Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусатова Инна Николаевна

Место работы, должность: —

МОУДОТ "Детская музыкальная школа №14", г.Саратова , преподаватель фортепиано

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Значение , особенности и задачи уроков фортепианного ансамбля. Составление программы.

Значение , особенности и задачи уроков фортепианного ансамбля. Составление программы.

«Если внимательно проанализировать,-писал- замечательный советский педагог В.Сухомлинский,- то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем , удачей и неудачей…..-всё это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласовывая их с желаниями других людей.» И , действительно , никто из нас не должен забывать , что рядом с нами находятся другие люди и что каждый поступок одного человека неизбежно отражается на окружающих. Воспитание культуры человеческих отношений , культуры желаний Сухомлинский считает « исключительно важной задачей педагога » Действительно совместное исполнительство развивает « культуру человеческих отношений », « культуру желаний ».

Если в занятиях по специальности учащихся пианист привыкает к тому , что от него одного зависит направление ,метод работы и её конечный результат. Учащийся пианист — в центре внимания преподавателя , а так же и во время выступления – он в центре внимания публики. То уже встреча с партнёром в классе фортепианного ансамбля имеет для него особое значение. Совместная игра – это прежде всего объединённые усилия нескольких исполнителей.

Участников ансамбля объединяет общий дружный и радостный коллективный труд , в процессе которого воплощается общий для всех участников ансамбля увлекательный замысел.

Ансамбль – полная эмоциональная « солидарность » партнёров. Ансамблист должен обладать особой способностью – это искусством не только понять и разделить чувство другого , но и предугадать возможные импровизированные нюансы этого чувства.

При игре в ансамбле воспитание и обучение сливаются воедино.

Что это значит? А именно дружеское общение с партнёром , обмен мнениями , коллективный труд мобилизуют творческую волю , обогащают фантазию пианистов. Партнёры как бы подсказывают друг другу решения , которые могли быть и не найдены наедине с самим собой.

Игра в ансамбле – средство развития творческой инициативы и музыкального кругозора исполнителей. С чего начинать игру в ансамбле?

К первым шагам в овладении ансамблевой техникой можно отнести следующие разделы начального обучения: это особенности посадки при четырёхручном исполнении на одном фортепиано. Почему я говорю на одном фортепиано ? Чаще в музыкальных школах используют репертуар для одного фортепиано, хотя и бывает исключения , мы педагоги даём наиболее сильным ученикам произведения для 2 – х фортепиано. Но изучение это связано с рядом обстоятельств ( в школе мало классов с двумя инструментами , ученикам совершенно невозможно встречаться для занятий.) Поэтому я буду делать упор на 4-х ручное исполнение на одном фортепиано.

Итак первая особенность – посадка , педализация при 4-х ручном исполнении ; дальше – способы достижения синхронности при взятии и снятии звука ; равновесие звучания в удвоениях и аккордах , разделённых между партнёрами ; передача голоса от партнёра к партнёру ; соразмерность в сочетании нескольких голосов , исполняемых разными партнёрами , соблюдение общности ритмического пульса .

При 4-х ручной игре за одним роялем педагог должен объяснить особенности посадки , т. к. каждой пианист имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны « поделить » клавиатуру и так держать локти , чтобы не мешать друг другу , особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении ( т.е. один локоть должен находиться под другим .)

В этом отношении 4-х ручная игра на двух фортепиано имеет свою особенность и определённые преимущества.

Нередко учащиеся не знают – кто из партнёров должен педализировать ? Нужно объяснить , что педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. обычно эта партия служит фундаментом мелодии. А фундамент – это бас , гармония.

При пользовании педалью необходимо очень внимательно следить за тем , что происходит в соседней партии , необходимо слушать своего партнёра и учитывать звучание его партии. Это умение слушать общее звучание обеих партий , сливающихся в органически единое целое , — основа совместного исполнительства.

Неумение слушать общее звучание нередко сказывается уже на самой позе пианиста ( его посадке) , т.е. он как бы занят самим собой и уткнувшись в клавиатуру , внимательно следит за движениями своих пальцев.

В таком исполнении можно получить искажённое представление исполняемого произведения , не говоря уже о звучании обеих партий.

Во избежание этого полезно предложить учащемуся , исполняющему партию Secondo, ничего не играя , только педализировать во время исполнения другим пианистом партииPrimo. При этом сразу обнаруживается , насколько это непривычно и трудно и требует особого внимания и навыка .Затем следует поменять пианистов местами т.е. ученики должны знать помимо своей партии партию своего партнёра. И ученик , быть может усмехавшийся при неудачах своего партнёра , быстро поймёт , что сам ещё не владеет достаточно свободно нужной техникой исполнения . Кстати менять местами партнёров также необходимо при чтении с места и транспонировании .

Как начать вместе играть ? Вроде бы простая вещь. Но это далеко не так . Взять точно синхронно два звука требует большой тренировки и взаимопонимания .

Нужно объяснить учащимся при исполнении за одним или параллельно стоящими двумя инструментами , когда руки каждого видны другому – достаточно лёгким движением кисти , кивком головы или с помощью знака глазами – это в тех случаях , когда рука не видна ( т.е. инструменты стоят напротив друг друга ). Всё это достаточно для того , чтобы вместе начать , взять точно синхронно два звука . Совершенно исключено давать затакт , говоря – « три , четыре ».Дальше может следовать 3-х дольная музыка , на 6/8. Полезно посоветовать одновременно с лёгким условным жестом обоим исполнителям взять дыхание , т.е. сделать вдох. Это делает начало исполнения естественным ,органичным и снимает полностью сковывающее напряжение . Не меньшее значение чем синхронное начало имеет и синхронное « снятие » звука , т.е. синхронное окончание .

Синхронность взятия звука и синхронность окончания звука ,снятия звука требует от участником ансамбля одинаковых технических приёмов , т.е. полной договорённости о приёмах извлечения звука . т.к. к общей цели они должны идти общим путём .Другими примерами элементарной техники ансамбля могут служить передача партнёрами друг другу , «из рук в руки пассажей, мелодий, аккомпанемента. Трудность исполнения выше сказанного возникает при разделении ножного материала на две части. То, что может быть сыграно без всяких затруднений двумя руками одного пианиста иногда становится более технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей. В этом случае учащиеся должны научиться « подхватывать » незаконченную фразу и передавать её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.

На первых же уроках необходимо сказать о динамике. Часто наблюдается недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие. Всё играется где-то на mf-f. Следует объяснить ученикам, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре. Наличие двух партнёров позволяет полнее использовать клавиатуру, а также позволяет для достижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек. Что ещё необходимо для совместного исполнения? Это общее договорённость о характере звучания и о приёмах совместного исполнения произведения.

Одно из первых условий ансамбля – общность понимания и чувство единого темпа, а также чувство коллективного ритма. В таких случаях работа начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении партнёров. Эта задача может быть решена путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения. И когда учащиеся впервые получит удовлетворение от совместного выполнения художественной работы, радость общего исполнения, взаимной поддержки, тогда можно считать, что преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста , т.е. учащиеся почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Теперь о чтении с листа и о транспонировании на уроках ансамбля. И то, и другое- это подготовка, своеобразная ступень (я так считаю) на пути к урокам аккомпанемента. Т.е. учащийся, придя в класс аккомпанемента, должен быть в какой-то мере, пусть не в совершенной, но подготовлен к этому предмету. В классе аккомпанемента учащиеся учатся аккомпанировать струнникам, духовикам, народникам, вокалистам, т.е. исполняя свою партию- аккомпанемент, они должны научиться слышать партию солиста и умело провести партию аккомпанемента. И именно чтение с листа на уроках ансамбля способствует приобретению этих навыков. В частностия, на уроках ансамбля, подбираю для чтения с листа такие произведения, в которых партии распределены следующим образом: партия Secondo-аккомпанемент, партия Primo- солист. Ну и конечно же при чтении с листа учащиеся меняются партиями.

Для чего нужно транспонирование на уроках ансамбля? И снова мое личное мнение. Может быть, когда-нибудь, нашему учащемуся предстоит не имея специальных нот для того или иного, высокого или низкого голоса, альта или скрипки, играть какое-то произведение. Вот тут-то и поможет транспонирование в классе ансамбля. Те произведения, которые учащиеся читают с листа на уроках ансамбля, мы используем для транспонирования. Про чтение с листа могу ещё сказать, что оно необходимо для расширения музыкального кругозора. Чтение с листа не требует решения полного комплекта всех художественных требований, нередко они ограничиваются частными задачами, т.е. например: добиться непрерывного исполнения- уметь «споткнувшись» продолжать путь, не отставая ни на миг от партнера. Желательно чаще сменять пьесы, чтобы учащиеся привыкали решать новые задачи на новом материале, быстрее ориентируясь и быстрее изучая незнакомый материал. Изучаемый репертуар должен быть достаточно разнообразен, давать учащимся о творчестве композиторов разных эпох и стилей.

Файлы: русские композитры.ppt
Размер файла: 482816 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология