Автор конспекта:
Автор(ы): — Федорова Ольга Павловна

Место работы, должность: —

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №52» «Росинка».

Воспитатель

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Пигилова Т. А.

Предмет «Народная культура».

М.; Издательство «Русский дом», 1993 г.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

СПб.; «Детство – Пресс», 1999г.

Используемая методическая литература: —

1. Пигилова Т. А.

Предмет «Народная культура».

М.; Издательство «Русский дом», 1993 г.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

СПб.; «Детство – Пресс», 1999г.

Используемое оборудование: —

Материал: куклы: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы; Кассета «Тайны птицы Сирин», иллюстрации (порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Покосница», «Масленица», «Купавка», «День и Ночь», «Кузьма и Демьян».

Краткое описание: —

Старая поговорка гласит: Всё новое хорошо забытое старое.

Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Тема: Крестьянская игрушка.

(подготовительная группа.)

Копилка занятий по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

Материал: куклы: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы; Кассета «Тайны птицы Сирин», иллюстрации (порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Покосница», «Масленица», «Купавка», «День и Ночь», «Кузьма и Демьян».

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Прекрасная», просмотр видео кассеты «Тайны птицы Сирин», заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «мастерство», «скрутка», «Тулово».

Ход занятия.

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

А теперь давайте мы с вами пройдем, сядем на стульчики.

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

Посмотрите, что это такое? (вос-ль показывает на сундук)

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (вос-ль из сундука красивую современную куклу)

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?

А у вас есть куклы?

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы.(вос-ль достает куклы: тряпичные и соломенные)

Скажите, а такие куклы у вас есть?

Как вы думаете, из чего они сделаны?

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол), эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

Как вы думает, что значит подручный материал?

Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

Давным–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Первую куклу называли еще «Куватка».

В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».

На свадьбу делали жениха и невесту, а также свадебные куклы называли «Неразлучники».

Во время сенокоса делали куклу, изображавшую женщину, называлась она «Покосница».

На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды.

А вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем? Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Раньше, давным-давно когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок. Давайте мы с вами отдохнем.

— Мы пришли в волшебный лес

Сколько здесь вокруг чудес.

Слева березка, справа елка на нас глядит.

Листья в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири, как красиво все они.

В лесу красиво и покой,

А нам уже пора домой.

Ну вот, мы отдохнули, а теперь вспомним, какие куклы бывают?

Еще куклы называют кукла-оберег. Как вы думаете почему? Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Вот кукла «Кузьма и Демьян» — покровители семейного очага и ремесел. Еще есть кукла-оберег «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег?

Сказка «Василиса Прекрасная». Вспомните, что дала матушка Василисе? Зачем она дала куклу? Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Вот нам сейчас Настя прочитает стихотворение.

Тряпичная кукла.

Свернута из тряпки кукла у Любаши.

Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.

Глазки – пара точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Как и в давние времена, так и сейчас есть мастера, которые возрождают это мастерство. Сейчас мы с таким мастером познакомимся, просмотрев видеозапись.

(просмотр видеокассеты «Тайны птицы Сирин)

Обратили внимание, что куклы тоже «Безликие».

Есть такая пословица «Всему можно научиться – важно не лениться».

Даже самый умелый и талантливый мастер, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научится своему мастерству.

Поиграем в игру «Закончи пословицу». (дети встают по кругу, вос-ль говорит начало пословицы и дает ребенку куклу, ребенок заканчивает пословицу и отдает куклу вос-лю)

Воспитатель Дети

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда нет плода.

Сделал дело, гуляй смело.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда добра не будет.

Делу — время, потехе – час.

Глаза страшатся, а руки делают.

Запевай, а работу знай.

От лени болезнь, от работы здоровье.

Молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим, как можно сделать тряпичную куклу самым простым способом..(показ иллюстрации порядок изготовления куклы)

Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинаемся тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Вот кукла готова.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело! Пройдем и сядем за столы. (дети садятся и делают кукол)

Молодцы! У вас получились очень красивые куклы, дома вы можете их нарядить. Одеть им платье, повязать косынку.

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

На этом наше занятие закончено.

Файлы: Крестьянская кукла..doc
Размер файла: 53248 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология