Автор конспекта:
Автор(ы): — Харьянова Валентина Ивановна
Место работы, должность: — МКОУ Шелаевская СОШ
Регион: — Иркутская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
1. Изучить влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
2. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и делать выводы. Понимать практическую значимость для человека изучения данной темы.
3.Воспитание любви к окружающей природе, понимание необходимости ее охраны. Создать условия для формирования познавательного интереса к географи, воспитания культуры общения со сверстниками.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 5
Используемые учебники и учебные пособия: —
И.И.Баринова. География. Природа России.
Используемое оборудование: —
Атлас (карты: климатическая, физическая, плотности населения, степени благоприятности природных условий), листы бумаги А-4 — схема "Фишбоун", "Маркировочная таблица".
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения. Приемы работы: работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация, прием "Фишбоун", прием заполнения "Маркировочной таблицы".
Ход урока:
ӏ. Организационный момент.
ӏӏ.Изучение нового материала.
1. «Беглое» чтение текста. Тема: «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы». (4-5 мин.)
2. Прием «Инсерт» — знаковая работа с текстом:
А) после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: (первичная рефлексия)
С-1
ʏ + — !
Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
3.Учитель: С-2
Рассуждаем:
А) Докажите, что природа- источник существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?
4.Учитель:
Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.
5.Работа со схемой: С-3
Погода:
Благоприятная Неблагоприятная Особо неблагоприятная
ясно, антициклон Пасмурно, циклон Продолжительные осадки,
(-12, +23 град.) морозы, ветер.
невысокая влажность
воздуха.
6.Работа с картами. С-4
Исследовательская работа:
А) Сравнить карты: «Плотность населения России» (С-4) и «Климатическая карта России» (атлас с.14)
Ответить на вопрос: В каких климатических поясах наибольшая и наименьшая плотность населения?
Б) Сравнить карты: «Климатическая карта России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).
Задание: Выявить климатические районы здоровья.
В) Сравнить полученный результат исследования с данными карты «Степень сбалансированности природных условий» (атлас с.30).
Г) Вывод о проделанной работе.
7. Учитель:
Переходим к изучению второй части темы урока: «Агроклиматические ресурсы»:
А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
-«агроклиматические ресурсы»,
-«агроклиматология».
Б) какие климатические условия необходимы для жизни растений? (с.73)
В) можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?
8. Учитель: С-6
(прием «Фишбоун»):
Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»
Учащиеся определяют причины, отрицательно влияющие на хозяйственную деятельность человека и проявления этих причин в природе.
Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х).
Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.
Делают вывод о значении причин, влияющих на хозяйственную деятельность человека и путях решения поставленной проблемы.
9. Показ презентации: С-7
(«Неблагоприятные климатические явления»).
10. Учитель: Заполним маркировочную таблицу, внесем в нее новые мысли.
(индивидуальная работа)
ʏ + — !
Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
11. Рефлексия:
Выразить свою точку зрения на изученный материал (С-8):
-практическое применение полученных на уроке знаний в личной жизни?
Д\з п.11.
Вопрос: Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?