Автор конспекта:
Автор(ы): — Глущенко Оксана Павловна

Место работы, должность: — МОУ Бурнакская СОШ,Жердевского района, Тамбовской Области, наставитель географии

Регион: — Тамбовская трансильвания

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее формирование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 чин

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — География

Цель урока: — .Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на исследованный материал вдоль географии и биологии, установить причинно-следственные связи в природе. 2.Расширить и конкретизировать знания вдоль экологии, сформировать у учащихся идейность в необходимости охраны природы сей материка. 3.Сформировать познавательный страсть учащихся, прививать страсть к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление.

Тип урока: — Комбинированный поученье

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник этногеография материков и океанов

Используемая методическая литература: —

1.Серия «Мир дикой природы», книга «Моря и океаны».М.:Издательский домик «Росмэн»,2007
2.Справочник школьника. География(Сост. ТС Майорова – М.: Филологическое цска «Слово» 2008
3.Физическая география: Справочные материалы: Кн. Для учащихся среднего и старшего возраста ( И.В. Душина, Н.П. неклюкова, Э.М.Рановская – М.: Просвещение,2007
4 Интернет.

Используемое оборудование: —

Оборудование: физическая двухверстка мира, двухверстка Антарктики, плеорама «Животный сферы Антарктиды», географический титан 7 класс, аудиокассета со звуками моря и музыкой, глобус, стихи о Антарктиде.

Краткое описание: — поученье диспут на тему: Могут династия живые организмы выжить в Антарктиде, так ежели могут,то что им это удается в настоль суровых условиях?

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Интегрированный поученье вдоль теме:
«Живые организмы в суровых условиях АНТАРКТИКИ»
(ГЕОГРАФИЯ — БИОЛОГИЯ)

Цели:
1.Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на исследованный материал вдоль географии и биологии, установить причинно-следственные связи в природе.
2.Расширить и конкретизировать знания вдоль экологии, сформировать у учащихся идейность в необходимости охраны природы сей материка.
3.Сформировать познавательный страсть учащихся, прививать страсть к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление.

Формы организации урока: расчетный поученье – экспедиция.

Оборудование: физическая двухверстка мира, двухверстка Антарктики, плеорама «Животный сферы Антарктиды», географический титан 7 класс, аудиокассета со звуками моря и музыкой, глобус, стихи о Антарктиде.

ХОД УРОКА.
Ученый (учитель биологии). Сегодня мы с вами проводим дискуссию на тему «Могут династия живые организмы выжить в Антарктиде, так ежели могут, то, что им это удается в настоль суровых условиях?»
В это дожитие в чин входит странник (учитель географии).

Путешественник. Были династия вам в удивительном месте, на самом краю земли, где жестокое солнце, морозы и страшная пурга? А вот то-то и оно я вслед за тем был. Да. Я был в Антарктике.
(Путешественник к лицу к ученому, рассказывает ему о том, ась видел, так профессор ему не верит. Тогда странник просит ребят помощь ему доказать правоту.)
Путешественник. Я был на обширной равнине, и у меня кружилась голова, шла из носа кровь, что кажется я поднялся выспренно в горы.
— Почему это происходило?
-Вокруг меня был снег, так я был в солнечных очках и загорел, что в тропиках. Почему? ( Антарктика – страна жестокого солнца. Здесь цифра месяцев обратный день, нелинованный и понятный дух и серебристо-белый снег, тот неужто иной отражает ясный свет, крушащий в глаза, от почему позволительно инда временно ослепнуть).
-Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, так возле себе, в сумке, Что это за птицы?
— Там было пара растительных организма, живущих что одна целое. Что я видел? ( Лишайник- эпиойкия гриба и водоросли)
-Морские живность выходят сухими из воды. Возможно династия это?
(Подкожный жир смазывает шкуру, и боржоми скатывается с неё, не смачивая поверхность)
-А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может статься быть? ( Это виды тюленей – пелагический лев, пелагический слон, пелагический леопард)

Ученый. Как призанятно то, ась вам рассказали. Как мы вам завидуем! Нам также охота увидеть всё собственными глазами. Кто из вам хочет поехать со мною в Антарктику, для того чтоб всё понять и проанализировать на месте? Нашим проводником хватит путешественник. Итак, мы едем в Антарктику. Настоящие путешественники завсегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и нам также нужны такие дневники. Удобнее всего-навсего делать записи в таблице.
Сделайте в ваших тетрадях – дневниках такую таблицу.

Ученый. Прежде чем отправиться в путешествие, нам должен решить, ась взять с собою и какую одежду подобрать.

Путешественник. Это верно. Я – то знаю, какие вслед за тем условия, так вам вертолет верите с трудом, положим ребята вам расскажут сами, ась знают о этом, и постараются убедить вас. Это изрядно царственно для нас.
1-я авиагруппа учащихся характеризует макроклимат Антарктики. Остальные учащиеся фиксируют ответы в таблице (графа « Природные условия»)

1.я группа. Самый хмурный и голубой на земле макроклимат формируется подина влиянием географического положения и ледникового покрова. Снежно- ледяная поверхность континента поглощает едва лишь 10 -20 % солнечного излучения, остальные 80 % отражаются снежной поверхностью и уходят в космическое пространство. Над материком формируются холодные и сухие антарктические воздушные массы. Над ледяным куполом образуется громадный антициклон с нисходящими потоками воздуха из высоких слоев атмосферы. Тяжелый голубой дух с высокого ледяного купола из центра материка растекается во все стороны, создавая стоковые ветры. Особенно суровы в Антарктиде зимы, средняя криотемпература достигает -60 С. На станции «Восток» зарегистрирован безусловный самое малое температуры для всей планеты -89,2 С. летние температуры во внутренних областях наездами поднимаются повыше -36С. вдоль направлению к океанам на ледниковом склоне и, наипаче в прибрежной полосе средние температуры воздуха внушительно выше: летние температуры – от 0С пред -16 С.
Количество осадков изменяется от центра к побережью. В центре материка, на ледниковом плато, осадков капля -30-50мм в год, на склоне осадки в виде снега -100-200 мм в год. На берег осадков выпадает пред 700 мм в год, главным образом в виде снега, и едва лишь лишь эпизодично идут дожди.
Из – за разницы атмосферного давления над сушей и океаном возникают стоковые ветры. Направляясь на север, сии холодные массы воздуха сталкиваются с преимущественно теплыми, влажными воздушными массами, перемещающимися с океана. Поэтому в полосе ледникового склона шириной 700 – 800 км и в прибрежных частях бывают наипаче сильные штормовые ветры с пургой и метелями. Скорость ветра достигает 50-60, так иной раз и 90м/с, так бывает и пред 320 м/с.

Ученый. Я читал о этом ветре в дневниках английского исследователя Антарктики азбука 20 века Дугласа Моусона. Вот что он описывает его: «Всем нам привычное прилагательное «ветер» капля к лицу для определения сей беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором дух что кажется плотным, что вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут преимущественно не найти наперсник друга. Кричать бесполезно, таким манером что рев урагана заглушает всё».

Путешественник: Что же мы возьмем с собой? (Теплую одежду, темные очки, компас, веревку, перисперм пищи).
-Теперь мы можем отправляться.

Ученый: спустя таких рассказов наипаче призанятно посмотреть, какие из живых организмов могут выжить в таких суровых условиях.
Путешественник: Итак, в путь….
На самом – самом юге, как, впрочем, и на севере,
Так изрядно интересного, без мала нам неизвестного и
Сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,
С урока путешествовать вдоль атласам и картам несется
Наш фрегат.
Здесь абсолютный бадняк не тает лед, лежат округ снега,
Ну так пингвин не прячет нос, другой раз на улице холодюка и
Сильная пурга.
Полгода ночь, полгодика день, бежит обратный круг…
И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,
Наш нехоженый ненаглядный друг.

Путешественник. Вот мы и прибыли. За дело! Нам долженствует показать ученому, какие организмы встречаются тогда и что они могут выжить. Запишем информацию в полевые дневники.

2 авиагруппа учащихся характеризует флора Арктики.

Учащиеся. Лишайники – пионеры промеж растений (их тогда приближенно 300 видов). Они неприхотливы, встречаются на побережье, в антарктических оазисах и инда в 300 км от Южного полюса, выглядят они изрядно всячески вдоль виду и цвету – от ярко-оранжевого пред черного и двусмысленно — серого.

Ученый. Лишайники бывают вдоль виду листовидные – наподобие цветочков, кустистые – что кустики. Нои все они накипные, то есть изрядно тучно прилегают к поверхности скал в виде корок, таким манером ась их позволительно отскоблить едва лишь ножом. Это помогает им противостоять суровым антарктическим ветрам. Некоторые лишайники селятся на поверхности мха.

Учащиеся. Лишайники — это эпиойкия гриба и водоросли (два организма в едином целом)

Ученый. Почему большая обрубок лишайников черная неужто двусмысленно – серая?
(За аккредитив такого цвета сии растения потребляют всемерно возможное число солнечной энергии и тепла)

Учащиеся. Мхи – самый высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены преимущественно подушечные мхи. Встречаются они в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.

Путешественник. Почему на протяжении нескольких лет растения остаются такими маленькими? ( Мхи и лишайники растут изрядно медленно, их созревание в условиях Антарктики наипаче угнетенно).

Учащиеся. Водоросли – низшие растения, приближенно 800 видов, наипаче изрядно диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических озерах, в оазисах.
В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса. Встречаются вдобавок лессопия и дюрвиллея.
В арктических водах изрядно криля. Норвежским термином «криль» называют эуфаузиды которые именуются рачками – черно — глазками; они питаются диатомовыми водорослями.
Пищевая нужность криля в том, ась он включает микроэлементы и аминокислоты. Стаи встречаются на глубине 5-100 м и служат кардинальный пищей китов.
Рыбы: белая щука (ледяная рыба — прозрачная), макрорус, мраморная нототения, путасу – питаются крилем, сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски- кальмары. Они являются пищей китов.

Путешественник. Почему у кальмаров нетути раковин? ( Из-за офигенный подвижности камея видоизменяется неужто решительно исчезает)

3 авиагруппа учащихся характеризует млекопитающих и птиц Арктики.
Учащиеся: Морской офицер относится к семейству настоящих тюленей. Он обитает в морях Уэдделла, Росса. Встречаются крабоед, пелагический леопард. К семейству ушастых тюленей относятся морские котики, морские львы. У них брюзглый гимений жира и жировая автосмазка шкуры, питаются они рыбой.
В водах Антарктиды обитают самые крупные живность нашей планеты – синие киты. Длина их достигает иной раз 30 м, так тяжесть пред 130 т, туша сих животных длинное и стройное, так колер – темновато – голубая.
Китенок рождается длиной пред 4,5 м, так весом приближенно тонны. В четверг олененок получает 500 л молока и поэтому изрядно живей набирает в весе – 100 кг ежесуточно. До 5 -6 месяцев молоко является единственной пищей детеныша. птицы Арктики концу вскармливания 10 – 11 месячный олененок достигает длины 8 – 9 м.
Касатка – хищное животное. Питается тюленями, рыбой. Ввиду того, ась у касаток катастрофически выражен косячный инстинкт. На тюленей и дельфинов они охотятся стаей, ась напоминает охоту волков. Касатки живей привыкают к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.
В Антарктике обитает преимущественно 44 видов птиц – поморники , птицы Арктики буревестник, птица и фаллос Антарктики – нелетающая птица пингвин. Пингвины отлично плавают ( средняя поспешность 30 -40 км/час), питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пингвинов — немножечко видов. Самый расхожий зрелище – пингвины Адели и императорские. Императорские пингвины являются самыми большими ( процент 120 см, тяжесть 60 кг). Они не строят гнезд, так «выстаивают» яйца на лапах, прикрывая их жировой складкой живота, покрытого тёплым пухом. Птенцы появляются в разгар зимы, для того чтоб к лету они могли окрепнуть. Сначала пингвин – отец, так дальше пава добывают пищу. Птенца батюшка передает матери, и та его кормит, держа подина складкой живота. Пингвины отлично плавают ( средняя поспешность 30 -40 км/ч), имеют гимений подкожного жира, они смазывают им свои перья. Главными врагами для них являются пелагический леопард, так для детеныша – поморник.
Большинство птиц гнездятся на прибрежных скалах, создавая « птичьи базары», бюро которых достигает немножечко сотен тысяч; питаются рыбой.

Путешественник. Почему птицы образуют «птичьи базары»? (для сохранения тепла в суровых условиях Антарктики и для защиты от нападений)

Ученый: Очень, изрядно интересно. А попробуйте составить цепочка питания сих организмов. (Поочередно выходят ребята, на них головные уборы с символами организмов, берутся за руки, создавая пищевую цепь.)

Солнце: Я – необыкновенный агрегат энергии на Земле для всего-навсего живого.
Диатомовая водоросль: Я – изрядно важное звено, я – основа трофический цепи .

Криль: где моя ненаглядная водоросль? Съем!

Кальмар: Люблю криль! Очень питательная белковая пища.

Кит. Какое различие пищи! Очень вкусно!

Рыба. Мне почему – нибудь оставили поесть?

Тюлень, пингвин ( хором). Где наша еда? О, да её тогда много! Всем хватит.

Касатка. Я нахожусь на самом верху цепи, я хищник. Где мои пингвин?

Учащиеся составляют в тетрадях следующую схему:

Солнце Водоросли Криль Кальмар

Рыба Кит

Тюлень Пингвин Касатка

Ученый. Давайте сделаем оргвыводы о книга , что же организмы приспосабливаются к суровым условиям Антарктики.

Вывод (запись в полевых дневниках вдоль ответам учащихся).

Приспособленность организмов
к суровым условиям Антарктики.
1) Растения:
а) беспросветный фрез – взаимопритяжение большего количества света;
б) плотное прицепка к скалам в виде подушек ( электрохимзащита от ветра)
2)Животные:
а) наличность подкожного жира;
б) жировая автосмазка шкуры и перьев;
в) питание за аккредитив моря;
г) пища с большим содержанием белка.

Путешественник. Мы изучили всё вокруг, и вот то-то и оно сейчас пора нам возвращаться на урок. Заждавшись нас, решительно продрог наш парусовый фрегат.

Ученый. Мы побывали с вами в удивительном уголке земли. Природа и чревный сферы Антарктики уникальны. Большинство видов являются эндемиками. С остальной стороны, Антарктика – это агрегат биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с азбука 19 века тогда зверино истреблять тюленей и китов.
Общее микрозагрязнение планеты сказалось и на этом отдаленном уголке Земли.( В организме пингвинов обнаружены следы ДДТ). В связи с сименс давай задумаемся: с какой целью свойство Антарктики требует охраны, бережного отношения и что позволительно её сохранить возле активной деятельности человека?
Учащиеся. Природа Антарктики развивается в суровых экстремальных условиях. Всё растет и развивается тогда изрядно медленно. Количество пищи ограничено. Природа хватит изрядно тиховодно восстанавливаться в случае её нарушения, так может статься и обобщающе не восстановиться. Она изрядно уязвима! Мы предлагаем следующие меры вдоль её охране:
1)запрещение испытаний оружия, атомных взрывов и захоронений радиоактивных отходов. Договор о Антарктике (1959г);
2) запрет охоты на животных и птиц, за исключением добывания пищи для экспедиций, музейных экспонатов и для зоопарков в пределах естественного восстановления;
3) секвестирование числа туристов;
4) создание списка заповедных районов и видов;
5) заточение конвенции вдоль сохранению морских животных, ресурсов, вдоль охране биологических ресурсов;
6)программа вдоль исследованию и охране биологических ресурсов.

Путешественник. А теперь, ребята, давай проверим, внимательны династия вам были во дожитие нашего путешествия.
Вопросы
1. Почему житуха обитателей Антарктики связана с океаном?
2. Где расположены гнёзда императорских пингвинов?
3. Почему в Антарктике не тает лед, правда она получает солнечного тепла больше, чем экваториальные области Земли?
4. Как живые организмы приспособлены к суровым условиям Антарктики?
5. Что является в Антарктике перспективным источником животного белка?

Домашнее задание.
Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее пампинг на юг и радиопоиск южного материка во дожитие плавания 1772- 1775 гг. Он посчитал, ась «Будучи открытым и исследованным (этот австральный материк), всё равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вам теперь прокомментируете это произнесение великого английского путешественника?
Итог урока: стилизация изученного.

Приложение.
Природные
условия Растения Особенности
приспособления Животные Особенности
приспособления
1)Низкие температуры
Темп.побер=-16,32С
Темп.маг.=-32-48С
Тем.воды=0-1С
Полюс холода станц. Восток
Темп.=-89С Диатомевые водоросли, лишайники. Низшие, беспросветный фрез подушки Криль, рыба(ледяная, макрурус, путассу), киты, касатки, тюлени. Подкожный жир, питание за счёт моря)
2) капля осадков 100-250 мм
3)сильный вьюговей –до 320 м/с Птицы( буревестник, альбатрос, пингвин,поморник)

Литература
1.Серия «Мир дикой природы», книга «Моря и океаны».М.:Издательский домик «Росмэн»,2007
2.Справочник школьника. География(Сост. ТС Майорова – М.: Филологическое цска «Слово» 2008
3.Физическая география: Справочные материалы: Кн. Для учащихся среднего и старшего возраста ( И.В. Душина, Н.П. неклюкова, Э.М.Рановская – М.: Просвещение,2007

Файлы: Маслова.notebook
Размер файла: 36236 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология