Автор конспекта:
Автор(ы): — Нестерчук
Место работы, должность: — Учитель истории и обществознания
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: — НЕстандартные материалы для уроков истории и обществознания
I. Тест по обществознанию
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?
а) В 1965 г.;
б) 1918 г.;
в) 1936 г.
2. Когда была принята последняя Конституция СССР?
а) В 1965 г.;
б) 1977 г.;
в) 1982 г.
3. Когда была принята предшествующая нынешней Конституция РФ?
а) В 1966 г.;
б) 1971 г.;
в) 1978 г.
4. Конституция – это:
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
в) текст законов.
5. «Конституция» в переводе с латинского означает:
а) устройство;
б) согласие;
в) договор.
6. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.
б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.
7. Сколько Конституций РСФСР, СССР и РФ было принято после Октябрьской революции 1917 г.?
а) 3;
б) 5;
в) 8.
8. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько.)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
9. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
10. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:
а) санкции за нарушение прав;
б) меры поощрения за соблюдение прав;
в) обязанности.
II. Допишите. Заполните пропуски.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное,_____________________________государство с ________________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _____________ ___________ – обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ____________, ____________ – равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми__________________и несет _______________________________, предусмотренные ___________________________. В РФ признаются и _______________ равным образом частная, ______________ и иные _________________.
III. Объясните положения.
1. Ст. 3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления».
2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закрепленными в Конституции?
IV. Заполните схему.
V. Начертите схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации».
VI. Продолжите суждения.
1. Все равны _____________________.
2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе _____________.
3. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства ____________________________.
4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным ___________________________.
VII. Ответьте «да» или «нет».
1. РФ – демократическое федеративное государство.
2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.
3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.
5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
VIII. Определите, каким главам Конституции соответствуют приведенные положения.
Конституция РФ – главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать ее обязаны все граждане России независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка.
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Все равны перед законом и судом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ.
Общественные объединения равны перед законом. Каждый имеет право на объединение.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ.
Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
IX. Дайте определения понятий:
а) права человека;
б) конституция;
в) правовое государство;
г) федерация;
д) президент;
е) Федеральное Собрание;
ж) правительство;
з) суд;
и) референдум;
к) закон.
X. Найдите ошибки в тексте.
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.
4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
5. Президент издает указы и распоряжения
XI. Какие права и обязанности закрепляет Конституция РФ за гражданами страны? Покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь.
Конституционные права
Соответствующие им обязанности
— —
Итоговое тестирование
История России (с древнейших времён до конца XVI века) 6 класс
1. Столица Древнерусского государства Киев находилась на землях:
а) кривичей;б) полян;в) древлян;г) северян
2. Основателем Древнерусского государства летописи называют:
а) Олега;б) Рюрика;в) Игоря;г) Владимир
3. Первым правителем Руси, принявшим христианство был(а):
а) Ярослав;б) Олег;в) Ольга;г) Владимир
4. Древнерусское государство с центром в Киеве было:
а) раннефеодальным; б) развитым феодальным;
в) позднефеодальным; г) рабовладельческим
5. Древнейшей летописью,дошедшей до нас,является:
а) «Слово о законе и благодати»;б) «Слово о полку Игореве»;
в) «Повесть временных лет»;г) «Чтение о житии и погублении»
6. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:
а) Игоря;б) Святослава;в) Владимира;г) Ярослава
7. Феодальная раздробленность возникла потому, что:
а) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
в) князья ненавидели друг друга;
г) княжествами маленьких размеров легче было управлять;
д) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
е) города, достаточно уже развившиеся и удаленные от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих областей.
8. Соотнесите правителей и их территории:
1) Ярослав Осмомысл; а) Галицко-Волынское княжество;
2) Даниил Галицкий; б) Владимиро-Суздальское княжество
3) Юрий Долгорукий;
4) Андрей Боголюбский;
5) Всеволод Большое Гнездо
9. О высоком уровне развития культуры на Руси в X- началеXIII вв. свидетельствует:
а) рост числа городов, становившихся центрами культуры; б) широкая переписка горожан;
в) массовая грамотность населения;г) открытие школ в городах;
д) высокий уровень развития ремесла и торговли
10. «Слово о полку Игореве» было написано:
а) после правления Ярослава Мудрого;б) в годы правления Владимира Мономаха;
в) во время княжения Всеволода Большое Гнездо;
11. Битва на Калке произошла:
а) до первого крестового похода в Европе;б) после гуситских войн в Чехии;
в) после принятия христианства на Руси;г) после правления Владимира Мономаха
12. Расположите исторические события в хронологической последовательности:
Битва на Чудском озере (4), битва на Калке (1), нашествие Батыя (2), Невская битва (3), битва на реке Воже (7), строительство каменного Кремля в Москве (6), княжение Ивана Калиты (5).
13. Объединение Литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано (обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости):
а) опасностью нашествия немецких рыцарей; — б) зарождением и развитием феодальных отношений;
в) ростом силы и могущества литовских феодалов;
г) ослаблением Руси;
д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества.
14. Русь в XIII-XV веках была:
а) колонией Золотой Орды;б) завоёвана Золотой Ордой и стала её составной частью;
в) независимым государством;
г) сохранила свою государственность, но была поставлена в вассальную зависимость от ордынских ханов.
15. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к следующему событию:
а) падению ордынского ига;б) объединению русских земель;
в) разгрому главных сил Орды;г) распаду Орды
16. Основателем Московского княжества был:
А) Дмитрий Донской;б) Юрий Долгорукий;
В) Даниил Александрович;г) Александр Невский
17. В феодальной войне XV века борьба велась:
а) за первенство Москвы в деле объединения русских земель;
б) присвоение московскому князю титула «государя Всея Руси»;
в) власть на московском престоле;
г) получение ордынского ярлыка на великое княжение.
18. Постройте цепочку причинно-следственных связей:
Развитие городов, освобождение от ордынского владычества, усиление общения между русскими землями, подъём хозяйства на Руси, оживление торговли, объединение русских земель.
19. Ордынское владычество было свергнуто:
а) до Великих географических открытий;б) во время Столетней войны;
в) после завоевания Бабура в Индии;
г) до гуситских войн;
д) вовремя правления во Франции Людовика XI.
20. Усиление Боярской думы привело:
а) к усилению централизованного государства;б) ослаблению власти Великого князя;
б) усилению позиций Церкви;г) обострению противоречий между Великим князем и Думой;
д) ограничению власти Великого князя
21. Земля предоставлялась дворянам:
а) в награду за верную службу;б) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель;
в) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы;
г) для надзора за крестьянами и их усмирения в случае проявления ими недовольства.
22. Расположите в хронологической последовательности:
Судебник Ивана III (2), стояние на реке Угре, Судебник Ивана IV, Первый Земский собор, основание Архангельска, венчание Ивана IV на царство.
23. Опричнина возникла в результате (обозначьте указанные причины порядковыми номерами в зависимости от степени их значимости в убывающей последовательности):
а) стремления царя путём массового террора нанести окончательный удар по крупным феодалам;
б) болезненной реакции Ивана IV на неудачи в Ливонской войне;
в) проявления чрезмерной подозрительности и недоверчивости Ивана IV;
г) намерения царя запугать народ и подавить малейшие очаги сопротивления его политике;
д) стремление Ивана IV пресечь боярские заговоры.
24. Выберите наиболее точную формулировку:
а) Опричное войско, созданное Иваном IV для борьбы с крупными феодалами, положило начало переходу к новой форме государственного устройства — опричнине;
б) Опричнина явилась формой борьбы Ивана IV с крупными феодалами, в ходе которой он использовал специальное опричное войско;
в) Система мер, принятых Иваном IV для окончательного установления самодержавной власти, называлась опричниной;
г) Личная охрана Ивана IV;
д) Правительство, составленное из приближённых к Ивану IV людей.
25. В каком году на Руси было установлено патриаршество:
а) 1582;б) 1589;в) 1592;г) 1595
26. Первым русским царём был:
А) Иван III;б) Василий III;в) Иван IV;г) Михаил Романов
27. В каких годах проводились реформы Избранной рады:
а) 1533-1584;б) 1533-1538;в) 1549-1560;г) 1558-1583
28. Соборное уложение 1649 года сыграло решающую роль в следующем:
а) становлении просвещённого абсолютизма;
б) закрепощении крестьян;
в) установлении сословно – представительной системы;
г) замене приказов коллегиями.