Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернышова Татьяна Ивановна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ Танцырейской СОШ

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — — воспитывать любовь к русской литературе и творчеству М.Ю. Лермонтова; — проанализировать женские образы романа; — развивать навык анализа героя литературного произведения

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: — —

Используемая методическая литература: —

1. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.

М,. «Просвещение»,1973.

2. Лермонтов М.Ю. Избранное. Ереван, 1986.

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения, том 2.М., «Правда»,1990.

4. Лермонтовский вечер в школе. М, «Детская литература», 1987.

5. М.Ю. Лермонтов в русской критике. М, «Советская Россия»,1985.

6. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М, «Просвещение» 1989.

7. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта.М, «Знание», 1991.

Используемое оборудование: —

Газета, посвящённая дню рождения М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонова,презентация « Женские образыв романе «Герой нашего времени»

— — — — —

Краткое описание: — Поэтапный анализ женских образов романа "Герой нашего времени". Вывод: М.Ю. Лермонтов исследует не только внутренний мир своего героя, но и тайные глубины женского сердца.


ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автору романа исполнилось186 лет. Этому событию посвящена наша газета и выставка произведений Лермонтова и книг о Лермонтове.
Русская литература подарила нам, читателям, незабываемые женские образы. Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова… Их имена настолько близки нам, что кажется, что это наши современницы.
Целую галерею замечательных женских образов представил нам М.Ю.Лермонтов в своём романе «Герой нашего времени»: Бэла, юная контрабандистка ундина, Мери, Вера. Тема сегодняшнего урока — «Женские образы романа «Герой нашего времени». (Записывается тема). На протяжении урока мы с вами будем анализировать эти образы. Ваша задача – в ходе анализа делать заметки, чтобы потом сделать обобщение по каждому образу.
2. Образ Бэлы.
- Итак, обратимся к первой героине романа, имя которой Бэла.(ученик читает стихотворение «Кавказ»)
- Именно любовью к Кавказу проникнута первая повесть романа. Вспомните описание природы,нравов и обычаев народов Кавказа. А какими тёплыми, яркими красками описана Бэла.
? Кто такая Бэла?
? Какой мы впервые увидели её?
? Какую деталь в описании её внешности выделяет автор? Как эта деталь характеризует её? (глаза, которые «так и заглядывают в душу»).
? Давайте вспомним историю печальной любви Бэлы и Печорина.
(Краткий пересказ).Что для Бэлы значит любовь?
? Какв Бэле проявляются национальные черты её характера?
- Стоит обратить внимание на ещё однучерту, а точнее способность героини. Это врождённая интуиция. Ведь Бэла с первого взгляда предугадала, что не будет её счастья с красивым чужим человеком.
(выразительное чтение песни, которую исполнила Бэла Печорину)
? В чём смысл слов Бэлы: « Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду»?
? Чем заканчивается история любви Бэлы и Печорина? О чём вспоминает Бэла в последние минуты своей жизни?
- В предсмертный час Бэла не изменила самой себе, её душу не смогли очерствить ни нелюбовь Печорина, ни осознание безысходности
? Какую оценку этому образу даёт Белинский?
Согласимся со словами Белинского, который писал: «…это была одна из тех глубоких натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не смогу больше принадлежать ни другому, ни самим себе…» и «И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки! Она говорит и действует так мало, а вы живо видите её перед глазами во всей определённости живого существа, читаете в её сердце, проникаете все изгибы его…»

3. Образ ундины.

(звучит стихотворение «Русалка»)
? Как вы думаете, почему я прочитала вам именно это стихотворение? Каково значение слова «ундина»?
- Образ русалки-ундины встречается во многих произведениях Лермонтова: «Русалка», «Мцыри», «Морская царевна». Почему же Печорин назвал так незнакомую девушку, встретившуюся ему в Тамани?
? Как выглядела ундина? Какую деталь выделяет автор в её описании? (правильный нос)
? Как характеризуют ундину её поступки?
? Какое значение для этой девушки имела встреча с Печориным?
? Какую оценку даёт ундине Белинский? ( «Особенноочаровательна девушка: это какая-то дикая сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая ,как ундина, страшная,
как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая, как тростник. Её нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но её можно только и любить и ненавидеть вместе.»)
— Между этой девушкой и Печориным не было любви, здесь жажда приключений с одной стороны и желание обезопасить себя от ненужного свидетеля с другой. «Честная контрабандистка уплыла в поисках новой жизни, и нам остаётся надеяться, что, как она сказала, «от худа до добра опять недалеко».

4.Мери.

- Повесть «Княжна Мери» многие критики называют самой реалистической. Возможно, потому что многое из того, о чём рассказывается в повести, имело место в действительности. А многие персонажи, по свидетельству мемуаристов, имели своих прототипов.
( Доклад «Прототипы женских образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
? Кто же такая Мери? Каким образом судьба сводит её с Печориным?
( инсценированиефрагмента «ОбъяснениеПечорина и Мери»)
- Страшный удар нанесён юной, неопытной девушке. А ведь она действительно «всем могла пожертвовать для того, которого любит».
? Как вы думаете, что станет с Мери после случившегося?
? Давайте предположим, что бы произошло с Мери, если бы Печорин ответил на её любовь.
( возможно, она бы повторила судьбу Веры)

5.Вера.

? Чем взаимоотношения Веры и Печорина отличаются от взаимоотношений Печорина с другими женщинами?
? Какова судьба Веры?
- Вера та, которая приняла Печорина таким, каким он был на самом деле. Она понимала его, она знала, что ожидать от него. Она любит его всю свою жизнь и глубоко несчастна от безысходности.
(выразительное чтение письма Веры)
? Как характеризует Веру Её письмо?
-Едва ли Вера обретёт покой и счастье. Как она сама сказала Печорину: « Я для тебя потеряла всё на свете…»


6. Вывод.

-Лермонтов — тонкий психолог, который исследовал не только душу героя своего времени, но и тайные глубины женского сердца.

7. Домашнее задание.
1. Систематизировать наблюдения, сделанные в ходе урока.
2. Написать мини-сочинение «Образ княгини Лиговской».

Файлы: герой.ppt
Размер файла: 363520 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология