Автор конспекта:
Автор(ы): — Митракова Ирина Давидовна

Место работы, должность: — МБОУ «Сиверсая гимназия», учитель

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цель: познакомить и проанализировать рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки»

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс

Краткое описание: — Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.

1. Организация класса

- Здравствуйте.

Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Сиянье умных ваших глаз

— Настроились на работу.

2. Актуализация знаний

– Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)

- Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)

- Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)

- Какие тексты читаем? (художественные)

- Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)

- Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст – это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)

- Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.

- Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)

- Художественный текст можно толковать по-разному.

- Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.

- «Толковать», значит объяснять смысл.

толковать

толк

смысл

польза

прок

- Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».

- У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.

- Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.

- Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение – как не разгадывание, изучение тайного…»

- Чтение – это, прежде всего СОТВОРЧЕСТВО

СОБЕСЕДОВАНИЕ

СОДРУЖЕСТВО

- Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)

- Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…

- Зачем читать книги? (книги помогают нам общаться с теми, кто жил много лет тому назад, в книгах заключена мудрость и опыт многих поколений)

3. Постановка проблемы

- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.

- Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.

АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ

- Как понимаете схему?

- И автор зависит от читателя. Очень важно, чтобы мы, читатели, могли порнять замысел автора.

- Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

В весёлом стихе и в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.

Это

ИДЕЯ

— Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.

4. Новый материал

- Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

1) Сведения об авторе.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.

2) Первичное восприятие.

- Откройте учебники, страница 14

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? ( о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)

-Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.

- Слушаем…

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)

- Какими были собаки? (большая и маленькая)

- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

- Кто из вас хочет научиться читать рассказ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

3) Подготовка дыхательного аппарата.

- Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.

- Держим дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.

Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.

Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.

- Молодцы!

4)Чтение текста.

- Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.

1 абзац

- Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

2 абзац

- Читаем. Обращаем внимание на описание собак.

- Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

- Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)

- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

- Что значит «благосклонно»? ( относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)

- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? ( игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

- Играли ли собаки?

- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя»)

- Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)

3 абзац

- Последний абзац прочитайте про себя.

- Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр

- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Прочитайте.

(большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

- Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)

5. Итог

- Вернёмся к нашей цепочке.

- Разгадали мы замысел автора?

- В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.

- Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.

Файлы: Знай и люби родную природу.ppt
Размер файла: 8393216 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология