Автор конспекта:
Автор(ы): — Султанова Людмила Евгеньевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
Цели урока:
воспитательная:
· расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
· побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
развивающая:
· формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
· формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;
учебная:
· формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Бунимович Е.А. Арифметика.Геометрия — УМК "Сферы"
Используемые ЦОР: —
презентация к уроку
Краткое описание: — технологическая карта урока по математике 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС
Урок математики 5 класс по теме «Задачи на движение»
Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
воспитательная:
· расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
· побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
развивающая:
· формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
· формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;
учебная:
· формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону
Планируемые результаты:
личностные:
· повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
метапредметные:
· формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
· формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
· использовать изученный материал для решения задач в курсе физики
предметные:
· понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»;
· проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);
· научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях;
· имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Задачи на движение» уч. Султановой Л.Е.
Урок «открытия» нового знания
Этапы урока
Деятельностьучащихся
Деятельность учителя
Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Настрой на работу.
Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение.
В начале урока учащимся предлагается логическая задача.
Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?
-Это задача на движение.
Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
Личностные:самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
2.Актуализация знаний, пробного учебного действия
воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы;
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия
(«знаю» — «хочу узнать» — «узнал»);
Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;
Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
— виды задач на движение
— что общего у них и в чем различие
— способы решения
Какова цель нашего урока?
(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)
Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?
— скорость, время, расстояние.
Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?
— S=V·t, V=S:t, t=S:V
Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)
Решение задач №1-№3:
Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние?
Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические –Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.
3. Фиксация затруднений.
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Ответы детей
1 способ 1) 6·3=18 (км)
2) 4·3=12 (км)
3) 18+12=30(км)
2 способ 1) 6+4=10 (км/ч) –скорость ……. ??
2) 10∙3=30 (км)
Ответ. 30км
1)6+4=10(км/ч) скорость сближения
2) 30:10=3 (ч)
Ответ. через 3часа
1 способ
1) 60·4=240(м) — расстояние, которое пройдет 1 пешеход;
2)100·4=400 (м)- расстояние, которое пройдет 2 пешеход;
3) 400-240=160(м)- расстояние между пешеходами через 4 мин
2 способ
1) 100-60=40(м/мин) – скорость удаления второго пешехода от первого;
2)40·4=160 (м)- расстояние между пешеходами через 4 минуты
Ответ. 160 м.
Ребята, какие виды движений вы знаете?
— движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)
— движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).
Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?
— четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.
Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет междуними через3 часа?
Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся?
Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?
Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?
Проблема
1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
2. Когда разности скоростей?
3. От чего это зависит?
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Логические – формулирование проблемы;
-анализ обьектов с целью выделения признака;
4. Физкультурная минутка
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно
2. Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль).
3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
5.Построение проекта выхода из затруднения
Рассматриваются идеи
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д
Ответы детей
Вывод: при движении в разных направлениях
Вывод: при движении в одном направлении
Групповая работа:
Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:
1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
2. Когда разности скоростей?
3. От чего это зависит?
Задача 1.
Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.
а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?
б) Через сколько часов они встретятся?
4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения
24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа
72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся
Задача 2.
От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?
За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на
4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления
24 *2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.
Задача 3.
Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.
На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?
Расстояние каждый час будет уменьшаться на
20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения
16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа
– Иван догонит Антона
Задача 4.
После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?
20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления
16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа
16 * 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа
Предметные:формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познават-е:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Личностные :планирование учебной деятельности
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий;
При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения
1. Какие виды движения в задачах?
2. Устно определить как вычислить скорость сближения?
Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?
Задача №9. Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся
Регулятивныевыделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия
Выполняют самопроверку по эталону
Выявляют причины ошибок и их исправление
самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;
организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону;1 вариант
№195(а,в), №196
2 вариант
№195(б,г), №198
Д/З пункт 13-читать, №197, 199
Флеш-презентация на диске, сообщение о дельфинах
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
Регулятивные
— уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— контроль, оценка
Познават-е:
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
— умение оформлять свои мысли
8. Рефлексия учебной деятельности.
———————
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
1. Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?
1. Ребята, какие виды движений вы знаете?
— движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)
— движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).
2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?
3. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
4. Когда разности скоростей?
5. От чего это зависит?
6. Мы узнали ответы на все поставленные вопросы?
7. Значит, достигли мы с вами сегодня поставленной цели на уроке?
Поднимите одну из карточек:
Зеленую,если вы поняли как находить скорости сближения и удаления и научились проводить классификацию по виду задач на движение и у вас все получилось на уроке;
Желтую, если вы все поняли, но не все получилось на уроке;
Красную, если не до конца понял, что такое степень числа.
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные:умение структурировать знания:
— самостоятельное выделение познавательной цели
Личностные:
-смыслообразование;
-проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.
—
Файлы: Презентация к уроку математики 5 класс задачи на движение.ppt
Размер файла: 1636864 байт.