Автор конспекта:
Автор(ы): — Смирнова Светлана Михайловна
Место работы, должность: — ГБОУ СОШ №365, учитель начальных классов
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: —
Цель:создание условий для усвоения школьниками правил безопасного поведения при катании на роликовых коньках.
Задачи:
Знакомство с историей возникновения роликовых коньков, расширение представление учащихся о правилах поведения при катании на роликовых коньках и составление памятки «Как правильно кататься на роликах».
Развитие познавательной активности младших школьников, интереса к указанному виду спортивных занятий.
Формирование навыков безопасного поведения при катании на роликовых коньках, пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал
Используемые ЦОР: —
Авторская презентация "История появления роликовых коньков""
Краткое описание: — Конспект занятия составлен с учётом возрастных особенностей детей начальной школы и возможного личного опыта младших школьников. Содержит историческую справку о появлении роликовых коньков, подробное описание беседы с составлением памятки «Как правильно кататься на роликовых коньках», наглядный материал в виде слайдов, домашнее задание познавательного характера о разновидностях катания. Представленный материал предлагаю к использованию учителям начальной школы и воспитателям ГПД для проведения классных часов, внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде здорового образа жизни. При возможности занятие можно дополнить практической частью с проведением вне школы на безопасной, пригодной для демонстрации катания площадке.
Конспект
занятия для начальной школы
«Школьникам о роликах»
Цель:создание условий для усвоения школьниками правил безопасного поведения при катании на роликовых коньках.
Задачи:
Знакомство с историей возникновения роликовых коньков, расширение представление учащихся о правилах поведения при катании на роликовых коньках и составление памятки «Как правильно кататься на роликах».
Развитие познавательной активности младших школьников, интереса к указанному виду спортивных занятий.
Формирование навыков безопасного поведения при катании на роликовых коньках, пропаганда здорового образа жизни.
Ход занятия.
1. Объявление темы и задач
П: Отгадайте, о каком средстве передвижения идёт речь:
Гонять по асфальту дорога зовёт!
Восемь колёс на ботинках — вперёд!
Будем мы мчаться по улицам век!
Будет счастливым любой человек! (роликовые коньки)
П: Сегодня занятие посвящается роликовым конькам. Вы узнаете, как правильно их выбирать, что необходимо знать, когда собираешься кататься, какие правила соблюдать, чтобы защититься от травм.
2. Значение роликов для здоровья человека.
П: Как вы думаете, почему людям так нравится катание на роликах?
(Движение, скорость,весело, можно отдыхать всей семьёй…)
П: Регулярные прогулки на роликах дают хорошие результаты:
— укрепляются мышцы;
— тело становится более гибким и пластичным;
— фигура изменяется пропорционально сожжённым калориям;
— повышается выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— постепенно совершенствуется чувство баланса и координации.
3. Путешествие в прошлое
П: У кого из вас есть роликовые коньки? Как они выглядят?
Такими они были не всегда. Сейчас мы совершим путешествие в далёкое прошлое и я познакомлю вас с прадедушкой современных роликовых коньков.
Слайд 2. Жан- Жозеф Мерлин
Изобретатель роликовых коньков провёл демонстрацию своего изобретения в 1760 году в городе Лондон (Англия)
Слайд 3. В 1819 году французский изобретатель Петитблед запатентовал
инлайн- ролики, использовав конструкцию с тремя колёсами. Сами колёса
были утоплены в деревянную раму, которая крепилась к обуви кожаными
ремнями. Существовали и другие ролики которые имели от двух до шести
колёс.
В 1823 году Роберт Джон Тайерс из Лондона запатентовал роликовый конек,
названный Rolito с пятью колесами в единственном ряду на основании обуви или ботинка.
Слайд 4. В 1863 году Джеймс Леонард Плимптон разработал «качающийся» конёк- роликовые коньки квады. Квады были более устойчивыми и манёвренные, чем их предшественники, и кроме того они позволяли роллеру ездить задом.
Слайд 5. А сейчас вы можете сравнить, как изменились роликовые коньки за 100 лет.
4. Составление памятки «Как правильно кататься на роликовых коньках».
П.Современные роликовые коньки удобны. Рассмотрим их в деталях.
Слайд 6. Конечно, ваши коньки необязательно выглядят именно так, но все
приспособления для безопасной езды должны быть.
П.Нельзя покупать роликовые коньки с рук и на рынках. Такая продукция может
быть не качественной. Нельзя покупать ролики без примерки. Вашей ноге
должно быть удобно в ботинке. Примеряя роликовые коньки в магазине не
снимайте их в течение 10 минут. Попробуйте пошевелить ногой. Убедитесь в
том, что ботинок нигде не давит: нога должна чувствовать себя комфортно. В
противном случае без мозолей не обойтись.
П.Теперь все вместе мы составим памятку для любителей езды на роликовых
коньках. (У ребят на столах разложены пронумерованные листки с пунктами
памятки текстом вниз. В течение беседы дети собирают памятку по пунктам).
— Катание на роликах – спорт. Как спортсмены готовятся к занятиям? (делают
разминку)
-1-
Разминайтесь перед катанием на роликах. "Прогретый", разработанный организм гораздо менее подвержен травмам. Достаточно сделать десять-пятнадцать приседаний, пару упражнений на растяжку и комплекс наклонов, чтобы ваши колени и суставы вошли врабочий режим.
— Какие правила гигиены надо помнить, чтобы ногам было комфортно? (чистые носки)
-2-
Соблюдайте правила гигиены, при катании на роликах надевайте чистые носки. Если "сапожок" (внутреннюю часть ботинка) можно вынуть и постирать, старайтесь делать это после каждых 10-15 катаний.
— Как правильно надевать роликовые коньки? (плотно к ноге, зашнуровывать, закреплять всеми приспособлениями)
-3-
Надевайте ролик таким образом, чтобы он плотно сидел на ноге, и все застежки были застегнуты, но нельзя, чтобы ботинок давил на ногу, и при этом возникали болезненные ощущения.
Заранее подготовленные ученики наизусть читают стихотворение «Кролики»
Два ушастых братца,
Два пушистых кролика
Вышли покататься
Первый раз на роликах.
Сели на опушке,
Ролики одели,
А запрятать ушки
В шлем не захотели.
И вдвоем скорее
С горки покатились,
Кто, кого быстрее?!
По лесу пустились.
Быстро братцы мчались,
Наперегонки!
Объезжать старались
Ямки и пеньки.
Через час устали
По лесу катиться,
Но увы, не знали,
Как остановиться.
Тут-то испугались
Непоседы-кролики,
За листву хватались –
Но катились ролики.
Все же колесом
Об пенек задели,
Вместе кувырком
С горки полетели.
Испугались кролики!
Ушки разодрали,
Поломали ролики –
Горько зарыдали.
Эх, не плачьте, кролики
И запоминайте:
Одевая ролики –
Шлемы одевайте!!!
— О каком предмете защиты забыли кролики?
— Какая ещё защита нужна роллеру? Почему?
Слайд 7. Посмотрим, всё ли вы назвали.
-4-
Всегда надевайте защиту на колени, локти и кисти рук. Детям также рекомендуется шлем. Одежда должна быть удобная, не сковывающая движения.
Слайд 8. Посмотрите на фотографию. Мальчик собирается отправиться на
прогулку. Готов ли он к безопасному пути? (готов, защита есть)
— Где лучше кататься на роликовых коньках? Какое покрытие лучше подходит для этого?
(ровное, не скользкое, без ям, не песок, не камни…)
-5-
Ни в коем случае не пытайтесь вставать на ролики в закрытых помещениях! Избегайте спуска с горок, лестниц. Объезжайте лужи и другие места, которые вам кажутся скользкими (мрамор, плитка, лужи масла). Лучше кататься по сухому асфальту.
— Все любят кататься быстро. Как вы думаете, надо ли при катании на роликах контролировать скорость и почему? (контроль скорости необходим, чтобы вовремя можно было остановиться)
-6-
Не разгоняйтесь сильнее той скорости, при которой вы бы смогли остановиться в пределах 1-2 метров.
— Роллеры – полноправные участники дорожного движения. Где кататься, чтобы не попасть под машину? (во дворах, на специальных площадках)
— Специально подготовленное место для катания на роликовых коньках и досках называется роллердром.
-7-
Никогда не катайтесь на проезжей части или там, где возможен проезд автомобиля
П: А теперь давайте прочитаем, какая памятка у нас получилась. Её надо наклеить в дневник на внутреннюю поверхность обложки (или сделать отдельную страничку)
5. Закрепление
Слайд 9: Этот мальчик не читал нашу памятку. Посмотрите, что он делает неправильно, катаясь на роликах? Какие советы ему можно дать? (нет защиты, грязная одежда- катался по лужам)
6. Первая помощь при травмах
П: Как вы думаете, какие травмы наиболее часто получают любители роликов? (ссадины, растяжения, ушибы)
Слайд 10 Первая помощь при ссадинах, ушибах и растяжениях.
Самая частая травма у роллера- ссадина. Не используй пластырь,
ранка под ним преет. Зелёнка останавливает кровь, обеззараживает и сушит рану.
Первая помощь при ушибах и растяжениях.
Наложить холод
Наложить тугую повязку
Обеспечить покой повреждённой конечности
Придать повреждённой конечности возвышенное положение для снятия отёка
7. Подведение итогов занятия. Кроссворд для самых внимательных.
— Какая информация показалась вам наиболее полезной?
— О чём расскажете своим родителям и друзьям?
— А теперь всем, кто был сегодня на занятии внимательным, я предлагаю в качестве домашнего задания решить кроссворд. Хочу пожелать вам, ребята, весёлого, безопасного катания на роликовых коньках.
Использованные материалы:
Газета «Добрая дорога детства» №13 , июль 2005 г.
http://stihipro.com/kroliki-na-rolikah/
www.naroll.ru
http://fashionline.ru/
http://vorotilova.livejournal.com/36755.html
http://sportmaster-kids.media5.com/cases/rolikvie_konki/
http://www.lifesteps.ru/go/sport/do1429.html
www.greenmama.ru
http://art.thelib.ru/sports/simulators/kak_pravilno_vibrat_roliki.html#ixzz1m6kK6W5J
Вопросы для кроссворда«На роликовых коньках»
По вертикали:
1. Фамилия человека, который считается изобретателем роликовых коньков.
2. Как назывались роликовые коньки с пятью колёсами в единственном ряду?
3. Как назывались ролики с «качающимся» коньком, позволявшие роллеру ездить задом?
4. Какая травма самая распространённая у любителей катания на роликах?
5. Защита для головы.
6. Что используют для снятия отёка при оказании первой помощи?
По горизонтали:
7. Какую защиту коленей используют роллеры?
8. Механическое повреждение мягких тканей без нарушения целостности кожи.