Автор конспекта:
Автор(ы): — Султанова Людмила Евгеньевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Цели урока:

воспитательная:

· расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;

· побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;

развивающая:

· формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;

· формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;

учебная:

· формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Бунимович Е.А. Арифметика.Геометрия — УМК "Сферы"

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку

Краткое описание: — технологическая карта урока по математике 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС

Урок математики 5 класс по теме «Задачи на движение»

Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

воспитательная:

· расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;

· побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;

развивающая:

· формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;

· формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;

учебная:

· формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону

Планируемые результаты:

личностные:

· повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

метапредметные:

· формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;

· формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;

· использовать изученный материал для решения задач в курсе физики

предметные:

· понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»;

· проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);

· научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях;

· имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Задачи на движение» уч. Султановой Л.Е.

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельностьучащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение.

В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

-Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

Личностные:самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Актуализация знаний, пробного учебного действия

воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали норму пробного учебного действия
(«знаю» — «хочу узнать» — «узнал»);

Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;

Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

— виды задач на движение

— что общего у них и в чем различие

— способы решения

Какова цель нашего урока?

(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

— скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

— S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)

Решение задач №1-№3:

Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние?

Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические –Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.

3. Фиксация затруднений.

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Ответы детей
1 способ 1) 6·3=18 (км)

2) 4·3=12 (км)

3) 18+12=30(км)

2 способ 1) 6+4=10 (км/ч) –скорость ……. ??

2) 10∙3=30 (км)

Ответ. 30км

1)6+4=10(км/ч) скорость сближения

2) 30:10=3 (ч)

Ответ. через 3часа

1 способ

1) 60·4=240(м) — расстояние, которое пройдет 1 пешеход;

2)100·4=400 (м)- расстояние, которое пройдет 2 пешеход;

3) 400-240=160(м)- расстояние между пешеходами через 4 мин

2 способ

1) 100-60=40(м/мин) – скорость удаления второго пешехода от первого;

2)40·4=160 (м)- расстояние между пешеходами через 4 минуты

Ответ. 160 м.

Ребята, какие виды движений вы знаете?

— движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

— движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?

— четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет междуними через3 часа?

Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся?

Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Проблема

1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

2. Когда разности скоростей?

3. От чего это зависит?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Логические – формулирование проблемы;

-анализ обьектов с целью выделения признака;

4. Физкультурная минутка

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно

2. Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль).

3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

5.Построение проекта выхода из затруднения

Рассматриваются идеи

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д

Ответы детей

Вывод: при движении в разных направлениях

Вывод: при движении в одном направлении

Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:

1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

2. Когда разности скоростей?

3. От чего это зависит?

Задача 1.

Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?

б) Через сколько часов они встретятся?

4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения

24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа

72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся

Задача 2.

От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?

За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на

4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления

24 *2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.

Задача 3.

Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.

На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?

Расстояние каждый час будет уменьшаться на

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения

16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

– Иван догонит Антона

Задача 4.

После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления

16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

16 * 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа

Предметные:формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий;

При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения

1. Какие виды движения в задачах?

2. Устно определить как вычислить скорость сближения?

Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?

Задача №9. Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся

Регулятивныевыделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия

Выполняют самопроверку по эталону

Выявляют причины ошибок и их исправление

самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;

организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону;1 вариант

№195(а,в), №196

2 вариант

№195(б,г), №198

Д/З пункт 13-читать, №197, 199

Флеш-презентация на диске, сообщение о дельфинах

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные

— уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— контроль, оценка

Познават-е:

— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

— умение оформлять свои мысли

8. Рефлексия учебной деятельности.

———————

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

1. Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

1. Ребята, какие виды движений вы знаете?

— движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

— движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?

3. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

4. Когда разности скоростей?

5. От чего это зависит?

6. Мы узнали ответы на все поставленные вопросы?

7. Значит, достигли мы с вами сегодня поставленной цели на уроке?

Поднимите одну из карточек:

Зеленую,если вы поняли как находить скорости сближения и удаления и научились проводить классификацию по виду задач на движение и у вас все получилось на уроке;

Желтую, если вы все поняли, но не все получилось на уроке;

Красную, если не до конца понял, что такое степень числа.

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:умение структурировать знания:

— самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные:

-смыслообразование;

-проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.


Файлы: Презентация к уроку математики 5 класс задачи на движение.ppt
Размер файла: 1636864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология