Автор конспекта:
Автор(ы): — Лагутина Оксана Николаевна
Место работы, должность: —
учитель географии, МОУ СОШ № 67 г. Ростов-на-Дону
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Рассмотреть особенности природы Западно-Сибирской равнины.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. — Из. дом « Дрофа».
Используемая методическая литература: —
1. Баринова И.И.Методическое пособие . География России.
2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
3. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России.
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, атласы 8-й класс, рабочие листы, фрагменты фильма «На Ямал по Западной Сибири».
Используемые ЦОР: —
флипчарт ActivInspire (на данном сайте — презентация)
Краткое описание: —
Данный урок комбинированного типа: закрепление знаний и усвоение новых знаний.
Основная цель урока: рассмотреть особенности природы Западно-Сибирской равнины.
Всвязи с чем, поставлены следующие задачи:
1. закрепить знания о природно-территориальных комплексах полученные в 7 классе и на предыдущих уроках в 8 классе; рассмотреть компоненты природы Западно-Сибирской равнины; показать взаимосвязь между разными компонентами природы;
2. продолжить формирование умений работать с картой; применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, развивать географическое мышление;
3. воспитывать у учащихся как умение работать в коллективе, так и навыки самостоятельной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение цели урока и его задач.
— Сегодня мы начинаем рассматривать еще один крупный ПТК нашей страны – Западно-Сибирскую равнину. Тема урока «Западная Сибирь: особенности природы».
Определив особенности природы этой равнины, мы сможем ответить на главный вопрос урока: почему Западно-Сибирскую равнину можно назвать природно-территориальным комплексом?(слайд 1)
III. Новая тема.
Перед тем как описывать ПТК, необходимо определить его географическое положение. Найдем на карте Западно-Сибирскую равнину и опишем ее ФГП (слайд 2).
— Для того чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, давайте вспомним, что такое ПТК. (слайд 3)
— Все ли компоненты природы имеются в пределах Западно-Сибирской равнины, взаимодействуют ли они, влияют ли друг на друга? Сейчас мы с вами и рассмотрим.
Рассмотрим компоненты природы З.-С. равнины, постепенно заполняя таблицу в рабочих листах (слайд 4).
Особенности природы З.-С. равнины
Районы равнины
Компоненты природы
северные
центральные
южные
Рельеф
плоская равнина; низменность
Строение земной коры
Западно-Сибирская плита
Полезные ископаемые
природный газ, нефть
нефть, природный газ
кам. уголь, поварен. соль
Климат
арктический, субарктический
континентальная область умеренного пояса
Внутренние воды
р. Обь с притоком р. Иртыш
болота, термокарст. озера, вечная мерзлота
болота, озера
остаточные бессточные озера
Почвы
арктич.
тундровые глеевые
подзолистые
дерново-подзол.
серые лесные
черноземы
Природные зоны
тундра
лесотундра
тайга
смеш. и широк. лес
лесо-степь
степь
— Перед тем как заполнить первые две строки таблицы, давайте вспомним, какие есть формы рельефа и чему они соответствуют в строении земной коры? (слайд 5)
По желанию к доске: определить взаимосвязь между предложенными элементами.
Давайте посмотрим на тектоническую карту в атласе, на какой тектонической структуре лежит З.-С. равнина? Соответствует ли это выведенному нами алгоритму? В чем сходство и отличие между плитами и платформами?
Западно-Сибирская равнина плоская (слайд 6). Какие еще виды равнин вы знаете?
Заполним две первые строки таблицы.
— Какие полезные ископаемые преобладают на территории Западно-Сибирской равнины (тектоническая карта атласа)? Какого они происхождения? Почему именно эти полезные ископаемые здесь преобладают?
Заполним третью строку таблицы.
— Особенности климатических условий (климатическая карта атласа)
В таблицу записываем тип климата.
— Какие виды внутренних вод имеются на территории З.-С. равнины?
Главная речная система равнины – река Обь со своим притоком Иртыш (слайд 7). Записываем ее в таблицу.
А так же многочисленны здесь болота и озера, на севере – зона вечной мерзлоты. Почему? Чем отличаются озера севера равнины от озер юга? (слайд 8) Запись в таблицу.
— Две последние строки заполняем самостоятельно.
Сверяем результат.
IV. Вывод.
А теперь давайте вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод. Зафиксировать вывод на рабочих листах.
V. Проверка усвоения материала.
Тест.
Просмотр фрагмента фильма "На Ямал по Западной Сибири".
VI. Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
VII. Домашние задание.
В рабочих листах у каждого из вас есть домашнее задание. На следующем уроке вы сдадите мне выполненные работы, они будут оценены.
1. § 35.
2. заполнить контурную карту Западно-Сибирской равнины:
— нанести природные зоны;
— на территории каждой природной зоны подписать климатические условия (преобладающие воздушные массы, температуру января – черным, температуру июля – красным, годовое количество осадков – синим);
— преобладающие ветры.
Файлы: Западно-Сибирская равнина.pptx
Размер файла: 9760996 байт.