Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочеткова Наталия Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с. 1-Березовка, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Задания для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку.

Пятый класс.
1. Сделайте фонетический разбор следующих слов: яма, роса, подъезд, люк, сжать.
2.Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
3.Что означают слова ключ, бой в каждом приведенном ниже приме­ре? Как называют такие слова?
1) Внизу течет холодный ключ. — Дима потерял ключ от квартиры.
2)Бой часов, бой быков, оборонительный бой.
4.Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углубить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, верба, диалог, случай.
5.Вставьте пропущенные буквы в словах б.. лкон, к..рзина, к..питан, an.. льсин, б.. нокль, с.. лют.
6.Найдите главные члены в следующих предложениях:
1) Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег лету­чий (А. С. Пушкин). 2) Детей учат преподаватели. 3) Автомобиль остано­вил шофер. 4) В этой году зима очень теплая.5)Планета Земля – наш дом.
7.Подберите к следующим словам антонимы: недруг, близко, вверх, холодный, смелый, автомобиль, черный, дуб.
8.Укажите, из каких басен Крылова взяты эти строки:
1) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не раз­бирает. 2) Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: вперед ты мне не попадайся. 3) Отколь такой берется голосок: и чист, и нежен, и высок. Напишите названия этих басен.
9. Составьте как можно больше пословиц о труде.
10. Исправьте речевые ошибки в предложениях:
1) Он переживал радостное счастье. 2) Я взял книгу с этажерки и пе­реставил ее на другое место. 3) Девочка оробела и испугалась.
11. Отгадай.
Мой первый слог — местоимение, Второй же — времяисчисление, Я третий слог из азбуки несу, А целое сорвете вы в лесу.
12. К каким частям речи относятся выделенные слова?
1) Кто без кисти и белил
Крыши города белил?

2) Снежное покрывало покрывало все поле.
3) Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.

13. Запишите глаголы в 3-м лице множественного числа: беречь, видеть, горевать, радоваться, стлать, слышать, начинать, ненавидеть. х
14. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное», включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечат­ление, толь.
15. Разберите слова по составу: подлесок, ленточка, медвежонок, крас­новатый, перелетные (птицы).
16. Придумайте по три примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.
17. Употребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях: выехать (с, из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) трамвая.
18. Сделайте морфологический разбор выделенных слов:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
19. Сделайте синтаксический разборпредложения: В лес прозрачный, осенний, сосновый золотая вошла тишина.
20. Расставьте ударения в кратких формах имен прилагательных: проста, просто, просты; трудна, трудно, трудны; права, право, правы; красива, кра­сиво, красивы.
Шестой класс.
1. Произведите фонетический анализ слов: флаг, вьюга, ничто, семь, съел, ялик, ёж.
2.Укажите, сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором.
3.Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик, дене­чек, недоверие.
4.Какое слово состоит из двух звуков, а обозначается на письме одной буквой?
5.Подберите антонимы к следующим словам: являться, движение, щед­рый, тайный, поражение, шкаф.
6.Замените прилагательные синонимами с приставками без- или бес- в следующих словосочетаниях: смелый человек, жестокий враг, огромное ко­личество, пустынная степь.
7.Сделайте словообразовательный анализ слов: ледокольный, приоткрыть. сумочка, привокзальный, узаконить.
8. Вставьте пропущенные буквы: опл..тить пр..езд; з..пл..тить за
проезд; около сем .. десят .. ч ,. ловек; ув .. личить до сем.. сот пят.. мил .. и-
оное. X

9. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со сле­дующими словами; кофе, сирень, шампунь, простыня, кенгуру, Сочи, эскимо,такси.
10. Отгадайте:
Союз — мой первый слог, Второй мой слог — предлог. А целое — у молодца Посередине лица.
11. Как изменится значение слов преклониться и предать, если в них приставку пре- заменить па при-?
12. Произведите морфологический разбор выделенных в предложении слов: Каждый раз, когда подъезжаю к городу Волгограду, сердце мое учащенно бьется.
13. Произведите синтаксический разбор предложений и определите па­дежи существительных:
1) Музей посетили пионеры. 2) Юннаты, оберегайте леса, поля и реки. 3)Барабан — ударный музыкальный инструмент.
14.Определите окончания у следующих существительных: семей, бата­рей, свечей, углей, селедок, булавок.
15. Образуйте, где возможно, краткие формы от прилагательных: взрослый, светлый, голубой, сладкий, тугой, железный, плохой, синий, умный, чужой, лиловый.
16. Подберите пословицы, в состав которых входили бы числительные,
17. Какие местоимения не имеют именительного падежа?
18. Составьте предложения с разными значениями слова спут­ник.

Седьмой класс.
1.Произведите фонетический разбор слов: твоя, косарь, всё, вьюн, ши­нель, шёл, вдруг, объём.
2.Сколько раз долгий звук [ц] повторяется в следующем предложе­нии:Утром нужно умыться,причесаться,одеться иотправитьсявшколу?
3.Разберите слова по составу, а также произведите их словообразо­вательныйанализ: зазеленели, подземные, пароходный, соединение.
4.Чем отличаются выделенные слова друготдруга:
1) железная крыша — железная воля; 2) загородный парк — автобус­ный парк; 3) рукав рубашки — рукав реки; 4) металлический завод — за­вод часов; 5) коса (девушки) — коса (орудие труда)?
Какие из этих слов являются омонимами?
5.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.
6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, при­возить, таять.
7.Запишите пословицы,вкоторыхговоритсяоб учебе.
8.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к.. роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава,искус .. ный,ис.. ку .. тво,вследстви .., вымп.. л,комб .. нат.
. 9. Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?
10. Образуйте, где это возможно, деепричастия от следующих глаголов: печь, беречь, писать, чесать, зябнуть, вянуть, мокнуть, ехать, тонуть, брать, ковать, терять, мять, гнуть, лизать, пить.
11. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?
1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стекла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлекто­ром свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9) Обычные текущие дела. 10) Текущие вущельяхреки.
12. Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.
13. Расставьте ударения в словах: начал, начала, начало, начали — на­чат, начата, начато, начаты; запер, заперла, заперло, заперли — заперт, за­перта, заперто, заперты.
14. Исправьте грамматическиеошибкив следующих предложениях:
1) Покатавшись на катке, болят ноги. 2) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 3) Мальчик присел на пень, читавший книгу. 4) Выйдя в поле, солнцескрылось за тучей.
15. Расставьте ударения в следующих словах: взаймы, весело, во-пер­вых, слабо, тесно, холодно,добела, досуха, дочиста, тотчас,задолго.
16. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предло­жениях:
1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо гово­рит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Соба­ка воет по-волчьему.
17. Из какого стихотворения А. С. Пушкина взяты наречия: неподвижно, наравне, отселе (отсюда), здесь, смиренно, ниже, вотще (напрасно), грозно?
18. Какие наречия могут быть также предлогами?
19.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предло­гами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?
Восьмой класс.
1. Произведите фонетический разбор слов: счёт, расчёт, поёт, сжёг, сдать, её.
2.Разберите слова по составу: предположить, участвовать, искусствен­ный, главенствовать, наблюдательский.
3.Произведите словообразовательный анализ следующих слов: бессер­дечный, горчичница, сатирический, жатвенный, зверинец, земляничный.
4.Вставьте пропущенные буквы в словах: инф .. рмация, д .. фицит, д.. скуссия, комп .. тентный, с .. мфония, д .. алог, лаб.. ринт, эксп.. римент.
5.Объясните лексическое значение слов: дискуссия, катастрофа, циклон, конгресс,скафандр,гипотеза,мираж,мемуары, коррозия,рецидив.
6.Составьте три словосочетания с разными видами связи и сделайте морфологический разбор слов, которые войдут в словосочетания.
7.Приведите высказывания великих русских писателей о русском язы­ке.
8. Какое стихотворение Н. А. Некрасова начинается с назывных предложений?
9. Расставьте ударения в следующих словах: торты, комбайнер, зво­нит, звонить, звонят, позвонишь, начал, начала, начало, начали, начался, партер, красивее, черпая, мельком, баловать.
10. Объясните смысл крылатых слов и выражений: геркулесовы стол­пы; между Сциллой и Харибдой; двуликий Янус; глас вопиющего в пусты­не; жребий брошен; зеленый друг; и ты, Брут?
11. Подберите синонимы к именам прилагательным: коварный враг, доб­родушныйсмех,прозрачная жидкость, холодноеутро, тихийшорох.
12. Произведитеморфологическийразборвыделенныхслов:
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языке.
(С. Михалков)
13. Найдите словосочетания, которые вносят в текст стилевой разнобой:
1) У нашего кота Барсика шерстка мягкая, на лапках бархатные подушечки, длинаусов6сантиметров.2) Отшумелабелаяметелица, оставив обильный снежный покров. 3)Утро было славное, свежее, тихое. Всюду на листьях алмазами сверкали атмосферные осадки.
Исправьте стилистические недочеты. К какому стилю вы отнесете ука­занные предложения?
14. Определите типы простых предложений:
1) По радио передавали последние известия. 2) Смеркается. 3) Ночью мне долго не спится. 4) Докажите теорему самым простым способом. 5) Ночь. Тишина. Нежные запахи леса.
15. Составьте предложения с прямой речью, использовав в качестве слов,
вводящих в прямую речь, следующие глаголы: сказать, пролепетать, прошептать, буркнуть, воскликнуть.

16. Подчеркните в следующих предложениях подлежащие, укажите, ка­кими частями речи они выражены.
1) Смелый к победе стремится. 2) Пришло и послезавтра. 3) Четыреж­ды пять — двадцать. 4) А, но, зато, однако — противительные союзы. 5) Из-за, из-под пишутся через черточку. 6) Не с глаголами пишется раздельно. 7) Далече грянуло ура! (А. С. Пушкин). 8) Мне восемнадцать лет. 9) Учить­ся— всегда пригодится. 10)С десяток яблок лежало на траве под деревом.
17. Составьте несколько предложений, чтобы в них глаголы в неопре­деленной форме выступали в роли различных членов: подлежащего, сказу­емого, дополнения, определения, обстоятельства.
18; Исправьте грамматические ошибки.
1) Насыпав попу в тесто махорки, Павку выгнали из школы. 2) Присев на скамью, глаза девочки наполнились слезами. 3) Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи. 4)Дворник вел под уздцы лошадь, отмахивая мух хвостом.
Объясните причину этих ошибок.
19. Объясните значение терминов «причастие» и «деепричастие».

Девятый класс.
1. Произведите фонетический разборследующих слов; сшить,сбить, всё, счётчик, июль, кассир, гонг, второй.
2. Разберите слова посоставу:железнодорожный, воззвание, губчатый,
зональный, нагромоздить, палисадник.
3.Сделайте словообразовательный анализ слов: безболезненный, библио­текарша, горняцкий, заразительный, нагревательный, ошейник.
4.Расставьте ударения в словах: диспансер, верба, кладовая, соболезнование, обеспечение, приобретение, созыв, симметрия, гражданство, гастроно­мия, волшебство.
5. Объясните значение следующих слов: абитуриент, аннотация, вакуум,
гипербола, зенит, кульминация, престиж.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Н..) кому (н..) писать, (н..) (к) кому (и..) обр .. щаться; (н..) куда (н..) ездить; (н..) кого (н..) спраш .. вать, (н..) от кого (я..) завис .. ть, (н..)(с) кем переслать; (н..) где разместить; (н..)(о) чем говорить; (н..)
(о) чем (н ..) спорить.
7. Приведитевысказываниявыдающихсяобщественных деятелейипи­сателей о русском языке.
8.Составьте предложения, используя все известные вам случаи выраже­ния подлежащего различными частями речи.
9.Приведите примеры использования многосоюзия и бессоюзия в поэти­ческой речи (в структуре предложений с однороднымичленами).
10. Проспрягайте глаголы хотеть, бежать в единственном и во мно­жественном числе.
11. Поставьте глагол пересечь в формах 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, а также в формах рода и чис­ла прошедшего времени.
12.Напишите как можно больше названий произведений, включающих в свою структуру числительные.
13. Как двояко можно определить синтаксическую роль выделенного слова?
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
14. Определите, какими членами предложения являются и к каким час­тям речи относятся выделенные слова.
1) Брат старше сестры.— Брат выглядит старше сестры. 2) Раненый неподвижно лежал на кровати. — Раненый солдат медленно шел на перевя­зочный пункт. — Раненныйутромсолдат был отправлен в госпиталь.
15. Подберите омонимы к следующим словам: венгерка, график, завод, икра, казачок, кашка, лезгинка, мех, мир, норка. Составьте с этими омони­мами словосочетания или короткие предложения.
16. Объясните смыслкрылатых словисловосочетаний.
Блоху подковать; авгиевы конюшни; белая ворона; брать борзыми щен­ками; взгляд и нечто; влеченье, род недуга; делу время — потехе час; как бы чего не вышло; медвежья услуга; нарцисс; .плясать под чужую дудку.
17. На каком языке говорят в Австрии, Бразилии, Аргентине, Пакиста­не, на Кубе?
18. Перечислите, какие языки относятсяк славянской группеязыков.
19. Исправьте грамматическиеи речевые недочеты.
1) Врача не смущали далекие расстояния, он объехал самые далекие селения. 2) Лиза была домработницей у Фамусова. 3) Олег Кошевой ор­ганизовал организацию «Молодая гвардия». 4) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил капитан команды. 5) Судья предупредил фут­болистов за грубую игру. 6) Я ложу книги в портфель, он становится еще более толще, и я с трудом закрываю его. 7) Они сели около бочки с водой, на которой стояла кружка.
Укажите, какие из этих ошибок являются грамматическими, а какие — речевыми.
20. Запишите десять слов, относящихся к разговорному стилю речи, и столько же, принадлежащих научному стилю.

Файлы: Урок-практикум. Деепричастие как часть ркчи..docx
Размер файла: 29049 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология