Автор конспекта:
Автор(ы): — Хадиева Резида Юсуповна

Место работы, должность: — Татарская гимназия №1, учитель начальных классов

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — Цели урока: Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А. "Окружающий мир"

Используемая методическая литература: —

Плешаков А.А. "Мир вокруг нас";

"Я познаю мир" (дет. энциклопедия)

Используемое оборудование: —

1. Картинки с изображениями животных, растений и предметов неживой природы.

2 Интерактивная доска.

Краткое описание: — I. Организационный момент II. Вступительная беседа III. Знакомство с живой и неживой природой IV. Физкультминутка V. Явления природы. Практическая работа VI. Закрепление изученного VII. Итог

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Неживая и живая природа. Явления природы.

Цели урока: Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

- Какая бывает погода летом?

- Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

- Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?

- Что интересного вы заметили в жизни растений?

- Видели ли в насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Обобщение ответов детей и выводы: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т.д.

III. Знакомство с живой и неживой природой

- На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т.д.)

- Посмотрите на подоконники в классе, что видите? (Комнатные растения.)

Учитель обобщает: « Летом вы купались в реке, озере, некоторые – в море.

Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег – все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую».

Работа по картинам на доске.

- Давайте определим группу предметов живой природы и группу предметов неживой природы.

Рассмотрим комнатные растения, стоящие на окнах: за год они выросли, у них стало больше листьев, они стали выше. А рост – это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

С целью закрепления знаний и живой и неживой природе выполняется задание в учебнике (с.14): дети делят все предметы на две группы, приводят свои примеры.

Следует обратить внимание учащихся на объекты, не относящиеся к природе, — мост, здание, памятник. Они сделаны руками человека.

- А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схему в учебнике на с.15.

Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)

Дети рассматривают схему в учебнике и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.

IV. Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

V. Явления природы. Практическая работа

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, зима, осень.)

Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет изображать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

Например, зима:

1. идет снег;

2. вода замерзла на реке, превратилась в лед;

3. листва на деревьях опала;

4. птицы улетели;

5. день короткий, ночь длинная.

Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.

В конце урока учитель может задать вопрос:

- А человека куда мы должны отнести? (Человек – часть живой природы.)

VI. Закрепление изученного

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, туман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)

- Приведите по три примера живой и неживой природы.

- Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? ( Пшеница – часть живой природы.)

- Какое изделие когда – то было частью живой природы: а) кирпичный дом; б) льняное полотенце; в) глиняная кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)

- Что такое явление природы? (Все изменения, происходящие в природе.)

- Что называется сезонными явлениями? (природные явления, которые связаны со сменой времен года.)

Файлы: Окр.мир.ppt
Размер файла: 696320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология