Автор конспекта:
Автор(ы): — Азизбаева Людмила Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ№36 им. И.Ф.Артамонова, учитель русского языка и литературы

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые ЦОР: —

  • Познакомиться с жизнью и творчеством поэта, провести заочное путешествие в имение Н.А.Некрасова — Карабиху.
  • Проанализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога» «вслед за автором», определить литературоведческое понятие — контраст.
  • Воспитание любви к созидательной деятельности, профессиям труда, трудолюбия, патриотических чувств по отношению к Родине, её народу.
  • Краткое описание: — Заочное путешествие в Карабиху

    Ход урока:

  • Оргмомент. Активизация внимания учащихся.
  • Вступительное слово учителя.
  • Мы продолжаем перелистывать страницы русской литературы. Новым этапом развития классической русской литературы было творчество Николая Алексеевича Некрасова (слайд – портрет поэта) – великого русского поэта ХIХ века, человека чрезвычайно деятельного, энергичного и чистосердечного. Истоками творчества служили события, из которых складывалась жизнь поэта.

    Родился Н.А.Некрасов на Украине, неподалёку от Винницы в местечке Немиров. Мальчику не было и трёх лет, как отец его, ярославский помещик и отставной офицер, перевёз семью в родовое имение Грешнёво. Здесь прошло детство – среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, о которой вспоминал: «…Всё, что по ней ехало и шло и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». А ещё была ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятнёй. Младенческие вирши семилетнего стихотворца, посвящённые «любезной маменьке», тяжёлые впечатления от «безумных забав» отца, от его деспотизма.

    На одиннадцатом году – Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе…Тетрадь лирики и рукопись романа – это уже в 17 лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил – в университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.

    Некрасов впитал стихию народной жизни с её простотой. Впоследствии уже не народная песня диктовала Некрасову, а он создавал песни, которые подхватывал и пел народ.

    С творчеством Н.А.Некрасова вы начали ознакомление еще в 5 классе.

    — Назовите стихотворения поэта, которые вы знаете.

    — Какие из произведений вам особенно нравятся? Чем?

  • Работа с эпиграфом к уроку.
  • Тема народной жизни, судьбы народа в царской России, доли крестьянской женщины стала основной темой всего творчества поэта. По праву его считают певцом народной жизни. Эпиграфом нашего урока являются строки Н.А.Некрасова:

    «Я лиру посвятил народу своему

    Быть может, я умру неведомый ему,

    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…»

    Н.А.Некрасов.

    — Как вы понимаете эти строки?

    — Каковы истоки творчества Н.А.Некрасова?

  • Сообщение темы и целей урока.
  • Сегодня, продолжая рассматривать тему «Художник – голос своей эпохи», мы отправляемся в заочное путешествие в музей-усадьбу Н.А.Некрасова Карабиху для того, чтобы пройтись по комнатам, хранящим память о поэте. Кроме того, мы познакомимся и проанализируем его стихотворение «Железная дорога», определим значение нового литературоведческого термина – контраста.

  • Итак, путешествиеначинается. Путешествие проведут учащиеся.(слайды окрестностей Карабихи)
  • 1-ый докладчик:

    В километрах двадцати от Ярославля открывается гряда холмов, охраняющих подступы к городу. На вершине среднего холма, левее взметнувшегося вверх шоссе, среди островка зелени виднеются белые здания Карабихской усадьбы Николая Алексеевича Некрасова. Десять летних сезонов – в годы с 1862 по 1875 – провёл здесь поэт.

    Это были годы расцвета поэтического таланта Некрасова, годы работы его над крупнейшими произведениями о деревне, о народе, о России. Поэмы «Мороз, Красный нос», обе части «Русских женщин», «Дедушка», первая часть «Современников», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Возвращение» и ряд других написаны в Карабихе. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» также создавалась в эти годы: в ней широко представлены названия ярославских и костромских деревень, фамилии местных помещиков, отзвуки ярославских событий, наблюдаемых поэтом во время охотничьих странствий по родному краю.

    2-ой докладчик (слайд главного усадебного дома):

    Строилась усадьба в конце ХVIII– начале ХIХ века князем М.Н.Голицыным.

    Большой двухэтажный дом с примыкающими к нему флигелями, конный двор, около 12 других хозяйственных строений, оранжерея, два парка с прудами, беседками и другими сооружениями после реформы 1861 года были приобретены Н.А.Некрасовым (слайд-карта усадьбы).

    Более 130 лет прошло с тех пор, как Николай Алексеевич уже больным в последний раз уехал из Карабихи. А память о нём, частица его тепла живут в усадьбе до сих пор.

    Также шелестят берёзки вдоль дроги к усадьбе. Такие же каменные ворота стоят при въезде.

    Большой дом, оба флигеля, здания конного двора выглядят такими же, как при жизни поэта.

    3-ий докладчик:

    После передачи усадьбы в собственность брату Фёдору Николай Алексеевич, посещая Карабиху, останавливался в восточном флигеле (слайд).

    Маленькая прихожая с вешалкой и зеркалом. Широкая лестница на второй этаж, мягкая ковровая дорожка (так было у поэта).

    Чуть скрипнула ступенька под ногою – и вы уже в столовой (слайд).

    Возле накрытого белой скатертью обеденного стола – диван и два кресла. В углах – столики со свечами в канделябрах. Здесь, в этой комнате, в разное время обедали с хозяином дома А.Н.Островский, М.Е.Салтыков-Щедрин. Сюда приходили Гаврила, Кузьма и другие «друзья-приятели» приглашать Николая Алексеевича на охоту.

    4-ый докладчик (слайд гостиной):

    Богатой и просторной кажется после столовой гостиная. Белые с золотом обои. Белого мрамора камин. По сторонам его – чучела птиц – охотничьи трофеи поэта. Удобное для отдыха кресло с полочкой для бумаг и книг. На рабочей конторке – наброски стихов…

    Тихо в комнате. Сквозь раскрытую балконную дверь доносятся из парка голоса птиц.

    5-ый докладчик (слайд кабинета):

    Кабинет. Письменный стол, привезённый из петербургской квартиры. Ружья на стенах. Бюро для бумаг. Колокольчик с подставкой на столе. Сюда приходила почта. Здесь писались письма, читались новые книги.

    Николай Алексеевич ревниво оберегал свой кабинет от посторонних посещений. Анна Алексеевна, сестра поэта, называла кабинет «святая святых». В 1863 году к ней приезжали погостить в Карабиху две молодые девушки, родственницы близкого знакомого Некрасова. И Анна Алексеевна могла только украдкой, когда поэт уезжал на охоту, показывать кабинет барышням, жаждавшим увидеть рабочую комнату Некрасова.

    6-ой докладчик (слайд):

    Большой дом и два флигеля стоят на вершине холма. Сразу за ними начинается спуск к реке Коростели. На нём был разбит «ближний парк» с большими лужайками, живописно разбросанными группами деревьев и скамейками. Более половины старых деревьев шумят по-прежнему, по-некрасовски и сейчас в парке. Поэту особенно нравилась западная часть парка, примыкающая к оврагу. По-видимому, густая растительность и обилие птиц, голоса которых сливались с журчанием ручейка, протекавшего по дну оврага, напоминали собою естественный лес, с которым поэта сдружила охота.

    В овраге располагается верхний пруд с островом. Со дна пруда бьёт множество ключей. Избыток воды из пруда с шумом спадает по камням в виде небольшого водопада и затем по ручью уходит в нижний пруд.

    Карабиха привлекает внимание всех, кому дорого имя Некрасова Н.А. Сейчас в музее-усадьбе оберегают всё, что связано с именем поэта.

  • Итоги путешествия. Беседа.
  • Работа над произведением.
    • История создания (ученик-докладчик).
    • Работа с эпиграфом к стихотворению.
  • — Как вы понимаете эти строки?

    — Для чего даются авторские ремарки и что они обозначают?

    8. Словарная работа.

    Слова – десятник, колтун, Ватикан, термы, лобазник, подрядчик в процессе первичного чтения самостоятельно осмысливаются детьми (слайды со значением слов).

    • Выразительное чтение (подготовленный ученик или сам учитель).
    • Первичное восприятие текста. Обмен первыми впечатлениями.

    — Какие слова трудны для понимания? (рассматриваются, если возникли вопросы).

    — Какие чувства вызывает стихотворение?

    — Из скольких частей состоит произведение?

    — Как они связаны между собой?

    Первая учебная ситуация. «Славная осень…». Чтение и анализ части (слайд «Осень», Левитан).

    — Почему Некрасов открывает стихотворение описанием осени?

    — Какие средства выразительности использует автор для создания картины «славной осени»?

    — Какими чувствами проникнута эта картина?

    — Озаглавим 1 часть.

    Вторая учебная ситуация. «Вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Чтение и анализ части (слайд).

    — Чем можно объяснить желание поэта не рассказывать Ване о труде строителей, а показывать картины каторжного труда?

    — Какую роль в этих картинах играют тени умерших и песня мертвеца?

    Сравните слова из песни мертвецов: «В ночь эту лунную/Любо нам видеть свой труд!» — и: «Мы надрывались под зноем, под холодом,/ С вечно согнутой спиной,/ Жили в землянках, боролися с голодом,/ Мёрзли и мокли, болели цингой».

    — Чем Некрасов объясняет противоречие в чувствах строителей железной дороги?

    — Что даёт основу автору верить в будущее народа?

    — Как вы понимаете строки: «Вынесет всё – и широкую, ясную/ Грудью дорогу проложит себе»?

    — Почему за этими строками, полными веры в будущее, следуют другие:»Жаль только – жить в эту пору прекрасную/ Уж не придётся ни мне, ни тебе»?

    — Озаглавим 2 часть.

    Третья учебная ситуация «… Рабочий народ/ Тесной гурьбой у конторы собрался…»Чтение и анализ частей (слайд).

    — В стихотворении выражено два взгляда на народ – поэта и генерала. В чём суть данных взглядов?

    — Как это объясняет эпиграф к произведению?

    — Что добавляет последняя часть к сказанному о народе во второй части?

    — Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

    — Какие чувства она вызывает у поэта?

    — Как следует прочитать последнюю фразу поэта, обращённую к генералу?

    — Какое слово выделить?

    — Озаглавим 3 – 4 части.

    8. Работа над языком, художественными средствами.

    — Сравните больного белоруса и подрядчика. Что даёт такое сопоставление?

    — Найдите в тексте, что чему противопоставляется?

    — Какую цель преследует автор, прибегая к приёму противопоставления?

    Учитель:(вводит понятие контраста) Приём контраста (противопоставления) – одна из особенностей построения стихотворения «Железная дорога».

    9. Итог урока.

    На протяжении всего стихотворения поэт охвачен разнообразными чувствами: это и горечь, и тоска, и восхищение, и ирония, и негодование, и надежда. Может быть, вы назовёте и другие. И каждое проявление чувств говорит о том, что автор тесно связан с народом, сопереживает его судьбе. Определите, чем вызвана смена чувств поэта.

    10. Задание на дом.

    Выучить наизусть отрывок стихотворение.

    Файлы: Технология развития критического мышления.ppt
    Размер файла: 89088 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология