Автор конспекта:
Автор(ы): — Швалева Татьяна Александровна

Место работы, должность: — учитель МБОУ»Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цели урока:

1 .Формировать знания об особенностях природы Западно-Сибирской равнины.
2. Развивать умение работать с картами.
3.Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши богатства.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Раковская Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл.-М:2009

Используемая методическая литература: —

Жижина Е.А. Поурочные разроботки по географий : Природа России:8 класс.-М,2008

Используемое оборудование: —

Оборудование: карты России — физическая, тектоническая, климатическая, учебник, Атласы, контурные карты, фотографии.

Краткое описание: — урок для учащихся 8-х классов на тему "Западная Сибирь"

Ход урока:
1 .Организационный момент 2.Изучение нового материала
Мы прошли Урал .А в поэме поэта А,Твардовского «За далью даль» говорится:
Урал! Невольною печалью Яотдаю прощанью дань…
А за Уралом — Зауралье,
А там своя , иная даль.
Как называется эта «даль» расположенная к востоку от Урала? Ответ- Западная Сибирь.
Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь.Эпиграфом к уроку возмем слова М.В.Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…»
План урока: 1 .Географическое положение Западной Сибири.
2.Рельеф
3. Климат
4. Воды
5.Природные ресурсы б.Проблемы
1 .«..Западная Сибирь, где ты находишься?». Откройте атлас стр.43 Западная Сибирь
И устно определите- географическое положение Западной Сибири. Что является ее естественными
рубежами. В контурной карте подпишите границы Западной Сибири.
Площадь Западной Сибири равна 2,7 млн. кВ.км. на ее просторах свободно могли бы разместиться
Отдельные страны. Она вторая по величине в Евразии и в Росиии, третья в мире после Амазонской
низменности. На севере равнины растет морошка и живут олени, а на юге виноград и верблюды.
Нехоженая, дикая, седая.
Медведицею белою, Сибирь,
За камнем, за Уралом пропадая
Звала, звала в неведомую ширь…
Раньше слово «Сибирь» холодила сердца людей, наводила ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром говорили «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал».Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири.
Светом солнца залитая Вся под небом синим, Ты, Сибирь, моя родная,

Край моей России!
На Алтае родился Шукшин Василий Макарович, Евдокимов Михаил Сергеевич, Маша
Распутина. Жанна Агузарова из Тюмени, Михаил Ульянов из Омска,и другие.
А сейчас осваивают Сибирь молодые энтузиасты и романтики. Среди них выпускники нашей
школы и молодые учителя. В Ханты-Мансийске живет учитель математики Верещагтна Ольга
Алесандровна, в Салехарде- Ардышев Алексей, Юганск -Савельева Марина, Сургут -Беленкова
Света. Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на ю.г
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гиганский утюг
Так охарактеризовал рельеф Западной Сибири поэт Фролов. Почему здесь образовалась Равнина. Посмотрите атлас стр. 10-11 Что лежит в основании Западно-Сибирской равнины.
3. По атласу дайте характеристику климата. Стр. 14-15
4. Западная Сибирь богата реками, озерами, болотами. Наибольшая густота в тундре и тайге.
Бьешься ты скозь топи , сквозь тайгу,
Летом вся , блестя, зимой — белея,
Верная подруга Иртышу,
И течешь на север смело.
Практическая работа : « Характеристика реки Обь по картам атласа» Задачи и цели работы : получить новые сведения о реке и вспомнить старые. 1.Длина реки 2.Исток 3. Где течет. 4.Устье. 5.Режим реки 6. Питание 7. Обозначьте на контурной карте города на берегу реки Обь на Оби 14 городов, подпишите их названия. 5. Природные ресурсы
Чем больше гляжу я на снежную ширь, Тем думаю все упорнее: Черт возьми, да ведь наша Сибирь Богаче, чем солнечная Калифорния.
В.Маяковский
О каких богатствах идет речь? Про царицу полезных ископаемых нефть,газ, Уголь, Кедр, Лиственница, торф, соль, пушнина, жевательная резинка, мумие, мука.
Западная Сибирь богата. Теперь в докладах уважительно говорят: «Тайга -это резерв жизненных средств человечества. Из нее можно соорудить деревянный мост до самой Луны, а хвоей покрыть всю Землю. Каждый год Западная Сибирь может давать пол тысячи эшелонов кедровых орехов, 1 тыс. эшелонов грибов и ягод. В ней живет больше полумиллиона соболей ,около ста тысяч медведей, столько же северных оленей. Люди оправляясь в тайгу добывают там хлеб, молоко, масло, варят каши, кисели, стряпают пряники и готовят салаты .Например: крупа повилики, сваренная в молоке, дает вкусную кашу, лучше гречневой , ячневой, просяной. Из корней камыша делают хлеб.Измельчить корни, высушить, перетереть. Из корней колокольчика делают хлеб и кашу. Листья щавеля, как капуста. В 100 г. Листьях черемши витамина С больше , чем в 1 кг. лимонов. Из корней иван-чая можно сделать муку, если корни отварить будет второе, молодые побеги вместо капусты, сушеные листья — заварник, из семян постное масло. Вместо картофеля отваренный олений мох — ягель, он содержит 80 углеводов. Мое любимое блюдо это корни лопуха. Отварить корни- как овощи, выварить будет повидло, высушить — мука..3аварка: листья малины, землянки, душица, зверобой , чага. Все это есть и у нас в Марий Эл.
В тайге можно узнать время: зяблики просыпаются летом в 1 час, малиновка в 2 часа, перепелки в 3, пеночки в 4, синичка 5. Шиповник открывает цветы в 7 часов, вьюнок 8, мать — и мачеха 9. А еще 1 га хвойного леса выделяет 5 кг. летучих веществ.Этого достаточно, чтобы убить всех микробов в большом поселке. Если вырубить тайгу,климат измениться.Реже будут дожди.Английскеий ботаник Уэнтом утверждает, что если не буде тайги, не будеи и гроз. По его мнению деревья и травы выделяют большое количество эфирных масел и электризуют облака.От этого рождаются молнии и гром. Ученые подсчитали, что одна прогулка в лес, экономит человеку деньги, как бы дает доход. Он просто ходил, смотрел, вдыхал аромат леса и никаких лекарств не надо. Людей все больше тянет на природу. Из-за шума городов в 20 лет горожане слышат хуже чем в 60 лет сельский житель. А у кошек и собак привезенных из деревни в город на 50 % поднимается кровяное давление. Лес надо беречь. Лес губят пожары. Природа Сибири щедра и ранима. В тайге все взаимосвязано, связи эти гибки. Пусть будущее поколение скажет нам спасибо не только за нефть и газ, но и за чистые реки, зеленую тайгу.
6 Проблемы. Добыча нефти и газа привела к загрязнению воды. Вездеходы в тундре уничтожают оленьи пастбища, они восстанавливаются через 10-15 лет. Грунты скованы на севере вечной мерзлотой. Летом много гнуса. Это болота и много других проблем.
Домашнее задание параграф 38 и 39

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология