Автор конспекта:
Автор(ы): — Лагутина Оксана Николаевна

Место работы, должность: —

учитель географии, МОУ СОШ № 67 г. Ростов-на-Дону

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Рассмотреть особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. — Из. дом « Дрофа».

Используемая методическая литература: —

1. Баринова И.И.Методическое пособие . География России.

2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.

3. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, атласы 8-й класс, рабочие листы, фрагменты фильма «На Ямал по Западной Сибири».

Используемые ЦОР: —

флипчарт ActivInspire (на данном сайте — презентация)

Краткое описание: —

Данный урок комбинированного типа: закрепление знаний и усвоение новых знаний.

Основная цель урока: рассмотреть особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Всвязи с чем, поставлены следующие задачи:

1. закрепить знания о природно-территориальных комплексах полученные в 7 классе и на предыдущих уроках в 8 классе; рассмотреть компоненты природы Западно-Сибирской равнины; показать взаимосвязь между разными компонентами природы;

2. продолжить формирование умений работать с картой; применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, развивать географическое мышление;

3. воспитывать у учащихся как умение работать в коллективе, так и навыки самостоятельной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение цели урока и его задач.

— Сегодня мы начинаем рассматривать еще один крупный ПТК нашей страны – Западно-Сибирскую равнину. Тема урока «Западная Сибирь: особенности природы».

Определив особенности природы этой равнины, мы сможем ответить на главный вопрос урока: почему Западно-Сибирскую равнину можно назвать природно-территориальным комплексом?(слайд 1)

III. Новая тема.

Перед тем как описывать ПТК, необходимо определить его географическое положение. Найдем на карте Западно-Сибирскую равнину и опишем ее ФГП (слайд 2).

— Для того чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, давайте вспомним, что такое ПТК. (слайд 3)

— Все ли компоненты природы имеются в пределах Западно-Сибирской равнины, взаимодействуют ли они, влияют ли друг на друга? Сейчас мы с вами и рассмотрим.

Рассмотрим компоненты природы З.-С. равнины, постепенно заполняя таблицу в рабочих листах (слайд 4).

Особенности природы З.-С. равнины

Районы равнины

Компоненты природы

северные

центральные

южные

Рельеф

плоская равнина; низменность

Строение земной коры

Западно-Сибирская плита

Полезные ископаемые

природный газ, нефть

нефть, природный газ

кам. уголь, поварен. соль

Климат

арктический, субарктический

континентальная область умеренного пояса

Внутренние воды

р. Обь с притоком р. Иртыш

болота, термокарст. озера, вечная мерзлота

болота, озера

остаточные бессточные озера

Почвы

арктич.

тундровые глеевые

подзолистые

дерново-подзол.

серые лесные

черноземы

Природные зоны

тундра

лесотундра

тайга

смеш. и широк. лес

лесо-степь

степь

— Перед тем как заполнить первые две строки таблицы, давайте вспомним, какие есть формы рельефа и чему они соответствуют в строении земной коры? (слайд 5)

По желанию к доске: определить взаимосвязь между предложенными элементами.

Давайте посмотрим на тектоническую карту в атласе, на какой тектонической структуре лежит З.-С. равнина? Соответствует ли это выведенному нами алгоритму? В чем сходство и отличие между плитами и платформами?

Западно-Сибирская равнина плоская (слайд 6). Какие еще виды равнин вы знаете?

Заполним две первые строки таблицы.

— Какие полезные ископаемые преобладают на территории Западно-Сибирской равнины (тектоническая карта атласа)? Какого они происхождения? Почему именно эти полезные ископаемые здесь преобладают?

Заполним третью строку таблицы.

— Особенности климатических условий (климатическая карта атласа)

В таблицу записываем тип климата.

— Какие виды внутренних вод имеются на территории З.-С. равнины?

Главная речная система равнины – река Обь со своим притоком Иртыш (слайд 7). Записываем ее в таблицу.

А так же многочисленны здесь болота и озера, на севере – зона вечной мерзлоты. Почему? Чем отличаются озера севера равнины от озер юга? (слайд 8) Запись в таблицу.

— Две последние строки заполняем самостоятельно.

Сверяем результат.

IV. Вывод.

А теперь давайте вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод. Зафиксировать вывод на рабочих листах.

V. Проверка усвоения материала.

Тест.

Просмотр фрагмента фильма "На Ямал по Западной Сибири".

VI. Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

VII. Домашние задание.

В рабочих листах у каждого из вас есть домашнее задание. На следующем уроке вы сдадите мне выполненные работы, они будут оценены.

1. § 35.

2. заполнить контурную карту Западно-Сибирской равнины:

— нанести природные зоны;

— на территории каждой природной зоны подписать климатические условия (преобладающие воздушные массы, температуру января – черным, температуру июля – красным, годовое количество осадков – синим);

— преобладающие ветры.

Файлы: Западно-Сибирская равнина.pptx
Размер файла: 9760996 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология