Автор конспекта:
Автор(ы): — Гук Ольга Васильевна

Место работы, должность: —

лицей № 2, г. Мурманск, учитель

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: —

Задания- задачи по обществознанию включают в себя различные типы заданий частьА и С, помогают подготовке к итоговой аттестации по обществознанию, проходили экспериментальную проверку в школах Мурманской области, применялись для итогового контроля в курсе основной школы и школьной практике

Задания – задачи по обществознанию

О.В. Гук

лицей № 2, г. Мурманск

Процесс современного обучения старшеклассников без решения задач представить невозможно. Именно уме­ние ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился при­менять полученные знания.

Свои задачи есть и в курсе обществознания. Они являются обязатель­ным компонентом экзаменационной ра­боты (в частях А и С). Правильное их выполнение, как показывает опыт про­ведения единого экзамена, часто вызы­вает трудности. Что такое познавательная задача по обществознанию?

В основе познавательной задачи ле­жит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое тре­буется выявить. Такое противоречие называют проблемой. Каждая область научного знания ставит и решает широ­кий круг проблем. Проблемы возникают также на стыке научного и житейского знания. Познавательные ситуации обе­их разновидностей представлены в за­даниях ЕГЭ.

Структура познаватель­ного задания-задачи включает ус­ловие, в котором сообщаются определен­ные сведения, и требование — вопрос. Для ответа на поставленный вопрос сле­дует совершить определенные интел­лектуальные действия.

Например: работники автомобильного завода, представленные инициативной груп­пой, официально уведомили админист­рацию, что, если к определенному сроку не будет погашена задолженность по заработной плате, персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните. В развернутом условии этой задачи смоделирована определенная социаль­ная ситуации. Требуется установить, является ли эта ситуация конфликтом. Заметим, что здесь недостаточно дать однозначный ответ: «является /не явля­ется», это особо оговаривается в требо­вании: «Ответ поясните».

Виды познавательных задач

Рассмотрим каждый из компонентов задания-задачи более обстоятельно. По содержанию условий можно выделить следующие типы заданий.

1. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности.

Одна из развивающихся стран вво­зила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения ра­диоактивные отходы, которые сбрасы­вали в контейнерах в океан. Независи­мые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению сущест­венной части Мирового океана. В рам­ках каких из глобальных проблем со­временности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.

2 .Приведены статистические данные, которые требуется проанализировать.

Сопоставьте следующие данные и сделайте выводы: 96 тыс. рабочих ГАЗа выпускают 215 тыс. автомобилей в год; 125 тыс. рабочих «Крайслера» -1,3 млн. В России на производство автомобилей уходит в 3-30 раз больше человеко-ча­сов, чем в США и Японии. Труд россий­ского рабочего оплачивается в 5% от того, что получают американские рабочие.

3. Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных вы­сказываний (суждений).

Согласны ли вы с высказыванием Ж.Ж.Руссо: «Тысячи путей ведут к за­блуждению, к истине — только один»? Свой ответ аргументируйте.

4. Предложена конкретная обще­ственная ситуация правового, экономи­ческого, социального, бытового и иного характера.

15-летний К., находившийся на дис­котеке в нетрезвом состоянии, приста­вал к девушкам, добивался того, чтобы они с ним танцевали. Каждый раз, полу­чая отказ, он нелицеприятно отзывался об окружающих. Можно ли привлечь С. к ответствен­ности? Какого вида правонарушение им совершено?

Разнообразны задания и по харак­теру требований {предписаний).

1. Предлагается установить по при­веденным фактам общее явление.

В стране Р.. гражданин был аресто­ван за то, что высказал несогласие с офи­циальной государственной идеологией.

К какому типу относится политичес­кий режим страны Р.? Аргументируйте свой ответ.

2.Необходимо установить причинно-следственные связи между приведенны­ми социальными фактами (явлениями).

Если в стране с рыночной экономи­кой правительство введет твердые цены на продукты питания, как это повлияет на поведение товаропроизводителей? Приведите три аргумента.

3. Предлагается сделать выводы на основе приведенных фактов.

Исходя из непосредственных на­блюдений, люди долгое время считали, что Земля — плоское и покоящееся те­ло, а Солнце — движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в фор­мировании научной картины мира мож­но сделать на основе этого факта?

4. Нужно дать оценку тому или ино­му высказыванию (суждению), соци­альному факту (явлению) с предложен­ных позиций.

В пьесе российского драматурга В.Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в от­вет: «Должен, должен… никому я нечего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

Остановимся на последнем задании. Часто у выпускников возникает во­прос: «А если мое мнение не совпадет с мнением учителя (эксперта), повлияет ли это на оценку ответа?» Обращаем внимание, что при проверке выполне­ния подобных задач оцениваются не взгляды и позиции учащихся, а убеди­тельность приводимых ими доказа­тельств. Именно качество аргументации определяет оценку решения задачи.

Обратимся к наиболее важно­му компоненту учебной задачи — к ее решению. Характер и последователь­ность познавательных действий зави­сят и от условия задачи, и от вида тре­бования, но есть и общие подходы к вы­полнению заданий данного типа.

Проследим последовательность дей­ствий на конкретном примере.

Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. Прежде всего, необходимо внима­тельно прочитать условие. В нем сообщается о положении работников на не­коем предприятии. Требуется опреде­лить форму собственности данного предприятия. Следовательно, предпо­лагается движение мысли от конкрет­ных проявлений к обобщению.

Переформулируем условие, чтобы непосредственно связать его с постав­ленным вопросом (требованием). Важ­ным для решения задачи являются ука­зания на вид дохода, получаемого ра­ботником. Из условия известно, что ра­ботники получают часть дохода, явля­ясь собственниками ценных бумаг дан­ного предприятия, и сохраняют этот ис­точник дохода и после увольнения. Дальнейшие действия связаны с вы­явлением того, какие дополнительные обществоведческие знания нужно при­влечь для решения задачи. Для этого осознать общий контекст (содержательное поле) рассматривае­мой ситуации. Таким контекстом высту­пают отношения собственности как часть экономической сферы общества. Следует вспомнить, какие формы собственности предприятий известны, какими наиболее существенными признаками ха­рактеризуется каждая из них, а затем соотнести эти признаки с указанными в условии. Последние соот­ветствуют акционерной форме пред­приятия. Вернемся еще раз к требованию зада­ния. Даны ли ответы на все поставлен­ные вопросы? Очевидно, что ответ не по­лон, требуется указать права работников предприятия. Заметим, что некоторые из этих прав указаны в условии: владеют ценными бумагами (акциями), получают доход на них (дивиденд), сохраняют воз­можность получать дивиденды и после ухода с предприятия. К этому перечню следует добавить отчетливо не указан­ное в условии, но вытекающее из типа предприятия право работников, владею­щих акциями, участвовать в управлении предприятием.

Какие ошибки допускали выпускни­ки, решавшие эту задачу на едином экзамене? Проанализируем несколько от­ветов.

«Предприятие «Старт» — акцио­нерное общество. Права работников предприятия: право на труд; право на часть дохода предприятия; право на часть дохода предприятия после увольнения в слу­чае сохранения акций».

Выпускник правильно назвал форму собственности — «акционерная», но допу­стил, неточности в перечне прав акционе­ров: право на труд не относится к правам акционеров; при этом не названо право участвовать в управлении предприятием.

В данном случае выпускник не вы­полнил в полной мере ни одно из требо­ваний задачи. «Закрытое акционерное общество» не форма собственности пред­приятия, это его организационно-право­вая форма, причем в условии задачи нет данных для того, чтобы сделать подоб­ный вывод (не указано, что владеть ак­циями предприятия могут только его ра­ботники). Второе требование — назвать права работников предприятия — тоже не выполнено, так как выпускник огра­ничился формулировкой «пользоваться правами акционеров», не называя кон­кретных прав.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с усло­вием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписа­ния, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содер­жится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требова­ние) задачи; сократите эту область до конкрет­ной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите ату информацию с данными условия задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписа­нием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения,

6. Убедитесь в правильности полу­ченного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько во­просов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречий между ва­шими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Обратимся к другой разновидности задания. Требование здесь ориентирует на разработку и обоснование правиль­ной с позиций закона модели поведения в некой проблемной ситуации, предло­женной в условии.

«Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выбо­ров президента страны, но член избира­тельной комиссии не обнаружил его фа­милии в списках избирателей. Как сле­дует поступить гражданину в этом случае: уйти, не проголосовав, или добиться внесения своей фамилии в списки го­лосующих? Ответ поясните.

Еще раз прочитаем условие и преоб­разуем его с целью извлечения сведе­ний, необходимых для решения задачи: гражданин дееспособен, т.е. имеет право голосовать, следовательно, нали­цо ошибка, допущенная при составле­нии и сверке списков избирателей; возможны две модели поведения в данном случае: уйти ни с чем или доби­ваться признания и реализации своих прав. Устанавливаем, что данная задача составлена в контексте правовых зна­ний, а конкретно — избирательного пра­ва.

Вспомним, что право участвовать в управлении государством непосред­ственно или через делегирование пред­ставителей в органы власти — важней­шее право каждою гражданина. Учас­тие в выборах — проявление граждан­ской активности, ведь от голоса каждого могут зависеть итоги выборов и в целом судьба страны.

Следовательно, гражда­нину необходимо добиваться включения своей фамилии в дополнительный список голосующих. Четко и кратко сформули­руем ответ: избирательные права граж­данина были нарушены; он должен до­биться их восстановления и реализовать их; право избирать и быть избранным — одно из важнейших гражданских прав, оно отражает сопричастность граждани­на к управлению государством, судьбе страны; участие в выборах — одно из проявлений гражданской активности.

Проанализируем некоторые ответы, данные на экзамене.

А. . «Если я уважающий себя человек, то я потребую внести мою фамилию в дополнительный список голосующих, так как от этого- зависит будущее стра­ны, а значит, и мое будущее. Таким об­разом, я косвенно участвую в управле­нии страной. В зависимости от того, кто придет к власти, будут меняться ситуа­ция в стране и мое положение в обще­стве. Избирательное право — принцип демократии. Каждый голос имеет свой вес. Также неучастие в голосовании мо­жет привести к недостижению кворума, к повторному голосованию».

Данный ответ является достаточно полным, однако содержит ряд недостат­ков. Во-первых, здесь нет указания на нарушенные избирательные права гражданина; во-вторых, недостаточно точным является суждение: «В зависи­мости от того, кто придет к власти, бу­дет меняться… мое положение в обще­стве». Известно, что социальный статус человека меняется в первую очередь усилиями самой личности.

Т. «Избиратель должен потребовать внести его фамилию в дополнительный список голосующих, если нет его фами­лии в основном списке. Голосование — это право каждого гражданина, и он должен соблюдать свои права и обязан­ности, как сказано в Конституции Рос­сийской Федерации».

Недостатком данного ответа являет­ся, в отличие от предшествующего, от­сутствие разъяснений связи избира­тельной активности отдельных граждан с результатом выборов и, опосредован­но, с судьбой страны.

Еще одна разновидность задач требу­ет оценки выпускником, какого-либо со­циального факта с заданных позиций или аргументации собственного отношения.

В одной из развитых демократичес­ких стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала статью, со­держащую подробности семейной дра­мы, рассказанной ей случайной попутчи­цей, указав имена и фамилии участни­ков. Женщина подала на журналистку в суд. Оцените данную ситуацию с точки зрения демократических ценностей.

Необходимо понимать, что задача подобного типа требует четкого форму­лирования своей позиции и приведения нескольких (2-3) аргументов.

Внимательно прочтем условие и из­влечем из него необходимую для реше­ния информацию: женщина рассказала случайной попутчице семейную драму, участни­цей или свидетельницей которой была; слушательница оказалась журна­листкой, о чем женщина, очевидно, не знала; журналистка решила, что данная история может оказаться поучительной для читательниц ее журнала, и опубликовала историю, указав для достоверно­сти реальные имена участников событий. Выявим область обществоведческих знаний, в контексте которой поставлено задание. Это область правовых знаний, конкретнее — вопрос о правах человека. Рассмотрим данные условия с точки зрения прав человека: любой человек имеет право на тайну личной жизни, но женщина сама рассказала все попутчице, правда, она не думала, что ее история станет достоянием гласности; журналистка воспользовалась свободой слова и печати, опубликовав случайно услышанную историю, но она не заменила реальные имена вымыш­ленными, не согласовала свою публика­цию с ее героями, подробности личной жизни которых предавались огласке; таким образом, женщина была аб­солютно права, подав в суд, поскольку ее права были серьезно нарушены.

Особого внимания требуют задания, включающие не одно, а целый комплекс требований.

Приведем пример такого задания.

Гражданин П. проголосовал на вы­борах губернатора под влиянием теле­передачи об одном из кандидатов. Како­ва роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор считать сво­бодным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массирован­ного воздействия СМИ право на свобод­ное волеизъявление? Условие, как видим, весьма скупое: сообщается только, что свой избира­тельный выбор некий гражданин сделал под непосредственным влиянием одной телепередачи. Зато вопросов, на кото­рые предстоит ответить, — целых три. В таких случаях особенно важно ^ общее содержательное поле (контекст), в кото­ром следует рассматривать данное за­дание. Этот контекст возникает на гра­нице взаимовлияния права, политики и культуры: СМИ как элемент культуры общества, СМИ как инструмент полити­ки, права гражданина в демократичес­ком обществе, в частности избиратель­ные права. Нельзя забывать о том, что четко сформулированный ответ следует дать на каждый из поставленных вопросов. Так, раскрывая роль СМИ в современ­ном обществе, можно использовать вы­ражение «четвертая власть», которое отражает огромные возможности их воздействия не только на общественное мнение, но и непосредственно на поведе­ние людей: Как утверждают некоторые социологи, сегодня событие можно счи­тать произошедшим лишь в том случае, если рассказ о нем лопал в телепрограм­мы и на страницы газет. Таким образом, мы получили ответ на первый вопрос. Играя очень большую роль в полити­ке, особенно в период избирательных кампаний, различные СМИ выступают на стороне разных политических сил. При этом в политической борьбе далеко не всегда используются «чистые» сред­ства и «белые» технологии.

Поэтому оп­ределение своей позиции в предстоя­щих выборах под влиянием лишь одной передачи нельзя рассматривать как осознанный и свободный выбор. Это от­вет на второй вопрос задания. Такого рода выбор предполагает зна­комство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблю­дения за предвыборной борьбой. Это по­ложение, уточненное и конкретизиро­ванное, можно считать ответом на тре­тий вопрос.

Получив ответы, еще раз соотнесем их с поставленными вопросами и убе­димся, что мы отвечаем на то, о чем нас спрашивают.

Следовательно, содержанием познавательной зада­чи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым. Для решения задачи нужно проделать определенную совокупность мыслительных операций (интеллекту­альных действий). Одно из центральных среди них -выявление дополнитель­ных к приведенным в условии сведений и их осмысление и структурирование в соответствии с требованием задания.

Учитывая выявленные ошибки и не­дочеты, допущенные экзаменуемыми при решении задач ЕГЭ, следует обратить особое внимание на следующие этапы и элементы решения:

1) четкое уяснение вопросов (требо­ваний) задачи; нередко ученики, не до­читав вопрос до конца, «вырывают» от­дельные элементы условия, на их базе формулируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном во­просе остаются без внимания его по­следние части;

2) соотнесение своего ответа на во­прос с условием конкретной задачи: ча­сто ученики отвечают на вопрос в об­щем, игнорируя предложенную в усло­вии конкретную ситуацию;

3) понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания филосо­фов, ученых носят, как правило, дис­куссионный характер, М с ними не всег­да нужно соглашаться;

4) четкое формулирование, возмож­но, даже нумерация всех элементов от­вета;

5) проверка полученного ответа, со­отнесение его с данными условиями за­дачи и ее требованием.

Список литературы

1. Ларнер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.

2. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обу­чении истории и обществознания. М., 2008.

3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения обществознания: Пособие для учите­лей. М., 2007.

4. Методика преподавания обществознания в школе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2002.

5. Готовимся к единому государственному экза­мену: Обществоведение. Под ред. Л.Н. Боголюбо­ва. М., 2003.

6. Единый государственный экзамен 2010: Тес­товые задания: Обществознание. М., 2011.

7. Единый государственный экзамен: Обществознание. Варианты контрольных измеритель­ных материалов. М., 2010.

8. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.;, 2010

9.Задания и тесты по обществознанию: 11 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.,. 2010.

Файлы: Задания-задачи.doc
Размер файла: 70144 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология