Автор конспекта:
Автор(ы): — Рожкова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ»Стемасская СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

познакомить с личностью поэта, с ранней поэзией В. Маяковского

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — До недавнего времени Владимира Владимировича Маяковского у нас знали все от мала до велика. И не только потому, что его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине» ( Б. Пастернак), он и сам стремился быть на столе у каждого: писал для всех разом, но и для любого поколения, любого профсоюза по отдельности, никого не забывая, ничего не минуя. Маяковский безудержно рвался в грядущее, и он достиг своего: в библиотеках и вузах, школах и детских садах полвека висели портреты «агитатора, горлана-главаря», а его творчество разошлось на множество подходящих к случаю цитат. Сегодня мы объективнее можем разобраться, для кого Маяковский действительно жив и какой Маяковский остаётся исключительно памятником минувшей эпохи. Это и будет задачей наших уроков о Маяковском. Я предлагаю вам поговорить о творчестве В.В. Маяковского, не скрывая противоречий, курсивно выделяя то, что современно, художественно неоспоримо. Когда-то В. Маяковский, обращаясь к молодому поколению, заявил: «Я – ваш поэт!». Предлагаю вам подумать и в конце урока дать ответ на вопрос: «Ваш ли поэт Маяковский?»

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Я – поэт. Этим и интересен» (В. Маяковский). Первый период
Творчества В. Маяковского
Цель: познакомить с личностью поэта, с ранней поэзией В. Маяковского.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
До недавнего времени Владимира Владимировича Маяковского у нас знали все от мала до велика. И не только потому, что его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине» ( Б. Пастернак), он и сам стремился быть на столе у каждого: писал для всех разом, но и для любого поколения, любого профсоюза по отдельности, никого не забывая, ничего не минуя.
Маяковский безудержно рвался в грядущее, и он достиг своего: в библиотеках и вузах, школах и детских садах полвека висели портреты «агитатора, горлана-главаря», а его творчество разошлось на множество подходящих к случаю цитат.
Сегодня мы объективнее можем разобраться, для кого Маяковский действительно жив и какой Маяковский остаётся исключительно памятником минувшей эпохи. Это и будет задачей наших уроков о Маяковском. Я предлагаю вам поговорить о творчестве В.В. Маяковского, не скрывая противоречий, курсивно выделяя то, что современно, художественно неоспоримо. Когда-то В. Маяковский, обращаясь к молодому поколению, заявил: «Я – ваш поэт!». Предлагаю вам подумать и в конце урока дать ответ на вопрос: «Ваш ли поэт Маяковский?»
II. Презентация и доклад о жизни и творчестве В.В. Маяковского.
Рассказы о детстве, юности поэта, о восторженном отношении к революции, о литературной деятельности, о сближении с футуристами, о работе в «Окнах РОСТА», о человеческих качествах поэта.
III. Сообщение о первом периоде творчества В. Маяковского (выступление учащихся).
Слово учителя.
Каким же был поэт в начале своего творческого пути? Достаточно уже беглого взгляда на автопортрет из поэмы «Люблю»:
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся глазастый.
Неустроенный, он ненавидит быт, для него исключительно мещанский («Желудок в панаме!»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой-фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и наигранной нагловатостью. Он нигилист, и он жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе не уверен. Он живёт на переходе, в центре столкновений нового и вечного, и тем близок молодым людям любых эпох.
Как всякий большой художник, он пришёл в искусство с заявкой нового зрения. Причём его заявка была демонстративной, а жажда незнаемого – по-мальчишески вызывающей.
А сейчас мы послушаем стихи из раннего сборника Маяковского.
IV. Выступление учащихся.
V. Чтение и анализ стихотворений «Ночь», Утро», «Надоело».
— Определите главное содержание и мотивы первых стихов. (Урбанизация, поэт и город, поэт и толпа, «я» и «они» — обыватели, мотивы обиды и жалобы.)
— Каким видит мир Маяковский?
— Как относится к городу?
_ Какие поэтические приёмы использует в стихах? ( Метафора, сравнение, противопоставление.)
Вывод: раннюю поэзию Маяковского отличает космический масштаб, гиперболизация фигуры лирического героя. В поэтике раннего Маяковского приём реализации метафоры и сравнения служит для передачи антиэстетизма окружающей жизни, людей. Антиэстетизм — это отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности. Это один из принципов футуризма.
VI. Обсуждение вопроса: «Ваш ли поэт Маяковский?».
Домашнее задание.
1. Читать поэму «Облако в штанах».
2. Учебник (с. 153-157) читать.

Файлы: 5 класс литература.rar
Размер файла: 88585 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология