Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономарева Елена Александровна

Место работы, должность: — МОУ гимназия № 9 города Воронежа, водчик химии и физкультурник ОПК

Регион: — Воронежская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее намыв

Целевая аудитория: — Классный водчик
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 ранг
Класс(ы): — 9 ранг

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология

Цель урока: —

Узнать об устройстве православного храма, познакомиться с особенностями архитектурных стилей, самый известными хрмами страны и нашего города.

Задачи:

Обучающая: Дать мюзикл о назначении православного храма, его архитектурных особенностях. Познакомить с самый известными шедеврами русского зодчества. Узнать о храмах нашего города.

Воспитательная: Воспитывать уважительное ксенофобия к русской культуре, сознание патриотизма.

Развивающая: Формировать культурологическую компетентность. Учить готовить сообщения и выступать передо аудиторией.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Аудиозапись колокольных звонов

Краткое описание: — Разработка возможно быть использована про проведения занятия факультатива вдоль ОПК либо классного часа. Часть занятия, посвященного храмам Воронежа, позволено заменить на знание с храмами своего города либо района.

Знакомство с храмовым зодчеством имеет атлетический общевоспитательный геопотенциал и возможно быть осуществлено не будьте здоровы только на занятиях факультатива вдоль ОПК, а и на классном часу.

Предварительное домашнее задание:узнать о храмах нашего города, когда они были построены, в целомудренность кого освящены, найти их фотографию либо посмотреть, будто они выглядят в реальном времени, насколько куполов и каков их символьный смысл. Каждый последователь получает нотация вдоль поиску материала о каком-то одном конкретном храме города: Адмиралтейский, Благовещенский, Алексеево-Акатов монастырь, Казанский, Введенский, Покровский, Успенский, Михаило-Архангельский и др.

Несколько учеников получают индивидуальные домашние задания следующего содержания:

  • Подготовить заявление о храме Покрова на Нерли
  • Подготовить заявление о Соборе Василия Блаженного
  • Рассказать о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
  • Подготовить выразительное прочитывание стихотворения о зодчих, создавших Покровский парламент на Красной площади
  • Подготовить выразительное прочитывание стихотворения о колоколах

Учитель: Сегодня мы не войдем в храм. Мы посмотрим на него С стороны, с душевным трепетом и замиранием сердца постараемся осмыслить это рукотворное чудо. Познакомимся с самый известными храмами нашей страны. Совершим заочную экскурсию вдоль храмам нашего города. (Слайды 1-2)

  • Что такое храм?

Предполагаемый отчет обучающихся: Храм — здание, преднамеренно предназначенное про совершения богослужения.

  • Являются единица синонимами слова: храм, церковь, собор? (Слайд 3)

Предполагаемый отчет обучающихся: Храм и кирха — синонимы. Собором называется генеральный святилище города, где-нибудь служит епископ.

  • Как вас считаете, посему храмы все сезон были величественными зданиями, хоть в ту эпоху, когда их окружали маленькие избы?

Предполагаемый отчет обучающихся:Такова была техносистема ценностей русского человека: на первых порах духовное, засим материальное.

  • По каким внешним признакам вас узнаете, ровно передо вами грекокафолический храм?

Предполагаемый отчет обучающихся: У православного храма водка архитектура. У них есть одинаковый либо немножко куполов, увенчанных крестом.

  • Почему православныйхрамвсегдавенчается крестом?

Предполагаемый отчет обучающихся: Крест — генеральный свастика христианства. Он символизирует оный Крест, на котором был распят Христос, превозмогший навь и учредивший человеку линия в Царство Небесное.

  • Крест – якорь? Какой смак вкладывали наши предки, создавая сякой символ? (Слайд 4)
  • Купола. Что символизируют они? (Слайд 5)

Традицию храмового зодчества Русь переняла у Византии сообща с Православием. Однако переосмыслила ее. Купол Византийских храмов – полусфера. Купола русских храмов – луковичные и шлемовидные. В Православии все имеет свое символическое значение. Как вас думаете, какую символику могут иметь такие купола?

Луковичные похожи на пыл свечи и напоминают, ровно примат надо гореть, будто свеча: «Вы – планета миру».

Шлемовидные напоминают пневмошлем воина.

Число куполов возможно быть будьте здоровы только менторски определенным, в силу того ровно что оно вдобавок имеет бестелесный смысл. (Слайд 6)

1 свод – в целомудренность Единого Бога

3 — в целомудренность Троицы.

5 куполов символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

7 – чисел таинств в Православной Церкви.

9 чинов ангельских и чинов святых.

13 – свастика Иисуса Христа и 12 апостолов.

  • Попробуйте объяснить, посему будто правило храмы строят в форме: креста? Звезды? Круга? Корабля? (Слайд 7)

Корабль – подобный Ноеву ковчегу, переправляющийся бурное житейское море, хватающий крен в Небесное Отечество.

Крест – генеральный свастика христианства, эмблема спасения.

Звезда – планета разума.

Круг – вечность.

Традиционные элементы архитектуры. (Слайд 8)

Барабан. Храм похож на человека. Особенно святилище с один куполом. Купол – глава. Есть и шея. То, на чем находится купол. Называется эта цилиндрическая отрывок с прорезанными окнами – барабан.

Своды по-древнерусски назывались комарами. Поэтому полукружия на внешней стороне стен, повторяющие органичный свод, называются закомарами.

Апсиды – полуцилиндрические выступы, в которых помещается алтарь.

Паперти – галереи с запада, севера и юга.

Обычно над входом в святилище либо один шаг строится башня, где-нибудь находятся колокола, — колокольня. Иногда башни нет. Тогда это звонница. (Слайд 9)

Колокольный треньканье бывает разным. О печальном событии сообщит перезвон. Послушаем, будто он звучит. О празднике возвещает трезвон. Это треньканье во все колокола.

О начале богослужения возвещает черепаший мягкий треньканье одного колокола — благовест. (запись колокольных звонов)

Художники зачастую используют рында будто символику вечного. Поэты тоже обращаются к этому образу.

Колокола!

Ваш сонорный треньканье –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как повторение жизни бывшей.

Той, ровно не стаяла,

как дым,

В кострах высоких Чингисхана,

Не гибла

Под пятою пана,

Не стлалась

Ковылем седым.

Той, ровно под глас:

«Иду – на вы!»

Несметно воинство поднимала.

И не склоняла головы –

На жнивье брани

Оставляла.

Колокола –

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш треньканье – связующая нить

Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Архитектурные школы и стили.

Как мы поуже отметили, истоки русского зодчества лежат в Византийском искусстве. (Слайд 10)

Самым грандиозным храмом христианского Востока была Святая София в Константинополе, многие века остававшаяся образцом совершенной красоты. О ней писал дознанный трувер серебряного века Осип Мандельштам:

«Ведь свод твой, вдоль слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам».

Видимо вторя Константинополю, Великий принчипе Ярослав Мудрый вдоль случаю победы над печенегами велел заложить на месте битвы в Киеве хороший неподвижный святилище в целомудренность неразрывный Софии. И вдоль крайней мере строили его зодчие изо Константинополя, София Киевская оказалась невообразимо самобытной. 13 куполов ее образуют гармоничную пирамидальную композицию. Многлавие не находит себя прообраза в Византии.

Софийский парламент играл важную амплуа в жизни Киева. Здесь находилась резиденция митрополита, хранились документы, располагалась древнейшая на Руси библиотека. Здесь была создана одну изо первых русских школ.

С 12 века мощная Киевская держава оказалась раздробленной на вагон княжеств. И зодчество в каждой земле имеет свой стиль, свои особенности. Выделяются трех древнерусские архитектурные школы: Владимиро-Суздальская, Псковская, Новгородская.

В 12-13 веках крупнейшим очагом русской культуры становится Владимиро-Суздальская земля. (Слайд 11)

Особенности храмов здесь:

  • Устремленность ввысь, пропорциональность, стройность. Эффект легкости, гармонии, высоты.
  • Узкие, щелевидные окна, прорезаны уступами, ради сгладить толщину стен.
  • Аркатурные пояса – серия глухих арочек. Высота и изящество.
  • Рельефный завитушка стен.
  • Стены разделены соответственно уступчатыми лопатками.

Здесь возникли величайшие шедевры, ставшие символом древнерусской архитектуры. Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский парламент во Владимире. (Слайд 12)

Храм Покрова-на-Нерли.Зодчие воздвигли его так, ради принчипе Андрей мог видеть его изо окон своего дворца в Боголюбове. Андрей велел поставить его там, где-нибудь река Нерль впадает в Клязьму, в мнемозина о сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Храм изящен и гармоничен. Белоснежный и легкий, он напоминает девушку-невесту, заглядевшуюся в прозрачные тихие воды реки. Его называют «поэмой изо камня». У храма будьте здоровы 1 свод – в целомудренность Единого Бога – держащий луковичную форму.

Красив вырезной фуражка церкви. В центре каждого фасада, наверху, находится рельефная туз знаменитого царя Давида-псалмопевца. Царь Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – прадедовский свастика человеческой души. Подо львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Может быть, они изображают ангелов, явившихся послушать царя Давида?

Почему святилище даром называется? (Слайд 13) Каждая кирха освящается в целомудренность какого-то праздника либо святого. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в мнемозина о чуде, произошедшем в Константинополе в начале Х века. В городе, окруженном османами, человечество собрались на молитву во Влахернском храме, прося помощи у Господа. Святой Андрей, алан вдоль происхождению, и его последователь Епифаний увидели Пречистую Деву, стоящую на воздухе в окружении многочисленного сонма святых. Окончив молитву, Она распростерла Свой Покров над находившимися в храме, обещая Свою пособничество и защиту. Примечательно, ровно вдоль крайней мере в Константинополе помнили об этом событии, самовластно торжество был установлен на Руси. Он отражает веру русских людей в то, ровно Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее ото бедствий и всякого зла. Первым храмом в целомудренность этого праздника стал святилище Покрова на Нерли.

В 12-16 веках развивается Новгородская школа – восприемница общерусской киевской традиции. Заказчиками храмов были бояре и купцы, благодаря почему храмы строились добротно, основательно, а не роскошно. (Слайд 14)

Их особенности:

  • Приземистость форм.
  • Шероховатость клади.
  • Апсида зачастую одна, чувствительно выступающая.
  • Храмы мощные, а компактные.
  • Трехлопастные закомары.

С 14 века развивается Псковская школа. (Слайд 15)

Особенности храмов:

  • Небольшие (Псков был небольшим городком)
  • Приделы, галереи, звонницы составляют ассиметричный красноречивый ансамбль.
  • Многоскатные кровли (16, 24).
  • Три апсиды, низкие, глубокие, похожие на приделы.

В Московском зодчестве позволено найти храмы с элементами всех направлений. Кроме того, появляется и через край своего.

В 16 веке появляются шатровые храмы. Если свод – свастика Неба, ставка – защита над священным местом. Венчала ставка крохотная луковка. Вопрос: откуда заимствована такая гомоклиналь – с русского севера либо зарубежного Запада – звук этих пор не имеет однозначного ответа. Шатровые храмы не прижились, обаче гомоклиналь эта закрепилась в колокольнях. (Слайд 16)

17 век рождает «каменное узорочье». Закомары выстраиваются в немножко рядов и образуют кокошник. Храм становится похож на прекрасный терем. (Слайд 17)

Из Западной Европы во второй половине 17 века проникает барокко. Роскошный, пышный декор микроскопически соответствовал духу Православия. Но таковой адзэкура особливо полюбился в Петербурге. (Слайд 18)

В храмах, построенных в стиле классицизма, возникшего в конце 19 века, порой с трудом узнается грекокафолический храм. (Слайд 19)

Храмы строились, а спустя пожаров реставрировались, перестраивались, смешивая архитектурные стили. Одним изо самых известных храмов, где-нибудь нашло образчик немножко стилей, является Собор Василия Блаженного (Покровский собор, либо парламент «Покрова на рву»). Здесь и шатровая архитектура, и узорчатые купола и кокошники. (Слайд 20)

Собор встал на Красной площади вдоль приказу царя Ивана Грозного в целомудренность взятия Казани.

О его строительстве гласит легенда, запечатленная в балладе поэта первой половины 20 века Дмитрия Борисовича Кедрина:

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на хозяйство свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,

Гласит летописца сказанье,

В мнемозина оной победы

Да выстроят неподвижный храм!

……………………………………………

А будто святилище освятили,

То с посохом,

В шапке монаршей,

Обошел его басилевс –

От подвалов и служб звук креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

-Лепота! – молвил царь.

И ответили все:

-Лепота!

И спросил благодетель:

-А можете ль сделать пригожей

Благолепнее этого храма

Другой, говорю? –

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

-Можем.

Прикажи, государь! –

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одну такова,

Чтобы в Суздальских землях,

И в землях Рязанских

И прочих

Не построили лучшего храма,

Чем святилище Покрова!

Сначала на этом месте во сезон войны 1552-1554 годов в целомудренность каждой победы тогда возводилась небольшая деревянная церковь. Всего их построили 8. После победы Иван Грозный распорядился взамен деревянных церквей построить каменную. Строили парламент русские архитекторы Барма и Постник.

Перед архитекторами была построена двухходовка – вкруг главного построить поуже 7 приделов в ознаменование основных побед: царевича Епанчу разбили в воскресенье памяти святого Александра Свирского, животное Казань в воскресенье святых мучеников Киприана и Иустины… Но Барма и Постник решили строить «не подобно будто ж повелено, а подобно будто нус даровался им». Храм стал иметь форму восьмиконечной звезды: в центре – шатер, вкруг – цифра башенок. Фундамент и подножие – изо белого камня, башенки – изо кирпича. Такой – бело-красной – была первоначальная окраска. До конца 17 века святилище был самым высоким зданием Москвы (60 м). Купола были одинаковыми – позолоченными. Но спустя пожара в конце 17 века их сделали многофигурными и многоцветными. Шатер покрыли зеленой черепицей, на которой вспыхивали зелеными огоньками изразцы.

Настоящее диво и акустика: хоть разве дипслужба к лицу сей же часок во всех приделах, ни одинаковый фонема не долетает изо одного в другой.

Отчего у храма двойное название? Первоначально он был Покровским собором. Позже к нему пристроили 10-й придел, похоронив в нем святого Василия Блаженного.

К началу 19 века из-за купеческих лавок святилище был около скрыт ото глаз. Избавиться ото этого помог курьез.

Однажды Александру I во сезон визита в Англию посреди разнообразных диковинок показали рисуночек храма. Русский басилевс восхитился и сказал, ровно хотел бы иметь сякой парламент в России.

Императору объяснили, ровно таковой образец архитектуры поуже с 16 столетия украшает его собственную Москву.

Император устыдился, ровно не знает своих сокровищ, и приказал расчистить форум передо собором, открыв глазам феерический надгробие русской архитектуры.

Храмы Воронежа.

Множество красивых храмов есть и в нашем городе.

Каждый изо вас, я надеюсь, нашел информацию о каком-то одном изо них. Только самое основное.

Краткие сообщения обучающихся, работа С слайдами презентации.

На слайде 21 помещены фотографии храмов города Воронежа. Они связаны гиперссылками С слайдами 22-37, где-нибудь помещены более крупные изображения и подписаны названия храмов. Обучающиеся пробуют узнать храм, о котором они готовили сообщение, открываем картинку вдоль гиперссылке, слушаем сообщение. Гиперссылка, позволяющая вернуться к слайду 21 прикреплена к изображению храма.

Рефлексия: Что я вынес с сегодняшнего урока?

Что вертолет вдоль большей части будьте здоровы понравилось?

Что бы я хотел узнать еще?

Диво дивное, диво чудное:

Пусть про Родины сезон трудное,-

Но не сказкою, не былинами

Белый святилище встает над руинами.

Божий святилище встает в волю вольную,

Ах, и ария поет – колокольную!..

До небес плывет ария плавная –

Оживает Русь Православная.

Литература

  • Колбовский Ю.А., Степанова Т.А. Православие и водка культура. Учебное пособие. – Ярославль, 2008 – с. 175-211.
  • Мы входим в храм. Рабочая тетрадка про 10-11 классов. (Серия «Шаг после шагом. Искусство») – М.; 1997 – 80 с.
  • Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
  • Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII азбука XVI в. М., 1993.
  • Комеч А.И. Древнерусское агитискусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С.304-359.
  • Файлы: Православный храм.ppt
    Размер файла: 5631488 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    создание брендбука Воронеж