Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохоренко Тамара Егоровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 3 г. Дубовки учитель русского языка и литературы

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Литература

Используемая методическая литература: —
1. Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, студентам и абитуриентам. М.: Издательство МГУ, 1998.
2. Павловский А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.
3. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М.: Радуга, 1991.

Используемое оборудование: — Портрет А. Ахматовой, под ним – годы жизни (1889 – 1966); выставка книг с произведениями А. Ахматовой разных издательств; иллюстрации к читаемым произведениям на уроке.

Краткое описание: — Большое количество обзорных тем и поэтических имен на уроках литературы в старших классах затрудняет многих учителей-словесников. Этот урок в форме литературно-художественной композиции решает несколько задач: учащиеся узнают не только биографические сведения о поэте, но и увидят характерные особенности стихотворений в области жанровой характеристики и идейно-тематической.

«Златоустая Анна Всея Руси…»
Литературно-художественная композиция, посвященная творчеству А. А. Ахматовой.
Большое количество обзорных тем и поэтических имен на уроках литературы в старших классах затрудняет многих учителей-словесников. Этот урок в форме литературно-художественной композиции решает несколько задач: учащиеся узнают не только биографические сведения о поэте, но и увидят характерные особенности стихотворений в области жанровой характеристики и идейно-тематической.
Литературе, бесспорно, принадлежит ведущая роль в эстетическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии школьника. Она помогает осознавать богатейший человеческий мир через художественные образы.
Очень важен контакт учителя с учеником. Всегда хочется увидеть обратную связь. Жизнь и творчество поэтов ΧΧ столетия, которые на себе испытали трагедию культуры и человеческого существования, не оставляет никого равнодушным. Этот урок активизированного обучения позволит, опираясь на изученное, вести беседу, развивать эстетический вкус и самостоятельность суждений.
Действующие лица:
1 ведущий
2 ведущий
1 чтец
2 чтец
Ахматова-поэт
Оборудование:
Портрет А. Ахматовой, под ним – годы жизни (1889 – 1966); выставка книг с произведениями А. Ахматовой разных издательств; иллюстрации к читаемым произведениям на уроке.
1 ведущий:
Среди блистательных имен поэтов серебряного века выделяется имя Анны Андреевны Ахматовой.
Предельная искренность, отношение к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, с ее историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи – все это позволило ей стать в один ряд с крупнейшими лириками ΧΧ века: Блоком, Есениным, Пастернаком.
«Анной Всея Руси» назвала Ахматову Марина Цветаева. Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу.
2 ведущий:
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу. Но эта душа оказалась стойкой, высоконравственной, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами В. Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них открыто правдивую поэзию, пронизанную чувством истинного патриотизма и гражданственности.
1 ведущий:
Интересно, что тема Родины, все более властно год от года входившая в ее творчество, тема, бывшая для нее, как показало время, органичной, это мелодия родной земли помогала ей в годы первой мировой войны занять позицию, заметно отличавшуюся от официальной пропагандистской литературы. Конечно, у Ахматовой не было всестороннего (как, впрочем, и у большинства людей того времени), понимания империалистической войны, но она знала и понимала главное: война – это убийство и поэтому великое зло, но еще большим злом и кощунством было бы превращать ее в грезофарс, а тем более прославлять ее – петь здравицу смерти. В этом отношении она была бесконечно далека от официозной литературы, прославлявшей войну вопреки очевидным и неисчислимым народным требованиям и бедам.
2 ведущий:
В стихотворении «Молитва», поражающей силой самоотреченного чувства, она молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет, -жизнь свою и жизнь своих близких:
…Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Все чаще и чаще в стихах появляется Россия, и сквозь перипетии личных романов и любовных драм на нас неожиданно смотрит эпоха – «настоящий Двадцатый век» уже стоял у самого порога ее собственной судьбы.
1 ведущий:
Внимательность, с которой смотрит поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и нежность ее патриотического чувства, отказ от мишуры – все это говорило о возможности появления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского характера:
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью души моей оживи,-
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует по праву считать ее стихотворение «Мне голос был…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в годину суровых испытаний собрался бросить Россию:
— — 1 чтец:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
2 ведущий:
Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же провело отчетливую демаркационную линию между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть действительно покинувшими Россию после Октября, а также и некоторыми из тех, кого называли «внутренними» эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но яростно враждебными по отношению к России, вступившей на иной путь. Главное, что отделило Ахматову от эмигрантов, это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма (жест этот почти зрительно создается интонацией стиха) – все в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохи, начинавшей новое летоисчисление. А. Блок сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции позор».
1 ведущий:
«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, ее долгая и драматичная судьба располагается примерно в трех различных биографических кругах.
Один из них, молодой, начальный, отмеченный «Вечером», «Четками» и «Белой стаей», — весь до революции; основные художественные принципы, свойственные Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда еще совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно в классике, к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе – поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм.
Мотив разлуки, ухода, утраты и категория порога в стихах этого периода.
2 чтец:
Звучит стихотворение «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудью холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
2 ведущий:
Второй круг несравненно более протяженный во времени. Если литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции вплоть примерно до начала 30-х годов она переживала внутренне замкнутый и не видимый для читателя творческий процесс. В 30-е годы она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира. Вот почему 20-е и 30-е годы, можно при всей разнице между тем и другим десятилетием, все же отнести с известной долей условности к более или менее сходному «второму кругу» ее жизни и творчества.
Ахматова-поэт:
Главным творческим и гражданским достижением в 30-е годы явилось создание поэмы «Реквием», непосредственно посвященной годам «большого террора» — страданиям репрессированного народа.
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 ведущий:
И Ахматова берет на себя этот заказ, этот столь тяжкий долг, как видим, немало не колеблясь, — ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.
«Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы. Говоря о «Реквиеме», слушала его жесткую и надрывную траурную музыку, оплакивающую миллионы безвинных жертв и собственную горестную жизнь, нельзя не слышать переклички и со многими другими произведениями Ахматовой того времени. Так, например, «Посвящение».
1 чтец:
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались, как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге?
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
2 ведущий:
«Реквием» Ахматовой – подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной причети. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.
2 чтец:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не смогла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1 чтец:
Осознание своего единства с народом звучит в «Эпилоге».
1
Узнала я, как опадают лица,
Как из — под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
1 ведущий:
«Реквием» не был известен ни в 30-е, ни в последующие годы, как, впрочем, не были известны и многие произведения тех лет, лишь сейчас приходящие к читателю. Но он навеки запечатлел свое время и показал, что поэзия продолжала существовать даже тогда, когда по слову Ахматовой, поэт жил с зажатым ртом. Задушевный крик стомиллионного народа оказался услышанным – в этом великая заслуга Ахматовой.
Дальнейший – третий – круг так же неоднороден, как и первые два, но если мерить теми крупными мерками, к которым была склонна сама Ахматова, предпочитавшая видеть в своей жизни длительные исторически значимые периоды и не мельчившая биографию на мелкие отрезки, то мы можем опять-таки с известной долей условности, начать этот «круг» с периода Великой Отечественной войны, значившей для ее дальнейшего творчества исключительно много.
Ахматова-поэт:
Война застала меня в Ленинграде. Судьба в это время по-прежнему складывалась тяжело – вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили.
2 ведущий:
Военная лирика А. Ахматовой требует глубокого осмысления, потому что, помимо своей несомненной эстетической и человеческой ценности, она представляет интерес и как немаловажная деталь тогдашней литературной жизни, исканий и находок той поры.
Мы уже видели, что в творчестве Ахматовой временем такого накопления были последние предвоенные годы, в особенности 1935 – 1940, когда диапазон ее лирики, тоже неожиданно для многих, расширился до возможности освоения политико-публицистических областей: цикл стихов «В сороковом году».
2 чтец:
Одно из них «Когда погребают эпоху».
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, -
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник ходит луна.
Так вот – над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
1 ведущий:
Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
2 ведущий:
Ахматова застала блокаду, она видела первые жестокие удары, нанесенные столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая «Клятва»:
И та, что сегодня прощается с милым –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покорится никто не заставит!
Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны – она ее не видела. Но произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.
1 ведущий:
Ахматовский памятливый стих часто уводит к истокам современной эпохи, которая в горящий в военный день столь блистательно выдерживала суровый экзамен на прочность и зрелость.
2 ведущий:
Стихи самого конца войны преисполнены у Ахматовой солнечной радости и ликования. Весенняя майская зелень, гром радостных салютов, дети, взнесенные к солнцу на счастливых материнских руках…
Годы войны вообще стали для нее временем познания истинных возможностей собственной поэзии. Рассказывая в одном из стихотворений о возвращении в Ленинград, она написала:
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела…
1 ведущий:
Ахматовская поэзия оказалась явлением не только живым и развивающимся, а еще и органически связанным с национальной почвой и отечественной культурой. Мы не раз смогли убедиться, что именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связанности с многослойной твердью национальной культуры помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные и переломные годы.
Поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.
2 ведущий:
Анна Ахматова. Мир благодарен этому имени. Читаешь лирику Ахматовой как откровение человеческой души, примером своим облагораживающей жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения.
Ахматова-поэт:
Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек закрою двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.
1 ведущий:
Поэзия Анны Ахматовой стала необходимостью, а для многих ей еще предстоит стать. Она была творцом чуда, которое называется поэзией и которое помогает, прикоснувшись к нему, выжить в самые трудные для жизни минуты.

Файлы: Разработка урока по литературе.docx
Размер файла: 20875 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология