Автор конспекта:
Автор(ы): — Апполонова Ольга Вениаминовна

Место работы, должность: —

МОУ-СОШ №1 г. Маркса, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Литературное чтение 3класс «В одном счастливом детстве»

    Авторы: Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева.

  • Используемая методическая литература: —

  • Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение: В одном счастливом детстве». 3 класс.

    Авторы: Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Издательство «БАЛЛАС» 2013г

  • Методические рекомендациидля учителя.

    Авторы: Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва «БАЛАСС» 2011г.

  • Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» Авторы:Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Москва «Баласс» 2013г.

  • Используемое оборудование: —

    мультимедиа, интерактивная доска.

    Краткое описание: —

    Открытый урок по литературному чтению для 3 класса УМК школа 2100.

    Урок соответствует требованиям ФГОС, с разработанной технологической картой и презентацией. На уроке использованы разные виды работы: в группах и парах.

    Литературное чтение

    Урок 48.

    Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

    Тема: За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

    Цели:

    развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

    развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

    развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

    по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    Ι. Актуализация знаний.

    1 2

    Прозвенел уже звонок,

    И позвал нас на урок.

    Будем мы читать, писать

    И пятёрки получать.

    Проверка домашнего задания.

    Пересказ фрагментов сказки о Синдбаде.

    1. Жизнь на острове.

    2. Полёт над землёй.

    3.Возвращение домой.

    -внимательно прочитайте, что написано. Запишите ответ и приготовьтесь отвечать. Старайтесь, чтобы в ответе не было лишнего. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

    - Произведения какого жанра мы с вами читаем? (сказки).

    - А какие сказки уже прочитали на уроках? (перечисляют)

    - Посмотрите на экран.

    соедините стрелками название сказки и вид сказки.

    “Никита-Кожемяка”

    о животных

    “Кот и лиса”

    героическая

    “Синдбад-мореход”

    бытовая

    “Как мужик гусей делил”

    волшебная

    - Какую сказку можно назвать лишней?

    - Почему?

    (Синдбад-мореход” — арабская сказка, остальные русские народные)

    - Да ребята, это арабская сказка из серии сказок народов мира.

    - и сегодня мы отправимся в удивительную страну…

    -А давайте как Синдбад-мореход, мы отправимся на корабле. А чтобы ничего не случилось и наш корабль не затонул, вам нужно хорошо работать на уроке. А в конце урока мы подведём итог и посмотрим как вы постарались чтобы наш корабль не утонул.

    (На фоне музыки девочка читает стихотворение).

    Есть за горами за лесами

    Волшебная страна

    Там звери с добрыми глазами

    Там происходят чудеса…

    - Кто из вас догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

    (О сказках.)

    - А как называется сказка и какой она страны мы узнаем, прочитав статью в учебнике на с.27

    За папу читает учитель, за автора-…, за Настю-…

    После чтения вопрос:

    - Какие сказки бывают по авторской принадлежности? (народные, авторские, литературные)

    Какую же мы с вами будем читать сказку ? ( авторскую сказку Шарля Перро «Ослиная Шкура». (на доске появляется надпись)

    - посмотрите, слова Ослиная Шкура написаны с заглавной буквы? А какие слова пишутся с большой буквой? (Имена собственные)

    – Сравните два словосочетания: ослиная шкура и Ослиная Шкура.

    – Каково значение каждого? (Шкура, принадлежащая ослу. Чьё-то прозвище.)

    Какой вопрос возникает?

    - Кого назвали Ослиная Щкура?

    Тема урока: Шарль Перро «Ослиная Шкура».

    План урока:

    1. Выразительно читать сказку.

    2. Объяснять значение непонятных слов.

    3. Думать, делать выводы.

    4. Подводить итоги.

    Познавательные УУД

    1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    II. Развитие умений.

    2 4 2 2 3 3

    Чтение текста сказки «Ослиная шкура».

    1. Работа с текстом до чтения.

    Учитель записывает имя автора и заглавие сказки на доске.

    – Прочитайте имя автора.

    - какие сказки Ш.Перро вы ещё знаете?

    Давным – давно (триста лет тому назад),(12 января1628,Париж—16 мая1703,Париж)в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро.

    Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Столица этой страны – Париж. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком. Славу Ш.Перро принёс сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями". Его волшебные сказки очень любят и взрослые и дети. И я советую вам их почитать.

    – Перелистайте страницы, рассмотрите иллюстрации. Назовите героев сказки. Кого из них могли бы звать Ослиной Шкурой? Почему?

    2. Работа с текстом во время чтения.

    1. Первичное чтение (вслух, комбинированное: дети и учитель).

    Комментарии по ходу чтения практически не требуются, при необходимости проводится словарная работа.

    Могущественный король – обладающий большой силой и властью, могуществом.

    Опасно заболела – предвещает беду.

    Горько рыдая – заливаться слезами, плакать навзрыд, плакать в три ручья

    Горевать — тяжело переживать какое-нибудь несчастие, испытывать глубокую скорбь, тосковать.

    После чтения части 1:

    - Какими словами начинается сказка?

    - О чем горевали король и его жена?

    - Как у них появилась дочь?

    - Какое несчастье обрушилось на королевскую семью?

    - Докажите, что королева “была самой умной женщиной на свете и любящей женой”?

    - Любил ли король свою жену?

    - Что узнали о короле? (король был верен, предан своей жене)

    - Узнали ли мы об Ослиной Шкуре?

    Прочитаем сказку дальше.

    После чтения части 2:

    Ужасное предложение – очень страшное для принцессы.

    Быть в отчаянии — бедственное состояние кого-либо.

    Небесный свод — свод, раскинувшийся над землей, в центре которого находится наблюдатель; днем он представляется голубым, а ночью — темным.

    Грозным голосом — жестокий, не знающий жалости.

    Горько плакать — рыдать, плакать в голос.

    Необыкновенный — особенный, редкий.

    Вопросы:

    б) Чтение вслух по абзацам.

    После 1 абзаца:

    - Почему король согласился жениться на воспитаннице?

    После 3 абзаца:

    - Каким теперь мы видим короля? (не терпящим возражений, эгоистичным, властным).

    После 4 абзаца:

    - “Была в отчаянии” — как сказать по другому

    - Поможет ли ей волшебница?

    После 5-8 абзацев:

    Каким вы представляете это платье?

    После 9 абзаца:

    - Чего испугалась принцесса?

    - Исполнит ли король желание принцессы?

    После 10-12 абзацев:

    - Опишите, какими представляете два платья, лунного цвета и блестящее, как солнце.

    - Что можно сказать о короле?

    - Интересно, за что король любил своего осла?

    - Остановит ли короля эта просьба?

    После 13 абзаца:

    - Что узнали об осле?

    После 15 абзаца:

    - Каким видим короля? Подтвердились ли наши предположения? (Теперь это уже не любящий человек, а настойчивый, жёсткий. В сказке не говорится, что он полюбил принцессу, он просто решил жениться, поддался на уговоры придворных, а чувства принцессы его не интересуют.)

    - Что бы вы посоветовали теперь принцессе?

    Чтение до конца.

    - Какой совет дает волшебница Сирень?

    - Зачем надо было принцессе завернуться в ослиную шкуру?

    Вопросы по всей II части.

    - Какие чувства испытывала принцесса, узнав, что король хочет на ней жениться?

    - Что чувствует король?

    - Какие сказочные приметы прослеживаются во 2 части?

    После чтения части 3:

    Служанка – горничная девушка, прислуга.

    Напялить – натянуть, натащить, надеть.

    Гадкая – противное, неприятное.

    – Вас ничего не удивило в поведении принцессы? (Она не гордая: согласилась быть служанкой; выдержала насмешки – сильный характер; трудолюбива, всё умеет, не боится грязной работы – а ведь она принцесса!)

    – Вы нашли ответ на вопрос, почему девушку звали Ослиная Шкура?

    2. Выявление первичного восприятия.

    Работа в парах.

    Шарль Перро “Ослиная шкура”

    1. У кого взяли свою воспитанницу король и королева?

    а) у бедной женщины

    б) у короля – друга

    в) нашли

    г) у феи

    2. Как спаслась принцесса от замужества с королем?

    а) надев платье лунного цвета

    б) надев ослиную шкуру

    в) надев платье блестящее как солнце.

    г) надев голубое как небесная лазурь платье

    3. Как прозвали принцессу в чужом доме?

    а) Золушкой

    б) Рукодельницей

    в) Ослиная шкура

    г) Принцесса на горошине

    3. Обобщающая беседа.

    а) – Что указывает на то, что мы прочли волшебную сказку? (Дети перечисляют сказочные приметы.)

    б) – Почему принцесса не попросила свою тётку (волшебницу!) помочь обеспечить жизнь и почему волшебница Сирень сама этого не делает?

    в) – Как вы думаете, в сказке восторжествует справедливость, и принцесса получит награду?

    г) – Чем она заслужит эту награду? (Да, трудолюбием, скромностью, благородством, силой характера…)

    д) – Вспомните, в каких ещё сказках героини получают награду за эти качества. («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Золушка» Ш. Перро.) Как вы думаете, случайно ли такое сходство? Получается, что разные авторы из разных стран думают одинаково?

    е) – Какие ещё мудрые мысли вы прочли «между строк» в сказке «Ослиная шкура»? (Справедливость обязательно восторжествует. Душевная красота, трудолюбие, благородство видны и под грязной ослиной шкурой…)

    4. Повторное чтение понравившихся фрагментов по выбору детей.

    За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

    За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

    – Какое умение формировали?

    4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Личностные результаты

    1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2.Выразительно читать и пересказывать текст.

    3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    ΙΙΙ. Итог.

    – Что вам показалось на уроке самым интересным?

    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?

    ΙV. Домашнее задание.

    С. 14-19 читать и пересказывать, озаглавить части и записать в тетрадь с.31 задание 2.

    Файлы: урок 48.zip
    Размер файла: 3377972 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология