Автор конспекта:
Автор(ы): — Газиева С.Ч.

Место работы, должность: — СОШ№11им.Г.А.Алиева г.Астрахань учитель биологии

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

научить школьников правильно оформлять и решать генетические задачи

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

пособии и сборники

Используемая методическая литература: —

пособии

Используемые ЦОР: —

цор

Краткое описание: — оформлениезадач

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Пример решения и оформления задач

Задача 1-1

У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

Решение

А – нормальная пигментация, а – альбинизм.

  • Запись схемы брака по фенотипам (на черновике)

  • Р

    ×

    нормальная
    пигментация

    альбинос

    F1

    аa

    А*

    альбинос

    нормальная
    пигментация

  • Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи

  • Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа. Особь с доминантным признаком имеет генотип А*:

    Р

    ♀A*
    норма

    ×

    ♂aa
    альбинос

    F1

    аa
    альбинос

    А*
    норма

  • Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков

  • Генотип мужчины и ребенка альбиносов – аа, так как оба они несут рецессивный признак.

  • Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген А, потому что у них проявляется доминантный признак.

  • Генотип ребенка с нормальной пигментацией – Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа) и мог передать ему только ген а.

  • Один из детей имеет генотип аа. Один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а. Ее генотип – Аа.

  • Запись хода рассуждений по выяснению генотипов и схемы брака в чистовик

  • Р

    ♀Аа
    норма

    ×

    ♂aа
    альбинос

    гаметы

    A

    a

    a

    F1

    аa
    альбинос
    50%

    Аa
    норма
    50%

  • Ответ

    Генотип мужа – аа, жены – Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа, ребенка-альбиноса – аа.

    Илллюстрации первого и второго законов Менделя

    Задача 2-1

    Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

    Решение

    А – ген черной масти,
    а – ген красной масти.

  • Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа.

  • Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип –АА.

  • Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а.

  • Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа.

  • Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.

  • Схема скрещивания

    Р

    ♀aa
    красные

    ×

    ♂AA
    черный

    гаметы

    a

    A

    F1

    Aa
    100% черные

    F1

    ♀Aa
    черные

    ×

    ♂Aa
    черные

    гаметы

    A

    a

    A

    a

    F2

    AA

    Aa

    Aa

    aa

    75% черные

    25% красные

    Ответ

    При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.

    Задача 2-2

    Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

    При решении таких задач необходимо помнить, что генотип особей с рецессивным признаком известен – они гомозиготны.

    Наличие доминантного или рецессивного гена у организмов, несущих доминантный признак (их гомо- или гетерозиготность), можно определить по генотипам их родителей или потомков, учитывая то, что один ген из каждой пары ребенок получает от отца, а второй – от матери.

    Задача 2-3

    Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, ген которого (Т) локализован в 17-й аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.

    Решение

  • Отец и сын не ощущают вкус ФТМ, т.е. несут рецессивный признак, следовательно, их генотип – tt.

  • Мать и дочь ощущают вкус, значит, каждая из них несет доминантный ген Т.

  • Одну хромосому ребенок получает от отца, другую – от матери. От отца дочь может получить только рецессивный ген t (поскольку он гомозиготен). Следовательно, генотип дочери – Тt.

  • В потомстве матери есть особь с генотипом tt, следовательно, она также несет рецессивный ген t, и ее генотип – Тt.

  • Схема брака

    Р

    ♀Tt
    ощущает
    вкус ФТМ

    ×

    ♂tt
    не ощущает
    вкус ФТМ

    гаметы

    T

    a

    t

    F1

    Tt
    ощущает
    вкус ФТМ

    tt
    не ощущает
    вкус ФТМ

    Ответ

    Генотип матери и дочери – Tt, отца и сына – tt.

    Задача 2-4

    У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

    Задача 2-5

    Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

    Задача 2-6

    Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология