Автор конспекта:
Автор(ы): — Поротова Анастасия Ивановна

Место работы, должность: — Таймырское муниципальное образовывание «Межшкольный последовательный центр», методист

Регион: — Красноярский лимб

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное конкреция
Уровень образования: — начальное общее конкреция
Уровень образования: — основное общее конкреция
Уровень образования: — среднее (полное) общее конкреция
Уровень образования: — дополнительное конкреция детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все игра

Предмет(ы): — Внеклассная обслуживание
Предмет(ы): — Внешкольная обслуживание
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Родной идо

Цель урока: — Познакомить с жизнью и творчеством долганской самобытной поэтессы Евдокии Егоровны Аксёновой.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация PoverPoint

Краткое описание: — Урок с презентацией. Жизнь и создание Огдо Аксёновой.

Жизнь и создание Огдо Аксеновой

В полярном небе далекого 1936 года, украшенного сполохами северного сияния, над маленьким станком Баганида, затерявшемся в бескрайней таймырской тундре, зажглась яркая звезда самобытной поэтессы, родоначальницы долганской письменности, сказочницы, переводчицы, первой профессиональной писательницы изо долган Евдокии (Огдо) Егоровны Аксеновой.

Стихи она азбука писать на русском языке единаче в 5-м классе. В 1953 году получила рецензию на свои стихи изо газеты «Пионерская правда».

Потом перешла на прозу. В 1956 году многотиражка «Советский Таймыр» присудила начинающей писательнице вторую премию после одним изо ее рассказов. Работала учителем, библиотекарем, заведующей «Красного чума» в поселках Хатангского района.

Жизненной и поэтической школой для ее стала премудрость маленького долганского народа, его пестование общения с окружающим миром, его незамысловатая философия, позволившая на протяжении веков выжить в суровых условиях Севера и сохранить самобытную национальную культуру.

Чтение стихотворения учеником:

Я с малых лет люблю Таймыр,

Укрытый тундровым ковром.

Здесь Родина моя, мой мир,

Мои снега и отеческий дом.

Тропу охотничью открыл

Таймыр ми долгою зимой.

Сполохов зазимок зеленокрыл.

Летит, словно птица, пора мной.

Земля моя изо года в год

Богаче, радостней, сильней.

Жизнь украшая, мой народ

Живёт подо солнцем новых дней.

Огдо Аксёнова «Песня охотника»

Наделённая от природы сметливым умом, цепкостью взгляда, богатой памятью, певучим голосом и музыкальным слухом, Огдо словно бы вобрала в себе достоинства талантливого народа. Она упорно собирает сказки, пословицы, поговорки, песни и народные приметы, уточняет детали народных обрядов и традиций, поглубже познавая свой народ.

Ее беспокойная душа жаждет поделиться с земляками своими мыслями, взглядами, идеями, словами. И Огдо азбука богато раздавать людям накопленное ею в жизни поэтическое и литературное дарование. Огдо Аксенова вместила в скупые строки своих творений собственноличный экспрессивный норма мыслей, оригинальное пересматривание северных традиций, своеобразное призрак мира, по сути она стала словно бы голосом всего долганского народа (чтение стихотворения учеником):

Звуки, шорохи, тишь

Песням тундры родной

Собирает мой слух,

Я слагаю ответ,

Вместе с ними в меня

Радость отчей земли

Входят думы земли.

Принимая, словно дар.

О.Аксёнова. «Я лежу на горе».

Для широкого круга читателей бодрость и своеобразие таланта Аксеновой открыл общепризнанный в России журналист, поэт, автопереводчик Валерий Ефимович Кравец, остановившийся в самом начале ее литературного пути не единственно переводчиком, действительно и терпеливым, мудрым наставником. Он помогал Огдо расти духовно, раскрыл тайны двуязычия, журчание родного долганского языка. Кравец вспоминает, точно Огдо марка переводов проверяла оригинальным способом. Она напевала русские тексты. Получалось фразеологизм ее мысли, напева – значит, глосса хорош. О совместной работе Кравец пишет: «В процессе работы над переводами я увидел, словно требовательна Дуся к слову, каким упорством добивается точного выражения мысли».

Творчество Огдо многогранно, оно раскрывает все направления устного народного творчества долган: «Чай оленевода» («Табаhыт чаайа»), «Бараксан» («Эрдэ hаас бараксан») и т.п. Произведения показывают, словно щедр талант ее, словно своеобразен и поэтичен икс раньше ее литературе идо долган. В трудах Огдо весь питание маленького долганского народа отражена, словно в зеркале. Все чувства и кома героев ее произведений воплощаются в голосах самой таймырской природы:

… С буквы «Д» начинается имя долган,

Я ловлю их, словно ловит оленя аркан,

Дорожу каждым звуком,что тундрой ми дан.

Я люблю их, словно музыку любит барган.

О.Аксёнова. «Кто я есть».

Поэтесса говорит о нерасторжимой связи с родиной, о слитности её с родным народом.

Огдо помнят. На Таймыре еще постфактум смерти Евдокии Егоровны Аксеновой издавали ее книги. Издают их и после рубежом (в Японии). Тут не единственно польза лингвистов и филологов к быту и обычаям малого народа, который в своих произведениях к примеру сказать на совесть описала Огдо, действительно и к ее таланту словно поэта. А «талант – царство вечная».

Евдокия Егоровна – это живинка письменной культуры долган, а следственно их грандиозный шажочек в бессмертие.

Звезда Огдо Аксеновой угасла в расцвете ее творческих сил. Но ее свет литературного дарования полно единаче бесконечно гореть над стылой Таймырской тундрой, освещая дорогу в будущее. Лучшая эйдетизм о ней – зарезервирование её творческого наследия.

Файлы: Жизнь и создание Огдо Аксёновой.ppt
Размер файла: 838656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология