Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Татьяна Ивановна

Место работы, должность: —

учитель биологии и химии, МБОУ "Советская СОШ" Ядринского района Чувашской Республики,

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

контроль и обобщение знаний по теме; повышение мотивации к обучениюконтроль и обобщение знаний по теме;

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Краткое описание: —

Вам предстоит виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете, с таким мощным двигателем, что могут измениться количество генов. Ваша задача вернуться из путешествия со своими 46 хромосомами. Учтите, обменный генетический курс установлен так: 1хромосома = 30 генов.

Прежде чем разрешат вам вылет, нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя врать. Любой, сказавший на детекторе лжи неправду и не ответивший на вопрос, теряет 1 хромосому. Делимся на команды и вперед!

Тема: Закономерности наследственности.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение мотивации к обучению.

Ход игры.

І. Вводное слово.

Вам предстоит виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете, с таким мощным двигателем, что могут измениться количество генов. Ваша задача – вернуться из путешествия со своими 46 хромосомами. Учтите, обменный генетический курс установлен так: 1хромосома = 30 генов.

Прежде чем разрешат вам вылет, нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя врать. Любой, сказавший на детекторе лжи неправду и не ответивший на вопрос, теряет 1 хромосому. Делимся на команды – и вперед!

І І. Детектор лжи.

  • Что такое аллель?
  • Сколько аллелей в гамете?
  • Фамилия ученого описавшего синдром Дауна?
  • Как обозначаются родители при скрещивании?
  • Каким значком обозначается скрещивание?
  • Как обозначаются гибриды 1 поколения?
  • Какой процесс при скрещивании нарушает сцепление генов?
  • Что такое генотип?
  • Что такое фенотип?
  • Какое растение изучал Мендель?
  • Какой хромосоме находится ген гемофилии?
  • Какой пол у человека гетерогаметный?
  • Кто автор хромосомной теории наследственности?
  • Сколько хромосом в клетке, у страдающего синдромом Дауна?
  • Какие организмы называются гетерозиготные?
  • При каком условии генотипы АА и Аа одинаковы по фенотипу?
  • Сколько типов гамет образуют гомозиготы?
  • Что такое доминирование?
  • Назовите виды взаимодействия неаллельных генов?
  • Как обозначается рецессивная аллель?
  • І І І. Полет ракеты.

    Итак, вы в ракете! Прежде чем вылететь за пределы Земли, необходимо пробный полет. Вы можете выбрать 1 из 3 маршрутов: а) Чернобыльский мир, б) мир моросийской богемы, в) Сказочный мир. В каждом из миров на каждой остановке решать задачи. ВЧернобыле 6 остановок, и на каждом можно получить или потерять по 5 генов каждому игроку. В мире Богемы по 4 задачи по15 генов, а Сказочном мире соответственно 3 задачи по30 генов.

    Куда двигаемся? Можно при желании поменять маршрут на указанных станциях на карте.

    Чернобыль

    1. Шестиносая женщина, родители которой имели 1 нос, вступает в брак с одноносым мужчиной, у матери которой 6 носов, а у отца 1 нос. Единственный ребенок в семье шестиносый. Какова вероятность появления в этой семье еще одного шестиносого ребенка, если одноность доминирует?

    2. Если у человека ген, определяющий 3 ноздри, неполно доминирует над геном, определяющим 1 ноздрю, то сколько ноздрей может быть у детей в семье, где у родителей по 2 ноздри?

    3. Безмозглая женщина, отец и мать были безмозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Как наследуется признак?

    4. Известно, что мягкие губы и волосатые губы – доминантные гены, расположены разных парах хромосом. Женщина с твердыми зубами и волосатыми губами обманом вступила в брак с мягкозубым мужчиной, не имеющим волос на губах. Какова вероятность того, что их первый мягкозубый ребенок будет всю жизнь брить губы?

    5. В семье гетерозиготной квадратноголовой саблезубой женщины и треугольноголового нормальнозубого мужчины появились на свет 83 квадратноголовых саблезубых, 79 треугольноголовых нормальнозубых, 18 треугольноголовых саблезубых и 17 квадратноголовых нормальнозубых. Определите, как наследуются признаки?

    6. У альдебаранского ноздрехвоста аллель, определяющий 3 ноздри, неполно доминирует над аллелем, определяющим 1 ноздрю. Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по 2 ноздри.

    Мир богемы

    1. У эстрадных певцов имеется серия множественных аллелей по гену В, определяющему голос: В – оперный бас, bk – козельтон, b – фальцет. Каждый из аллелей полно доминирует над следующим ( В > bk > b ). В семье Концеррат Дезабилье (оперный бас) и Лучезариано Наповоротте (козельтон ) родились 2 ребенка: Грустилла Ализатти (фальцет ) и Диджер Квакер (козельтон ). А мог ли в подобной семье голосино Басотти?

    2. После музыкального фестиваля в концертном зале « Бутсванно» был найден ребенок. Группа крови была определена MN I группа Rh-.Подождение пало на 4 пары:

    ♂ Rh+ NN III гр.

    Мирмизани

    ♀ Rh- NN II гр.

    ♂ Rh- MM II гр.

    Крекерс

    ♀ Rh+MM I гр.

    ♂ Rh+ II гр

    Симпсоны

    ♀ Rh+ NN III гр

    ♂ Rh- MN IV гр

    Томпсоны

    ♀ Rh- MM II гр

    Определите, чей ребенок?

    3. Известно, что ген, ответственный за отсутствие слуха — доминантный ген полного доминирования, локализован в X –хромосоме. От брака Мерзина Ненсона ( имеет слух) и Кристины Агролейро ( нет слуха) рождается Бредни Сперлс ( есть слух). Может ли данная семья быть уверенной, что остальные дети будут иметь слух?

    Сказочный мир

    1. У чебурашки большие уши (локализованы в Х хромосоме) и волосатая грудь – рецессивные гены. Чебурашка с большими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с маленькими ушами и голой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью?

    2. У Белоснежки II крови, белое лицо, 35 размер ноги. У гномика III группа крови, черное лицо и 55 размер ноги. Какова вероятность рождения ребенка – гномика с черным лицом, I группой крови, 55 размером ноги, если белое лицо и 35 размер ноги – доминантные гены, лежащие в разных хромосомах?

    3. У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминантный, у колобих он рецессивен. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за лысого колобка. Отец колобихи тоже был лысым. У них родился лысый колобочек и лысая колобочка. Колобочка выкатилась замуж за лысого колобочка. Каково того ,что у них родится лысый колобочек?

    ІV. Ответный удар( Зона восстановления генов.

    Вы выдержали пробный полет, но при этом ваши гены пострадали. Мы можем нанести ответный удар – восстановить запас генов. Для этого за 5 минут сочинить задачу для учителя.

    V. Астероид

    Чужая со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с чужим со ртом на спине и коротким яйцекладом. Она отложила яйца на астероиде и улетела. Из яиц вылупились все со ртом на животе и и длинным яйцекладом. Они беспорядочно скрестились, и получилось:

    58♀ со ртом на животе и длинным яйцекладом

    21♀ со ртом на животе и коротким яйцекладом

    29♂ со ртом на животе и длинным яйцекладом

    11♂ со ртом на животе и коротким яйцекладом

    9ртом на спине и коротким яйцекладом

    12♂ ртом на спине и длинным яйцекладом

    Определите как наследуются признаки у чужих?

    VІ. Космическое казино.

    1. На планете № 1бис обнаружена кремниевая жизнь. Животное жаброрыл имеет характерные выросты на носу, определяется 3-мя несцепленными генами полного доминирования. Ген А отвечает за образование кремниевой кислоты; В обеспечивает вытягивание ткани в отросток; ген С – ветвление отростка. Какое потомство по фенотипу следует ожидать от скрещивания тригетерозиготы с полной гомозиготой по рецессиву?

    2. На планете Северное Сияние живут нерполы. При насильственном скрещивании нерполы с 1-й извилиной и сросшимися ушами и нерполы с 1-й извилиной и несросшимися ушами F1 было с 2-мя извилинами и сросшимися ушами. F2 произошло расщепление:

    68 детей — 1 извилина – несросшиеся уши;

    275 детей — 2 извилины – сросшиеся уши;

    86 детей — 2 извилины – несросшиеся уши;

    68 детей — 1 извилина – сросшиеся уши;

    Определите, как наследуются эти признаки у нерпол.

    V І І. Парад синдромов.

    Вот подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться на Землю. Однако перед возвращением на Землю необходимо привести в порядок свой кариотип, подсчитать количество хромосом. Те, у кого кариотип не равен 46, должны придумать название синдрома.

    V І І І. Выход из игры.

    Вы снова на Земле в 11 классе Советской школы.

    Файлы: zakonomernosti.ppt
    Размер файла: 650240 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология