Автор конспекта:
Автор(ы): — Богачева Наталья Ивановна

Место работы, должность: —

Казанское суворовское военное училище, преподаватель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее рождение

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная джугара

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — телесценарий урока (занятия)

Краткое водоописание ресурса: —

Сценарий урока содержит скрещивание монолога учителя и его диалога сучениками: преподаватель наиважнейший актер, а ученики участники спектакля, получившие опережающие задания.

Тема урока: Живописцы счастья.

Цель урока: Выявить квинтэссенция нового направления (импрессионизм) в творчестве Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея.

Задачи урока: Развить у суворовцев умения:

1) анализировать произведения живописи;

2) сравнивать произведения импрессионизма и неоклассицизма, импрессионизма и критического реализма;

3) излагать свою точку зрения, используя искусствоведческий материал;

4) обобщать, делать выводы, давать оценку.

Урок основан на организации учебного материала в форме видео-презентации. Уроки подобного типа позволяют насытить занятия искусством, активизировать разные формы мышления учащихся чрез зрительные, музыкальные и слуховые образы, активизировать призор учащихся, так что с первых минут школьники получают яркое впечатление. Например, на данном уроке возле восприятии картин импрессионистов эмоциональной поддержкой служит достижение импрессионистской музыки «Сады подо дождем» Клода Дебюсси. Таким образом, художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в согласованность схудожественными средствами выражения другого, ась способствует развитию эмоционально-эстетической сфера учащихся.

Сценарий урока содержит скрещивание монолога учителя и его диалога сучениками: преподаватель – наиважнейший актер, а ученики – участники спектакля, получившие опережающие задания.

Ход урока

Учитель.Импрессионизм – командирование в европейском искусстве второй половины XIXвека. Сложился и насмерть проявил себе визобразительном искусстве Франции, повлияв на развитость прославленный живописи в целом.

Учащимся предлагается просмотреть подборку слайдов и высказать свое аспект о творчестве художников этого направления.

Наше апперцепция искусства начинается с эмоции. Поэтому попытайтесь по возможности скорее уловить те эмоции, которые возникнут ото общения с предлагаемыми произведениями.

Проанализируйте подборку слайдов в следующем алгоритме:

— Что вижу?

— Что чувствую

— Что удивило?

— Что не понимаю?

Подумайте, какие вопросы вас хотелось бы задать авторам увиденных вами картин.

Видеоряд

Клод Моне: “Завтрак на траве”, “Купание в Лягушатнике”, “Темза уВестминстера (Вестминстерский мост)”, “Пейзаж. Парк Монсю. Париж”, “Впечатление. Восход солнца”, “Бульвар Капуцинок”, “Поле маков уАржантёя”, “Прогулка, Камилла Моне с сыном Жаном”, “Уголок сада вМонжероне”, “Стог река в Живерни”, “Руанский собор, западный ворота ибашня Сен-Роман, полдень”, “Руанский парламент в солнечном свете”, “Парламент, явление тумана”, “Сад Моне в Живерни”, “Сад художника вЖиверни”;

Камиль Писсарро: “Бульвар Монмартр в Париже”, “Оперный автопроезд вПариже”, “Площадь Французского театра в Париже”;

Альфред Сислей: “Снег в Лувесьенне”, “Туманное утро. Вуазен”, “Весенний сад”, “Cен-Мамме. Серенький денек”;

Берта Моризо: ”Ловля бабочек”, “Крестьянка, развешивающая белье”, “Летний день”;

Пьер Огюст Ренуар: “Клод Моне, авралящий в своем саду”, “Качели”, “Бал в Мулен дескать ла Галетт”, “Обнаженная в солнечном свете”, “Жанна Самарии”, “Портрет актрисы Жанны Самари”, “Мадам Шарпантье С своими детьми”, “Завтрак гребцов”;

Эдгар Дега: “Голубые танцовщицы”, “Балетный класс”.

Учитель.Салоны – выставки картин. Эти патронируемые правительством выставки были вожделенной мечтой каждого французского художника. В Салонах преобладало академическое искусство. В мера прайм-тайм медаль Салона означала широкое успех и гарантию профессионального успеха, солидные гонорары. Весной 1874 годы молоизвестные живописцы, отвергнутые Салоном, решили организовать независимую выставку тридцати художников. Она открылась на бульваре Капуцинок. Нельзя сказать, ась авиасалон прошла незамеченной. Три с половиной тысячи посетителей заплатили после вход, неучтенное количество пришло по приглашениям, появились многочисленные отзывы в прессе. Но понимания художники не нашли и здесь. Против них ополчились официальное искусство, пресса, буржуазная публика. Выставка шокировала публику, ошеломила своей новизной и вызвала саркастические насмешки. Это была не просто авиасалон непризнанного искусства, это был полнозвучный скандал. Так в художественную питание Франции вторглось новость великое искусство. Отныне импрессионисты стали систематически выставлять свои работы в «Салоне независимых».

Задание для суворовцев

На основании материалов урока ответить на вопрос: «В чем эссенция импрессионизма?»

Видеоряд:

  • Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”.
  • Пьер Огюст Ренуар “Качели”.
  • Пьер Огюст Ренуар “Обнаженная в солнечном свете”.
  • Учитель.Впечатления посетителей выставок и отзывы французской критики страна времени были ужасно негативными. Толпа веселилась, раздражалась и издевалась. Глаза, привыкшие к безликой академической продукции, видели в этих полотнах одним с трудом только размалеванную пестроту. Здесь не пахло кропотливым трудом. По утверждению зубоскалов, сии пять неужто шесть душевнобольных просто выстреливают по полотну из пистолета, заряженного тюбиками с краской, следом чего им остается с трудом только поставить закорючка на своих шедеврах.

    Ученик.Критика также позволила себе порезвиться. «Дерзкий приглашение прекрасному», «оскорбление общественного вкуса» — так охарактеризовали работу Моне «Впечатление. Восход солнца» французские критики страна времени. «Рисунок на обоях в зачаточном виде и мера выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина».

    Критики развлекались, наигранно принимая солнечные блики на макси героини картины Ренуара «Качели» после жирные пятна.

    Картина Ренуара «Обнаженная в солнечном свете», показанная публике в 1876 году, была написана также на пленэре, и передвижник пытался передать испуг солнечных луч на женском торсе, виднеющемся среди зелени. В реакция критик, купающийся собственным остроумием, просил «внушить господину Ренуару, ась женское корпус – это не курумы разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, ась мертвечина сделано гниет полным ходом».

    Учитель.В злобно-издевательском хоре тонули негромкие голоса доброжелательных критиков. Понадобилось лет десять, затем чтоб взрывы возмущения прежде всего утихли, потом, в 1980-е годы, уступили предназначение признанию. Это годовщина называют «героическим периодом» импрессионизма. Уже следом последней совместной выставки, состоявшейся в 1886 году, пришел фактичный успех, а после этого година ото годы росла слава. Словно солнечной вспышкой своих ярких красок импрессионисты озарили европейское мастерство и осветили ему предстоящий путь. Кто сии люди? В чем заключается эссенция их творчества? На сии вопросы мы постараемся ответить теперь на уроке.

    На экране слайд -

    Клод Моне. “Впечатление. Восход солнца”.

    Ученик.На первой выставке был представлен пейзаж, сложенный Клодом Моне из окна гостиницы Гаврского порта: неустойчивый туман, чернеющие лодки и надо горизонтом темнобагровый держава солнца висит в молочно-сизой дымке, бросая на воду алые отсветы. Когда у художника спросили, что назвать картину в каталоге выставки, он ответил: «Впечатление». Впечатление – по-французски «импрессион»: отсель и бульварно номинация импрессионисты, мера есть «впечатленцы». Слово имело разновидность сардонический и впервой появилось в статье Луи Леруа, озаглавленной «Выставка импрессионистов», где-нибудь нынешний вид был раскритикован после то, ась в немой ни бельмеса запрещается разглядеть.

    На экране слайды:

  • Камиль Писсарро. “Бульвар Монмартр в Париже”.
  • Камиль Писсарро. “Оперный автопроезд в Париже”.
  • Клод Моне. “Стог река в Живерни”.
  • Клод Моне. «Стога».
  • Учитель.Художники приняли и закрепили после собою номинация импрессионисты («впечатленцы»), так что оно выражало квинтэссенция их подхода кнатуре. Действительно, они в своих работах старались не так изобразить натуру, почем передать свое чувство ото нее. А ввиду это чувство могло насмерть меняться в зависимости ото состояния световоздушной среды (иными словами – ото погоды и освещения), мера ихкартины фиксировали сиюминутное, мгновенное апперцепция постоянно меняющегося мира. Например, Клод Моне не единовременно обращался к созданию серий картин («Стога», «Тополя», «Соборы»), стремясь передать различную зенит освещенности одних и тех же предметов утром, днем, вечером, в счастливый ипасмурный день.

    На экране слайды:

  • Альфред Сислей. “Снег в Лувесьенне”.
  • Альфред Сислей. “Туманное утро. Вуазен”.
  • Альфред Сислей. “Весенний сад”.
  • Альфред Сислей. “Сен-Мамме. Серенький денек”.
  • Ученик.До этих пор живописцы делали на природе этюды и эскизы, акартину создавали сделано после, в мастерской, опираясь на сделанные ранее наброски. Такой топкросс позволял растянуто и досконально доводить поперед совершенства техническую сторону работы, разумеется неотвратимо отдалял художника ото его же собственных непосредственных впечатлений. Натура воспроизводилась нахолсте по памяти, скажем и подкрепленной набросками. Моне предложил завершать картину не в мастерской, а на природе. Идея понравилась, и с этого момента пленэрная пастель невозвратно стала фирменной чертой импрессионизма. Ее задание состоит в том, затем чтоб что разрешено более полно воспроизвести настоящий личина натуры в условиях естественного освещения. Картина, выполненная на пленэре, должна передавать все изменения цвета, обусловленные воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Средства пленэрной живописи позволяют передать ясность зрительного впечатления ото природы.

    На экране слайды:

  • Клод Моне. «Соборы».
  • Камиль Писсарро “Оперный автопроезд в Париже”.
  • Пьер Огюст Ренуар “Обнаженная в солнечном свете”.
  • Учитель. Когда Моне писал свои «Соборы» (до этих пор не фиксировано точное количество работ, принадлежавших к этому циклу, примерно возле 50), меньше всего только его интересовали архитектурные формы здания. Наполотнах парламент растворяется в переливах цвета и света. Лучи утреннего, полуденного и закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Здание подобно тому что тает в цветовом мареве. Руанцы в аккурат таким видели близкий небезызвестный парламент кажинный день, разумеется не замечали этого. Художнику хотелось раскрыть им глаза на примелькавшееся явление. Правдивость искусства импрессионисты видели не в стремлении к похожести, а в том, ась пастель должна воссоздать момент, как-нибудь человечек смотрит намир подобно тому что впервые, что ребенок. Художники-импрессионисты старались преодолеть так называемую стабильность (постоянство) восприятия, которая заставляет видеть знакомые явления повсечастно приблизительно одинаково. Поэтому разрешено сказать, ась импрессионизм – это новость художественное привидение мира. Художники этого направления старались обновить привидение мира. Они стремились передать световоздушную атмосферу, окутывающую предметы. Им посчастливилось выявить в отношениях света, воздуха и цвета такие чарующие эффекты, каких сперва-наперво не замечали и безо их живописи, наверное, ине заметили бы.

    Ученик.Вы, наверное, заметили, ась изображенные в пейзажах импрессионистов предметы ни бельмеса не говорят вашему осязанию, их не охота потрогать. Они приблизились к «чистой видимости», полагаясь с трудом только на показания глаза, они не примешивали к ним предварительного знания об изображаемом. Вспомните картину Камиля Писсарро «Оперный проезд». Каменные здания, экипажи, человечество – все смотрится легкими пятнами икажется сотканным из единой материи, которая, в сущности, и не материя, аее скользящее реверберация на сетчатке глаза. В своих работах художники создавали пластический обличие мира.

    Ученик.Незыблемое принцип академической живописи требовало изображения локальных цветов, мера есть тех, которыми предметы обладают возле нейтрально-рассеянном освещении. Импрессионисты же заметили, ась тени — цветные, ась игра бликов и разноцветных рефлексов неустанно изменяет личина мира. Они изображали цвета предметов и хоть теней такими, какими их видели, мера есть с учетом отражений и рефлексов соседних тонов. Иучили зрителя также видеть это в природе, растянуто получая в реакция с трудом едва только злые насмешки, обвинения в шарлатанстве, подозрения неужто в сумасшествии, неужто в желании поиздеваться надо людьми. Например, «Обнаженная в солнечном свете», показавшаяся критику похожей на истлевающий труп, была написана на пленэре, и Ренуар пытался передать испуг солнечных луч наженском торсе, виднеющемся среди зелени.

    На экране слайды:

  • Клод Моне. “Купание в “Лягушатнике”.
  • Клод Моне. “Бульвар Капуцинок”.
  • Альфред Сислей. “Снег в Лувесьенне”.
  • Альфред Сислей. “Туманное утро. Вуазен”.
  • Берта Моризо. “Крестьянка, развешивающая белье”.
  • Эдгар Дега. «Гладильщицы».
  • Ученик.Художники-импрессионисты были целиком разными людьми по образованию, происхождению, политическим взглядам. Но это не мешало им быть единомышленниками в искусстве. На их взгляд, задание живописи – открыть красоту в простых вещах. Живопись импрессионистов поэтизирует всю множество явлений окружающего мира. Не с трудом только сельская природа, разумеется и человечество на парижских бульварах, луч экипажей, скачки, кафе, вокзалы… Какой-нибудь переулок и готический парламент – пред очами живописца это были объекты равноправные.

    На экране слайды:

  • Гюстав Курбе. «Дробильщики камней».
  • Жан Франсуа Милле. «Сборщицы колосьев».
  • Жан Франсуа Милле. «Пряха».
  • Оноре Домье. «Прачка».
  • Пьер Огюст Ренуар “Качели”.
  • Пьер Огюст Ренуар. “Портрет актрисы Жанны Самари”.
  • -Пьер Огюст Ренуар. “Мадам Шарпантье С своими детьми”.
  • Пьер Огюст Ренуар. “Завтрак гребцов”.
  • Пьер Огюст Ренуар. “Бал в Мулен дескать ла Галетт”.
  • Ученик.По времени импрессионизм существовал наряду с этим скритическим реализмом. Основным жанром, в котором проявилось оригинальность этого направления (критического реализма), стала сюжетная картина, показывающая по большей части печальные, темные и трудные стороны жизни народа, обличающая ошибочность социального уклада. Втворчестве же импрессионистов нету и критическая направленность, и псевдология к социальным проблемам. Сюжеты их картин не зовут кобдумыванию, к оценке людей и событий. Самую солнечную сторону яркого искусства импрессионизма воплотил в своем творчестве Огюст Ренуар. Его холсты повсечастно светлы и проникнуты непосредственной радостью бытия. Он наслаждается зрелищем цветущей жизни. Художник с радостью пишет умеренно одетых молоденьких работниц, спешивших С своими корзинами среди уличной толпы, разумеется также и нарядных актрис и дам изобщества в обстановке роскоши. В своей жизни Ренуару довелось испытать тягостную нужду, недопонимание публики, презрительное игнорирование критики, распря с бывшими друзьями и любимыми женщинами, тяжелую идолгую болезнь. Но ни следа этих невзгод запрещается найти вжизнеутверждающих работах «живописца счастья». На его картинах повсечастно праздник, в них нету горечи. Солнце сверкает, щеки румянятся, детишки радуются, взрослые наслаждаются жизнью, все они молоды, прекрасны и веселы. Кажется, ась беззаботное душа не пройдет никогда.

    «Мулен дескать ла Галетт» — это один из самых радостных полотен Ренуара. Картина запечатлела бескручинный бал в саду популярного кабачка на Монмартре. Там собиралась молодость из рабочих семей, студенты, продавщицы, модистки, клерки. Прелестные барышни и элегантные кавалеры танцуют, сидят после столиками, болтают, смеются и кокетничают. В картине все живет вдвижении, в кружении вальса, в улыбках и взглядах. Но в композиции нету резких движений, самоощущение динамики создается ритмом цветовых пятен наповерхности холста. Изображения погружены в луч бликов, теней, рефлексов.

    На экране слайды:

  • Клод Моне. «Бульвар Капуцинок».
  • Клод Моне. «Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года».
  • Клод Моне “Уголок сада в Монжероне”.
  • Учитель.В жизни минута не застывает, а переходит в другое, и вот эту постоянную подвижность, перетекание, вибрацию художники-импрессионисты передавали размытостью очертаний, тающими формами, расплывами цвета.

    Импрессионисты добивались ощущения вибрации воздуха и света спомощью мелких раздельных мазков, рассчитывая на то, ась они совместятся в зрительском восприятии. При близком рассмотрении поверхность их работ – сложнейшее искручивание вибрирующих мазков несмешанных красок. На расстоянии такая живописная поверхность рождает обличие в состоянии движения.

    На экране слайды:

  • Эдгар Дега. «Репетиция».
  • Эдгар Дега.“Голубые танцовщицы”.
  • Эдгар Дега.“Балетный класс”.
  • Эдгар Дега. «Балерина, завязывающая туфлю».
  • Эдгар Дега. «Балерина и дамочка с зонтом».
  • Эдгар Дега. «Танцовщица у фотографа».
  • Ж. О. Д. Энгр. «Источник».
  • Ж. О. Д. Энгр. «Большая купальщица».
  • Ж. О. Д. Энгр. «Большая одалиска».
  • Эдгар Дега. «Купание в тазу».
  • Эдгар Дега. «Женщина в ванне».
  • Эдгар Дега. «Ванная».
  • Учитель.Эдгар Дега не работал на пленэре, не писал пейзажей, отводил главную предназначение не цвету, а точной линии, выразительному силуэту. Что связывало его с другими участниками импрессионистического течения?

    Ученики.Произведения Эдгара Дега крепко связаны ссовременностью. Его творчеству присущи такие характерные для всего только импрессионизма черты, что кажущаяся непредумышленность и хоть окказиональность композиции и псевдология остановить мгновение. Рама обрезает фигуры балерин. Это усиливает самоощущение взгляда, на минута остановившегося на действии, происходящем в репетиционном зале («Голубые танцовщицы», «Балетный класс», «Репетиция»). Художник ежечасно обращается к теме балета. Дега пишет танцовщиц вот прайм-тайм репетиций (завязывающими туфли, делающими разминку) в позах и ракурсах, нимало не рассчитанных на восторг зрителя, он изображает не показную, праздничную сторону балета, а будничную, закулисную.

    Учитель.У Эдгара Дега есть серия картин с изображением обнаженных женщин, купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающихся. Посетители выставок негодовали возле виде его обнаженных потому, ась вСалоне они видели наготу целиком иного рода: буде не нимфы, мера их подобия, вот всяком случае нечто идеальное. Обнаженные Дега – его современницы. Их пропорции не подгонялись подо отличный шаблон. Они вовеки не позируют и весь заняты своим туалетом, моются династия они, вытираются неужто причесываются, заняты настолько, ась это избавляет их ото хлопотливого желания выглядеть изящнее. Лучше всего только сказал о них сам художник: «До этих пор оголенность изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины – честные человеческие существа, они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. Вот один из них: она моет ноги. Это что подобно тому что подсмотрено взамочную скважину». Дега показывает жизнь, застигнутую врасплох. Его картины кажутся спорадически выхваченными мгновенными фрагментами жизни.

    Проверка задания, предваряющего работу на уроке по изучению нового материала.

    Обобщите то, о чем говорилось на уроке. Ответьте на вопрос: «Вчем же эссенция импрессионизма?» Подумайте, изменилось династия ваше чувство ото произведений художников-импрессионистов.

    Ученики.

    — Работы импрессионистов повсечастно сопряжены с современностью, аобразы – с поэтическим отображением окружающего мира. Они стремились открыть красоту в простых вещах.

    — Художники-импрессионисты передавали в своих произведениях непосредственное чувство ото постоянно меняющегося мира, полагаясь с трудом только на показания глаза, не примешивая к ним предварительного знания об изображаемом.

    — Свои работы они начинали и заканчивали на открытом воздухе – напленэре. В них они стремились передать световоздушную атмосферу, окутывающую предметы.

    — Импрессионисты писали чистым цветом, избегая смешивать краски на палитре, располагали чистые красочные мазки так, затем чтоб они смешивались вглазу зрителя. Они отказались ото черных, коричневых тонов, поелику счастливый радиоспектр их не имеет. Светлые тона. Тона солнечного спектра – один иззаповедей импрессионизма.

    Учитель.Импрессионизм реформировал художественные вкусы, перестроил зрительное восприятие. Но главным, вероятно, явилось то, ась импрессионисты отвоевали адат художника писать свободно, так, что он видит, что ему подсказывает интуиция.

    Файлы: проверочная продукт по МХК 11 КЛАСС.doc
    Размер файла: 1198080 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология