Автор конспекта:
Автор(ы): — Юсина Г. В.

Место работы, должность: —

МБОУ Слободская СОШ, учитель начальных классов

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

распространение опыта работы

Используемая методическая литература: —

программа ПНШ

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, компьютер

Краткое описание: —

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

Сохранение здоровья школьников – проблема актуальна и во многом зависит от нас, школьных учителей. На уроке мы обязаны создавать условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью — необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. Оборудование кабинета, в котором я работаю, позволяет создать здоровьесберегающую среду на уроке. Кабинет оснащен регулируемой мебелью, которая может опускаться или подниматься в зависимости от роста ученика, для тех, кто не хочет работать сидя, могут стоять за конторкой. Также имеется тренажер Агашина. Он является волновым механическим тренажером. Применяется для зарядки, разминки, оздоровительных и лечебно – профилактических занятий. Тренажер «обучает» занимающегося создавать целебный «волновой ритм» его собственных движений. Снимает мышечное напряжение и формирует правильную осанку. Использую в своей работе и тренажер «Зевс» (бегающие огоньки) – зрительно – вестибулярный тренажер. Его техническое устройство обеспечивает профилактику нарушения зрения и нервно – психического утомления, повышает стрессоустойчивость. Кроме указанных тренажеров необходимую двигательную активность обеспечивают физкультминутки (фотоальбом, с.26).

Как можно чаще провожу уроки на свежем воздухе (фотоальбом, с 27). Образовательная экскурсия, как форма урока, обеспечивает здоровьесберегающее обучение, поскольку позволяет устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:

- неподвижность за партой во время урока;

- длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением.

Прогулка же во время образовательной экскурсии наоборот:

- освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, зрение, осанку;

- снижает шансы развития гиподинамии;

- открывает возможности для проявления эмоций;

- делает наглядным и доступным программный материал, поскольку нацелена на укрепление не только физического, но и психического здоровья детей.

Поэтому стараюсь как можно чаще проводить уроки на свежем воздухе.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности я отношусь со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Приобщать к выполнению домашних заданий можно, давая задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Считаю, что разноуровневая дифференциация способствует формированию у учеников положительной «Я – концепция» и этим решается еще одна задача здоровьесбережения – ситуация успеха. Интеллектуально одаренные учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников. А учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляются с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ, и решается проблема неуспеваемости в классе.

С применением ИКТ на уроках, учебный процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для решения задач по здоровьесбережению.

За время работы, я накопила большой опыт использования тестов при проверке знаний учащихся, как правило, применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности, а у меня удовлетворенность результатами своего труда. Чаще стала использовать коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощенно, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.

В свою практику внедряю игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. Через игровое общение у растущего человека формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета и многое другое. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

Считаю, что одной из важнейших технологий здоровьесбережения является школьная оценка. Она не должна быть карающим фактором в учебно-образовательном процессе. Необходимо создать предметно-развивающую среду, разработать индивидуальную систему психологической защиты для каждого ребенка. Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Я стараюсь поддерживать успехи детей, помогаю им осознавать свои достижения.

Однажды я прочла рекомендации учителю:

  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  • Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
  • Именно такой урок и будет здоровьесберегающий. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это мой самостоятельный путь к мастерству. Он не прост, но наполняет смыслом жизнь.

    Здоровье так же заразительно, как и болезнь. Моя цель «Заразить здоровьем» детей и их родителей. Поэтому внекласснаую работу по здоровьесбережению веду совместно с родителями. Часто проходят конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные олимпиады, дни здоровья (фотоальбом, с.28,31,33), экскурсии в природу (фотоальбом, с.29), которые способствуют не только ведению здорового образа жизни, но и дают возможность изучать родной край. Здоровьесбережению способствует и внеурочная деятельность (кружок «Чемпион»), где ребята получают огромный заряд бодрости через подвижную игру.

    Привожу перечень классных часов и родительских собраний, к проведению которых привлекаю медицинских работников (фотоальбом, с.30):

    Дата

    Темы занятий

    п/п

    Для учащихся

    Для родителей

    1

    Сентябрь

    Твой режим дня

    Режим дня школьника.

    2

    Октябрь

    Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение

    Здоровый ребенок со здоровой психикой.

    3

    Ноябрь

    Здоровье и питание

    Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

    4

    Декабрь

    Движение — путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице)

    Как улучшить показатели двигательной функции.

    5

    Январь

    Инфекция и ее предупреждение

    Предупреждение инфекционных заболеваний.

    6

    Февраль

    Сколько времени можно проводить у телевизора в день?

    Телевизор и дети. Психологические расстройства и ТВ.

    7

    Март

    Дружи с водой

    Вода и здоровье. Закаливание.

    8

    Апрель

    Одевайся по погоде

    Времена года — одежда — здоровье ребенка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей

    9

    Май

    Вредные привычки.

    Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.

    Подтверждением эффективности деятельности учителя по включению учащихся в реализацию здоровьесохранных проектов служат следующие факты:

    • Учащиеся моего класса редко пропускают занятия по болезни, о чём свидетельствуют данные учёта посещаемости:

    Таблица 16Сведения о количестве дней, пропущенных учащимися

    по болезни.

    Количество дней,пропущенных по болезни

    2010-2011 ( 3 класс)

  • 2011-2012 (4 класс)

  • 2012- 2013 ( 1 класс)

  • Из данных таблицы 15 видно, что к четвертому классу число пропусков в моем классе уменьшилось до 85, тогда как во втором было 115 . А диаграмма 16 наглядно демонстрирует значительное уменьшение числа пропусков моими учениками.

    Диаграмма 16 Сравнительный анализ количества дней, пропущенных по болезни учащимися моего класса 2010 – 2013г.г.:

    • иллюстрирует значительное уменьшение количества пропущенных по болезни уроков, что подтверждает эффективность работы в направлении здоровьесбережения моих учеников.
    • отсутствие несчастных случаев в связи с несоблюдением правил дорожного движения, противопожарной безопасности, правил организации жизнедеятельности;
    • высокий процент охвата занятости учащихся в спортивных секциях — (44 %);

    ( фотоальбом,с. 31)

    Файлы: Документ Microsoft Office Word.docx
    Размер файла: 429172 байт.

    Рубрики: Другие Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология