Автор конспекта:
Автор(ы): — Конопкина Светлана Алексеевна

Место работы, должность: — город Муром Владимирской области МОУ «СОШ № 13″ учитель начальных классов

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Другое

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

ОС "Школа 2100" — Пропись № 3

Используемая методическая литература: —

Пронина О.В., Кремлева И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" ("Моя любимая Азбука") и прописям "Мои волшебные пальчики". Методические рекомендации для учителя / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. — Изд. 4 — е, перераб. — М.: Баласс, 2011. (ОС "Школа 2100").

Используемое оборудование: —

Презентация; иллюстрации корабликов с звуковыми значками; для выполнения групповых заданий: листы формата А – 3 с иллюстраций кактусов; с записью предложения; набор карточек с буквами (письменные и печатные заглавные, строчные).

Для учащихся: ручки с цветными пастами, синего, зеленого, красного цветов; прописи № 3; чистые листы формата А – 4 для выполнения творческого задания.

Краткое описание: — Урок по предмету «Обучение грамоте: обучение письму» проведен согласно рекомендациям авторов ОС «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) с использованием проблемно – диалоговой технологии. Это первый урок по теме в разделе II «Учим буквы – учимся читать и писать». К настоящему моменту ученики уже знакомы с рядом букв алфавита, алгоритмом анализа графического образа букв и элементами самооценки учебного труда. По типу – урок открытия нового знания (умения).На данном уроке в комплексе велась работа по формированию УУД и достижению предметных результатов: формирование графического образа заглавной буквы «К»; развитие умения писать изученные буквы, слоги и слова; различать имена собственные, списывать слова с печатного образца. Структуру урока составили несколько этапов: актуализация знаний с прогнозированием темы урока и организация проблемной ситуации, открытие нового знания (умения), освоение нового знания и использование нового умения в творческой деятельности. В начале урока, с целью мотивации учащихся к учебной деятельности, активизации их мыслительной деятельности использовался побуждающий диалог (работа над значением слова «грамота»). В процессе предъявления иллюстративного и предметного материала, через диалоговое общение велась работа по формированию коммуникативных УУД (умения формулировать свои мысли в устной форме — на уровне предложения; умения слушать и понимать речь других). Этап актуализации знаний организован в форме дидактической игры. Учащиеся выполняли задания на группировку по заданному признаку (гласные и согласные) и сравнение (печатных и графических образов заглавных и строчных букв). Работа направлена на формирование коммуникативных УУД (умения учебного взаимодействия, работать в группе) и познавательных УУД (умения преобразовывать модели и схемы для решения учебной задачи): использование модели «звуковичков», гласных и согласных звуков, в иллюстрации корабликов в качестве ориентира для группировки. Учебная задача предъявлялась путем создания проблемной ситуации, когда решить поставленную учебную задачу нельзя (задание: найти пару – невыполнимо ввиду отсутствия знания, т.е. графического образа буквы). При формулировке темы используется подводящий диалог (необходим ответ на вопрос: можем ли помочь пассажиру?). Совместно с учителем учащиеся составляют план. Работа направлена на формирование регулятивных УУД (умения понимать и принимать учебную задачу, формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться планировать свои действия (составлять план) и работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей; использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда; осуществлять самоконтроль и самооценку). На этапе освоения нового знания — письмо слогов с новой буквой — использован метод диалога. Задания носили продуктивный характер: учащиеся работали самостоятельно при письме слогов; записывали слова с печатного образца (задание по выбору), выполняли слоговой анализ слов (имена девочек), звуковой анализ слогов, осуществляли самооценку деятельности. 1. Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; приобретают знания о нормах этики и практический социальный опыт культуры поведения. Освещение материала на уроке велось в соответствие с возрастными возможностями детей, по принципу мини – макс. 2. Содержание урока соответствует требованиям программы (работа велась согласно материалам прописи № 3 к учебнику «Буквакрь») 3. С целью развития познавательной активности учащихся использован жизненный опыт детей (знание имен людей, привлечение знания содержания сказки, представление о значении слова «грамота»); теоретическое знание о назначении заглавной буквы используется при письме имен собственных (на этапе актуализации знаний имеет место вопрос о назначении заглавной буквы). 4. Новый материал связан с изученным ранее: письмо заглавных букв, умение писать слоги, слова, выделять гласные и согласные звуки (моделирование звукового состава слогов цветными точками), деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. На данном уроке шла работа над развитием учебных умений, которые служат предпосылками для формирования следующих компетенций учащихся: — информационной (использование иллюстративного и предметного материала, диалоговое общение в качестве информационного источника; умение работать с прописью как учебной литературой); — коммуникативной (формирование начальных коммуникативных умений: сотрудничества, учебного взаимодействия, элементарного умения извлекать нужную информацию, переводить информацию из одного вида в другой); — регулятивной (зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения); — технологической (умение действовать в соответствии с инструкцией – планом).

Учитель: Конопкина Светлана Алексеевна МОУ «СОШ № 13» округа Муром Владимирской области

ОС «Школа 2100». 1 класс

Тема урока: Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К».

Оборудование.

Презентация; иллюстрации корабликов с звуковыми значками; для выполнения групповых заданий: листы формата А – 3 с иллюстраций кактусов; с записью предложения; набор карточек с буквами (письменные и печатные заглавные, строчные).

Для учащихся: ручки с цветными пастами, синего, зеленого, красного цветов; прописи № 3; чистые листы формата А – 4 для выполнения творческого задания.

На доске:




Цели урока.

Образовательная.

Формирование речевых и графических умений обучающихся:

— формирование умения писать заглавную букву «К», слоги и слова с новой буквой;

— формирование умения списывать слова с печатного образца, используя правильные соединения букв;

— обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающая.

Развитие аналитико – синтетических умений.

Развитие начальных коммуникативных умений на основе учебного взаимодействия обучающихся.

Воспитательная.

Воспитание культуры учебного труда, взаимодействия и поведения.

Формирование УУД:

Регулятивные – определять, формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать и принимать учебную задачу; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом (прогнозирование); учиться планировать свои действия (составлять план) и работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей; использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные – формирование умения осуществлять сравнение, анализ объектов с выделением существенных признаков; строить высказывание в форме связи простых суждений об объекте; использовать знаково – символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию, слушать и понимать речь других и использовать для регуляции своих действий; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе.

Ход урока.

  • Орг. момент.
  • «Прозвенел и смолк звонок.

    Начинаем наш урок.»

    — Урок – Обучение грамоте.

    II. Мотивация к уроку.

    — Ребята, вы знаете, что в названии нашего урока есть (звучит) слово «грамота».

    — Но, я уверена, что вы встречались с этим словом и раньше. Что еще называют этим словом? Что это – грамота? (награда, …буквы, …)

    — Да. В прошлом грамотой называли список букв.

    — В сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане …» гонец едет к царю с известием от царицы о рождении сына. «Едет с грамотой гонец …». Гонец – это человек, как у нас почтальон. Что же привез в сумке гонец? (письмо)

    Слайд (иллюстрации:грамота, письмо, алфавит)

    — Смотрите, слово одно, а значений несколько! И все предметы объединяет одно общее: и письмо и грамоту для награждения нужно уметь написать, а для этого ….? Что нужно знать?

    — Буквы!

    - Есть предположения о теме урока, чему будем учиться?

    2. Актуализация знаний. И постановка проблемы.

    1) Игра.

    — Вы уже знаете многие буквы. А на сколько хорошо, покажет игра.

    …………………..

    А) — Вот эти кораблики ждут отправления. У каждого на борту свой знак (звуковичок).

    — Вы – станете пассажирами на кораблях. Определить какой кораблик ваш, помогут билеты. Они у вас на столах.

    — Сейчас под музыку вы отправитесь на корабли, согласно вашим билетам, помня о правилах культурного поведения.

    ………………

    И У И У ы ы а а Г П Т Р С л М п р т

    ОО Г П Т Р С К л М п р т

    ………………

    Музыка: дети разбиваются на группы (1 группа с гласными буквами на карточках; 2 группа – с согласными буквами на карточках).

    Проверка:

    — Проверим, правильно ли вы определили свой корабль.

    — 1 группа, как угадали? По какому признаку? Какие буквы в билете? (согласные)

    — 2 группа, какие буквы на билетах? (гласные)

    — Покажите.

    Б) – А теперь сравните буквы в группах, чем отличаются? (по какому признаку? – Заглавные и строчные, печатные и письменные)

    — А теперь вы должны расселиться по каютам парами. Как можно объединиться в пары, какие буквы можно соединить в пары? (заглавную печатную и заглавную письменную; строчную письменную и печатную маленькую)

    (на билетах печатные буквы и письменные)

    — Найдите друг друга, печатная – письменную, заглавные с заглавными – маленькие с маленькими. Беретесь вверху за руки и вставайте в ручеек (выходите вперед).

    — А гостей попросим быть контролерами. Если пара объединилась правильно, пропускаете, сигналя зеленым кружком. Пара проходит в каюту, на свои места.

    В) Проблемная ситуация.

    — А кто без пары? Какая у тебя буква на билете, покажи. Она печатная или письменная? Маленькая или заглавная?

    — Ребята, а почему …. пассажир оказался без пары?

    — А мы знакомы с письменным вариантом заглавной буквы «К»? Нет.

    3. Формулировка темы урока.

    — Как помочь пассажиру? Чему будем учиться на уроке? (учиться писать заглавную «К».) А для чего нужна заглавная буква «К»? Какие слова пишутся с заглавной буквы?

    4. Составление плана работы на уроке.

    — Теперь составим план действий, порядок работы на корабле в виде модели.

    1 пункт – учимся писать заглавную букву «К». (модель ручки крепится)

    - 2 пункт– дальнейшие действия? Буква дружит с гласными? Можно слог написать? Чему будем дальше учиться?

    — Писать слоги, учиться правильно соединять буквы в слогах (моделируем слог)

    (Как схемой показать слоги?)

    - 3 пункт(схема слова – черточка): чему будем учиться?

    — Писать слова с заглавной буквой «К».

    — Откройте билеты, выберите модель «человечка», какой звук обозначает буква? Раскрасьте шляпку нужным цветом.

    (1 ученик работает у доски,

    выбирает модель «звуковичка», крепит на доске)

    1 пункт

    - 2 пункт

    - 3 пункт


    Физ – кА Отправляемся в плавание.

    Вот кораблик на волнах

    (очерчиваем руками контур корпуса корабля)

    На раздутых парусах.

    (волнообразные движения руками по вертикали)

    Его солнышко встречает.

    Он плывет, его качает.

    — Думаю, что вы были внимательны к ответам своих одноклассников. Работу кого из ребят вы бы оценили? (кто был активным, часто и правильно отвечал)

    5. Работа по плану. Пропись с. 13.

    — Кто – то из вас знаком с начертанием письменной заглавной буквы «К»? С ее графическим образом?

    — Откройте заднюю обложку прописи. Найдите в алфавите заглавную букву «К» и подчеркните ее простым карандашом.

    Слайд: К К

    а) — Сравните печатный образ заглавной буквы «К» и письменный. Есть что – то общее? Сразу букву написать сможете?

    — Попробуем выделить ее элементы. Из каких элементов построена буква?

    б) Работа в прописи.

    — Откройте прописи на странице 13.

    • В рамке – экране найдите первый элемент буквы, точку начала, работаем ручкой с синей пастой, «пробегите» по стрелкам.
    • Учитель показывает образец письма на доске.
    • «Пишем в воздухе».
    • Работа в прописи:

    — 1 – я строка: работаем под счет (3 элемента). Дальше самостоятельно.

    • Запись в рамке – экране:

    — Второй элемент: работать будем ручкой с зеленой пастой, «шагаем» по стрелкам.

    — 1 – я строка:обводим по контуру второй элемент.

    в) Образец начертания буквы полностью: Слайд — анимация буквы с шариковой ручкой.

    г)

    • Образец написания заглавной письменной буквы «К» на доске; прописывание буквыв воздухе.
    • Самостоятельная работа: письмо по контуру буквы.
    • 2 – я строка:

    Учитель называет слова, дети обводят букву по контуру.

    (когти, Кристина, кактусы, Катя, Кирилл)

    — Какой пункт плана выполнили? (1 – ый)

    — Какие слова я называла? (имена) Есть у нас в классе ребята с такими именами? Сможешь написать теперь свое имя?

    — А 2 пункт плана о чем? (учиться писать слоги)

    Физ – кА для глаз.

    д) Пропись с. 14 – вверху: письмо слогов.

    — Найдите вверху строчку со слогами.

    Слайд: фрагмент прописи (с. 14).

    - Обозначь точками красного цвета гласные буквы.

    (1 ученик работает у доски – с/ оценка)

    Прочитайте самостоятельно слоги.

    - Теперь зеленым цветом, точками покажите – мягкие согласные.

    - Красным – точки соединения букв.

    (1 ученик у доски; с/оценка работы)

    - Запись под диктовку: обводим по контуру тот слог, который называю; и самостоятельно еще раз на этой же строке. (Ко Ка Ки Ку)

    • Самооценка.

    - Оцени своюсамостоятельную работу.

    (дети рисуют кружок определенного цвета?)

    — какие слоги получились наиболее удачными, обведи карандашом в кружок.

    — Какой пункт плана выполнили? (2 – ой)

    ***

    Учитель на доске пишет неудачные варианты слогов. Обсуждение.

    Карточки для обсуждения ошибок в парах, группах. ???

    ***

    6. Первичное закрепление нового знания (умения).

    Пропись с. 15

    — Под рисунками в столбиках есть слова. Что общего? С какой буквы начинается каждое слово?

    — Не читая, можете догадаться, что это за слова? (имена)

    — Что подсказало? (рисунки)

    - На кораблях кроме вас есть и другие пассажиры. Давайте с ними познакомимся.

    -Найди и прочти слова с заглавной «К». Чем похожи? Чьи имена? (девочек)

    — Как зовут девочек?

    — Чем отличаются слова? Сколько слогов (гласных) в слове Клара? Кристина?

    — Кто сможет, самостоятельно запишите любое из этих имен на линейке под портретом, а портрет выберите на свое усмотрение.

    — Кто затрудняется, работаем вместе со мной. (Проговаривание по слогам имени Клара, запись по слогам)

    • С/проверка: сравни свою запись слова и образец на доске.

    — Какой пункт плана выполнили? (3 – ой)

    — Все пункты плана выполнили?

    7. Применение нового знания в творческой деятельности, в новых условиях.

    — Назовите слова, которые начинаются с буквы «к». А если бы стали записывать их, то с какой буквы, маленькой или заглавной?

    1) Задания на выбор.

    • — А теперь задание: вспомните, какие слова на букву «к» пишутся с заглавной буквы, а предмет нарисуйте на листочке. Задание выполните в паре.

    2) Групповые задания.

    — А у доски поработать есть желающие? (желающие детей делятся на 2 группы)

    • Задание: выбери нужнуюбукву (заглавную письменную или письменную строчную) для названия картинки (и текста). (К…актусы.)
    • Задание: подбери правильно букву для слов в предложении.

    (У ..?.оли .?.. актусы.)

    • Проверка

    Задание 1 – ой группы:

    — С какой буквы записали слово, почему? Ведь, кактусы – это не имя.

    (Название картины пишется с заглавной буквы.)

    Задание 2 – ой группы:

    — Объясните свой выбор букв в предложении.(У К…оли к…актусы.)

    7. Подведение итога урока.

    Телефон мобильный мой

    Я ношу его с собой.

    Вот на кнопочки нажму,

    Быстро маме позвоню.

    - О чем расскажете маме?

    — Чему учились? Что получалось хорошо? Какое задание было трудным? Какую задачу поставите себе?

    — Дневник (ежедневник), оцените свою работу на уроке?

    — А что запомнилось особенно?

    Файлы: приложение к уроку.doc
    Размер файла: 76288 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология