Автор конспекта:
Автор(ы): — Долинко О.В.
Место работы, должность: — ГБОУ СО НПО «Профессиональный лицей №49″, преподаватель географии и биологии.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Тема: Япония.
Цели урока:
Обучающие:сформировать у учащихся представление о Японии, её экономико-географическом положении, природных условиях и ресурсах, о населении и культурных традициях и хозяйств .
Воспитательные:осуществлять на данном материале умственное, нравственное, эстетическое воспитание, формировать общечеловеческое мировоззрение. На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий.
Развивающие: развивать навыки работы с картой, умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.
Проблемный вопрос: какие они японцы и в чём «экономическое чудо» Японии?
Тип урока: формирование знаний
КМО: атлас 10класс , презентация «Япония» ,политическая карта мира.
Формы организации работы обучающихся: обучение в малых группах, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый.
Технологические особенности: на уроке используется компьютер, презентация.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время
1.Организационный момент.
Приветствие обучающихся , проверка к готовности к уроку.
Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку.
1 мин
2.Восспроизведение опорных знаний
Назовите страны, которые расположены в Азии.
Как мы видим стран в данном регионе много, но мы сегодня совершим увлекательное путешествие лишь по одной стране Азии. Что это за страна, попробуйте отгадать и назвать?
«Страной восходящего солнца назвали соседи её , встаёт из –за моря здесь солнце, за горы садится оно».
Итак, ребята, как вы догадались, речь пойдёт сегодня о Японии и тема нашего
урока :Япония.
Показывают по карте регион Азия и называют страны Филиппины, Монголия и тд.
Япония.
1мин
3.Сообщение темы, постановка целей.
Тема :Япония,цель : изучить экономико-географическое и политико – географическое положение , население и культурные традиции, и
хозяйство. (Демонстрация слайда 1).
Слушают, смотрят слайд №1 презентации.
1мин
4.Актуализация знаний
Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон (или Нихон).это в переводе с японского языка означает 2 слова -солнце и основа. Отсюда и происходит название Японии, как страны восходящего солнца Одно из толкований древнего имени «Ямато», что означает «путь гор». Ещё Японию называют страной
« наоборот». Если у европейцев траурный цвет считается чёрный. То у японцев — белый. По правилам этикета у нас мужчина подаёт пальто даме, у них- женщина, у нас правостороннее движение на дорогах в Японии -левостороннее. А какие у вас возникают ассоциации при слове Япония?
Смогли бы вы сейчас ответить на вопрос: каие они японцы и в чём «экономическое чудо» Японии?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня совершим путешествие в эту страну» восходящего солнца».
Слайд№2.
Отвечают на вопросы?
3 минуты
5. Введение нового материала.
Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Каждая группа специалистов получает карточку с заданиями, которые необходимо выполнить с группой, с использованием опережающего домашнего задания.А я вас буду оценивать по следующим критериям: полнота и правильность ответов;
умение делать выводы;
умение работать по карточкам, карте, схеме.
На работу в группах отводится 5 минут.
1.группа «географы», которые будут изучать ЭГП страны, «Политологи»- ПГП.
2 группа «демографы» и «культурологи» характеризуют население и культурные традиции Японии.
3 группа –«экономисты» — изучают экономику Японии.
По контурам(острова Японии и моря) составить на магинтной доске экономико –географическое положение Япони.
Беседа по вопросам.
· Какие основные черты ЭГП Японии.
Это страна по ЭГП —————
Назвать самые крупные острова в составе Японии__________
Площадь равна____________
Столица____________
С какими ядерными державами граничит ________
Какие территориальные претензии имеет к России___.
Государственный строй___
Закрепление: (у всех обу-ся карточки 2-х цветов).
· Можно однозначно сказать, что ЭГП выгодно для Японии?
Я вам называю черты ЭГП. Если это положительные черты поднимаете карточку- красную, если отрицательные стороны- синию.
· Выход к морям и океанам.
· Удалена от мировых экономических центров.
· Удалена от рынков сырья и сбыта.
· Моря и океан омывающий Япония имеет большие запасы биологических. Минеральных и энергетических ресурсов.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, Но, что бы ужиться с ним, надо знать его характер.
2группа — характеризует население и культурные традиции Японии.
Пожалуйста послушаем сообщение о особенностях населения Японии.
Какие черты характера присущи японцам? Какие они японцы?
Вывод:блитц турнир.
3. Япония – это не только страна сплошной грамотности, высокой культуры, но и страна высокой индустрии с постиндустриальным типом экономики. После 2 мировой войны в хозяйстве Японии произошло настоящее «экономическое чудо».Быстрый выход побеждённой страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира- 3 место , уступает лишь США и Китаю.
Почему стало возможным «японское» экономическое чудо»?
-Государственное регулирование экономики.
-Уникальная система управления.
— Использование наукоёмких технологий.
— Покупка патентов, лицензий и быстрое их внедрение.
— Высокая квалификация рабочих.
-Особенности японского менталитета- трудолюбие и энтузиазм. Каких же успехов достигла Япония?
группа – охарактеризовать
Страна является крупнейшим финансовым центром мира, из десяти крупнейших банков мира шесть являются японскими.; доля средств выделяемых на НИОКР достигает 3%, это самая высокая доля в мире; по национальному доходу на душу входит в 20 эк.развитых стран.
Не имея при этом практически своих минеральных ресурсов. Рассполагая крайне ограниченными с.Х ресурсами для сельско-хозяйственной деятельности , самообеспеченность сельско-хозяйственной продукцией составляет почти 50%.
Видеоролик «Рыбный рынок Японии».
Рассмотрим схему «Экспорт и импорт Японии».
Составляют контур и границы Японии и характеризуют экономико-географическое положение. Страна — архипелаг. Расположена на 4 крупных остравах: Хокайдо, Кюсю, Сикоку и Хонсю и более чем на 65оо мелких островов. Омывается Японским морем, Восточно-китайское море, Охотское море, с Россией — проливом Лаперуза.Удалена от мировых экономических центров.
Минус:
нет
Демограф:Численность населения 127 млн чел.10 место в мире.
.Япония-однонациональное государство 99% японцы),остальное населе-ние корейцы, китайцы и айны. Государственный язык-японский. Синтоизм национальная религия японцев, буддизм -2 религия
Культуролог:Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций. К числу таких традиций относятся: Кимоно,нецке, гейша,оригами, бонсай сумо,икебана,чайная церемония.(демонстрируют об-ся)
Поднимают карточки по очереди , которые отражают черты японцев:
Патриотизм; почитание предков, соблюдение чести семьи, элегантность и изящество, учтивость и вежливость,умение наслаждаться природой.
Слушают.
По картам дают характеристику отраслей специалицации с исспользованиеа презентации.
7 минут
7минут
7минут
6.Обобщение,закрепление знаний.
В Древней Японии был такой ритуал:когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От проважающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега. Ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая в руках у проважающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем путешествие. Но мне бы хотелось с вами ещё встретиться..Возьмитесь за ленточки. От тех , кто держит красную ленточку, мне хотелось услышать, что нового интересного вы узнали сегодня?От тех , кто держит белую. Мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня.От тех кто держит жёлтую, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего урока? Сегодня мы побывали в удивительной стране- Япония. В которой наперекор природе не имея минеральных ресурсов, испытывая дефицит земельных ресурсов, народ смог таких экономических высот..
Отвечают на вопросы.
5минуты
7.Анализ и оценка работы
Оцените свою работу по оценочным листам и поставьте себе оценку за работу на уроке.
3 минута
8.Домашнее задание.
Для дом.задания я вам предлагаю кроссворд»Япония». Если вы его разгадаете , то узнаете много нового ещё и неизвестного для вас. До свидания! Конничива! Спасибо!
1минута.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Гладкий Ю.Б, Лавров С.Б "Экономическая и социальная география мира". 10 класс
Используемое оборудование: —
Мультимедийная установка.Задание для 2 группы «демографы» и « культурологи».
Прочитайте текст и напишите вывод:
Численность населения: 127 млн.чел.
(это 10 место в мире).
• Средняя плотность- 340 чел. кв. км.
• Средняя продолжительность жизни: 86 лет, что является самым высоким показателем в мире.
• Национальный состав: 99% -японцы, 1 % корейцы, айны.
• 76%населения проживают в городах.
• Религия: синтоизм и буддизм.
Демограф: 1 ученик. Япония – это империя гениальных и способных личностей. Учиться в Японии престижно. Учатся японцы с 5 лет. Важным считается поступление в престижный университет. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире. Возможно, в этом секрет японского успеха, колоссальной стойкости её деловых сообществ, роста корпораций и вообще без малого могущества этой державы?
Экономическое чудо Японии – это работа тысяч и миллионов её граждан, это их трудолюбие, упорство, желание совершенствоваться и быть лучшими.
Один из самых значимых принципов трудовой деятельности японцев – «стыдно делать плохо», «нужно делать только на отлично!»
Одержимость новизной. –тоже Японское чудо.В Японии как нигде в мире быстро появляется и проходит мода на всё что угодно.
Культуролог: Япониястрана давних культурных, художественных и бытовых традиций. К числу таких традиций относятся национальный костюм — кимоно; оригами-искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея.Свое название получило от японских слов "ОРИ" -складывать и "КАМИ" -бумага, Икебана (приблизительный перевод — искусство составления цветов).
Вывод:
1.Какие черты национального характера населения « страны восходящего солнца» позволили совершить «экономическое чудо»:
______________, ___________________, _____________
2.Какими традициями славится Япония?
_______________, ________________, __________________,
_______________, ______________________.
Группа«Экономисты».
Прочитайте текст и сделайте вывод.Каким же образом, имея такие скудные ресурсы, Япония стала лидером в экономике современного мира? Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое «японская модель» развития экономики?
Факторы «экономического чуда»?
-Государственное регулирование экономики.
-Уникальная система управления.
— Использование наукоёмких технологий.
— Покупка патентов, лицензий и быстрое их внедрение в производство.
— Минимальные затраты на вооружение.
2.выступление.
Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает 1 место в мире. Япония является крупнейшим финансовым центром мира, ее банки «Токио –Мицубиси» и «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире
3 Выступление..
Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией, достигает почти 50%.Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%)(рис, чай, овощи, фрукты, пшеница. бобовые) .Развиваютсяновые отрасли животноводства: птицеводство, свиноводство ,скотоводство.
Традиционная отрасль животноводства Японии –рыболовство.
Вывод:
По производству целого ряда промышленной продукции Япония занимает 1 место в мире:______________, _________________, _________________,
______________, ______________, ______________________.
В чём успех в развитии сельского хозяйства Японии?________________
________________________________________________________.
Оценочный лист Ф.И____________________,№гр__________________
Вид задания.
критерии
баллы
Ответы на вопросы по ЭГП Японии.
Всё правильно -5б.
За каждую ошибку вычитаем 1б.
Блиц турнир по населению.
Всё правильно 5б .
За каждую ошибку вычитаем 1б.
Работа в группах
Активная- 3б
Помогал, но мало-2б.
не помогал группе 1б.
Итого
13б .- «5»
10-12б.- «4»
7-9б.- «3».
Задание для 1группы «географы».
Дайте характеристику экономико-географическому и политико-географическому положению Японии.
Географы.1. На магнитной доске по имеющимся в наличии трафаретам составить контур Японии ( используйте схему) и распределить карточки с морями, которые омывают берега Японии.(2-3 человека).
Задание 2. Прочитайте текст и сделайте вывод: Какие положительные моменты в географическом положении и отрицательные моменты в географическом положении Японии.
Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и почти 6,5 тыс. мелких островов. Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Граничит с ядерными державами Россия и Китай. Имеет территориальные претензии на счёт Курильских островов к России. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны огромное значение, как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Положение Японии на стыке материка Евразия и Тихого океана, находящейся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывает очень большие возможности для участия страны в международном разделении труда. Так-же Япония – горная страна, для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год.
Климат Японии благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства.
Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно небольшие запасы серы, меди, угля, железной руды, редких металлов, каменной соли
Вывод допишите
1.По географическому положению это страна _______________________.
2. Сколько островов входит в состав Японии ______________________.
3. Перечислите самые крупные острова ______________________________________
__________________________________________________________________________.
4. С какими ядерными державами граничит ____________ и ______________.
5.Как расположена по отношению к экономически развитым регион _Европа и Северная Америка _______________________________________________.
6. Можно ли сказать, что географическое положение Японии имеет только плюсы _________.
Используемые ЦОР: —
Презентация"Япония".
Краткое описание: — 1.ЭГП и ПГП Японии. 2.Население и культурные традиции. 3.Хозяйство Японии.
Файлы: русский лес.pptx
Размер файла: 1137100 байт.