели портреты «агитатора, горлана-главаря», а его творчество разошлось на множество подходящих к случаю цитат. Сегодня мы объективнее можем разобраться, для кого Маяковский действительно жив и какой Маяковский остаётся исключительно памятником минувшей эпохи. Это и будет задачей наших уроков о Маяковском. Я предлагаю вам поговорить о творчестве В.В. Маяковского, не скрывая противоречий, курсивно выделяя то, что современно, художественно неоспоримо. Когда-то В. Маяковский, обращаясь к молодому поколению, заявил: «Я – ваш поэт!». Предлагаю вам подумать и в конце урока дать ответ на вопрос: «Ваш ли поэт Маяковский?»
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Я – поэт. Этим и интересен» (В. Маяковский). Первый период
Творчества В. Маяковского
Цель: познакомить с личностью поэта, с ранней поэзией В. Маяковского.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
До недавнего времени Владимира Владимировича Маяковского у нас знали все от мала до велика. И не только потому, что его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине» ( Б. Пастернак), он и сам стремился быть на столе у каждого: писал для всех разом, но и для любого поколения, любого профсоюза по отдельности, никого не забывая, ничего не минуя.
Маяковский безудержно рвался в грядущее, и он достиг своего: в библиотеках и вузах, школах и детских садах полвека висели портреты «агитатора, горлана-главаря», а его творчество разошлось на множество подходящих к случаю цитат.
Сегодня мы объективнее можем разобраться, для кого Маяковский действительно жив и какой Маяковский остаётся исключительно памятником минувшей эпохи. Это и будет задачей наших уроков о Маяковском. Я предлагаю вам поговорить о творчестве В.В. Маяковского, не скрывая противоречий, курсивно выделяя то, что современно, художественно неоспоримо. Когда-то В. Маяковский, обращаясь к молодому поколению, заявил: «Я – ваш поэт!». Предлагаю вам подумать и в конце урока дать ответ на вопрос: «Ваш ли поэт Маяковский?»
II. Презентация и доклад о жизни и творчестве В.В. Маяковского.
Рассказы о детстве, юности поэта, о восторженном отношении к революции, о литературной деятельности, о сближении с футуристами, о работе в «Окнах РОСТА», о человеческих качествах поэта.
III. Сообщение о первом периоде творчества В. Маяковского (выступление учащихся).
Слово учителя.
Каким же был поэт в начале своего творческого пути? Достаточно уже беглого взгляда на автопортрет из поэмы «Люблю»:
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся глазастый.
Неустроенный, он ненавидит быт, для него исключительно мещанский («Желудок в панаме!»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой-фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и наигранной нагловатостью. Он нигилист, и он жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе не уверен. Он живёт на переходе, в центре столкновений нового и вечного, и тем близок молодым людям любых эпох.
Как всякий большой художник, он пришёл в искусство с заявкой нового зрения. Причём его заявка была демонстративной, а жажда незнаемого – по-мальчишески вызывающей.
А сейчас мы послушаем стихи из раннего сборника Маяковского.
IV. Выступление учащихся.
V. Чтение и анализ стихотворений «Ночь», Утро», «Надоело».
— Определите главное содержание и мотивы первых стихов. (Урбанизация, поэт и город, поэт и толпа, «я» и «они» — обыватели, мотивы обиды и жалобы.)
— Каким видит мир Маяковский?
— Как относится к городу?
_ Какие поэтические приёмы использует в стихах? ( Метафора, сравнение, противопоставление.)
Вывод: раннюю поэзию Маяковского отличает космический масштаб, гиперболизация фигуры лирического героя. В поэтике раннего Маяковского приём реализации метафоры и сравнения служит для передачи антиэстетизма окружающей жизни, людей. Антиэстетизм — это отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности. Это один из принципов футуризма.
VI. Обсуждение вопроса: «Ваш ли поэт Маяковский?».
Домашнее задание.
1. Читать поэму «Облако в штанах».
2. Учебник (с. 153-157) читать.
Файлы: 5 класс литература.rar
Размер файла: 88585 байт.