Автор конспекта:
Автор(ы): — Головкина Людмила Анатольевна

Место работы, должность: — Краснодарский край, г. Новокубанск, МОБУГ № 2

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Познакомить с творчеством некоторых кубанских художников, с творчеством земляка-художника П.М.Заиченко и создать коллективное панно «Красота родной природы».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемое оборудование: —

Зрительный ряд:слайды с изображением реалистических кубанских пейзажей и пейзажей родного города, слайды с кубанскими художниками и их репродукциями картин, фильм «Жил-был художник один» ( о П.М.Заиченко), картины П.М.Заиченко, карточки с терминами: художник, пейзаж, перспектива;

Литературный ряд: стихотворения М.Ирлина, Н.Языкова;

Музыкальный ряд: вариации кубанских композиторов.

Краткое описание: — Знакомство с произведениями кубанских художников

1.Организационный момент.

2.Введение в тему:

Слайд 1.

Ну до чего ж у нас места красивы.

Окинешь взглядом — просто благодать.

Сады щедры и плодородны нивы,

И любо зори ранние встречать.

М.Ирлин.

Природа. Нет на Земле человека, который не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в горах или в степи, на берегу реки или моря, в жарких песках или в ледяной пустыне, он всегда найдёт красоту в природе.

Но природа в разных уголках нашей Земли разная. Есть величественные горы, бескрайние степи, непроходимые джунгли. Посмотрите, как красива природа нашего района, города, нашей малой родины.

Слайд 2. Природа Новокубанского района.

Мы живём с вами среди природы, которая манит нас своей красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо. Природа была всегда истинным домом для человека, который грел, одевал, обувал, поил, кормил его с незапамятных времён. Но человек любит природу не только из-за этого, он любит её из-за красоты, как духовное богатство жизни. Он черпал и черпает в образах природы вдохновение для создания стихов, песен, картин.

3.Сообщение темы:

Звучит тихая музыка.

Кубанские художники тоже черпают вдохновение у природы и создают свои картины. О некоторых художниках Кубани мы поговорим сегодня на уроке и познакомимся с творчеством нашего земляка-художника П.М.Заиченко.

4.Введение нового материала:

Слайд 3. Художники Кубани.

Творчество художников Кубани – важная сфера кубанской культуры. Лучшие представители этого вида искусства

Слайд 4.

Григорий Александрович Булгаков.

Живописец, график, член Союза художников России, Заслуженный художник России.

Слайд 5. «Моя обитель».

Посмотрите, так выглядит мастерская художника.

Я так много употребляю слово ХУДОЖНИК, а кто знает, кого считают художником?

Художник– человек, который творчески работает в какой – нибудь области искусства: живописи, рисунке и т.д.

Слайд 6.

Воржев Сергей Дмитриевич.

Живописец, график, член Союза художников России, заслуженный художник России.

Слайд 7. «Казачий хутор».

Слайд 8.

Дудко Сергей Викторович.

Живописец, график, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Кубани.

Слайд 9. «Золотые горы».

Слайд 10.

Николай Прохорович Евса.

Живописец, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Кубани.

Слайд 11. «Пейзаж».

Посмотрите, как в картинах воспета красота нашей земли. Что изображают авторы в своих работах?

Небо, горы, леса, поля, реки… Приятно не только запечатлеть красоту, но и отдохнуть на природе.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше.

Лес, реки, красивое небо – один из главных мотивов кубанских пейзажей.Что же такое пейзаж?

Пейзаж – картина, изображающая виды природы.

Посмотрев различные пейзажи, вы не найдёте один и тот же лес, горы, реки. Почему?

Разные авторы, разные изображения. Каждый художник, изображая пейзаж, выражает своё настроение и эмоции, создавая уголки родной земли. Уголок этот должен быть и красив, и пригоден для жизни людей. Что должно быть в нём? ( Небо, горы, лес, луга, реки, жилище человека…)

5. Создание коллективного панно:

а) подготовка:

Хотите побыть художниками?

Вот вам задание на урок: выполнить изображение уголка родной природы, который был бы не только удобен, но и красив. Нам предстоит проделать большую работу и по количеству изображений, и по размеру, и чтобы справиться с ней, нам нужно сделать её всем вместе и дружно.

Давайте подумаем, как нам лучше организовать совместную работу.

Можно сделать всё по частям. Например, одни нарисуют деревья, другие горы, небо, дом…

б) анализ: (показ репродукций картин)

Деревья: берёзка молодая и стройная – с косами; дуб могучий, мощный, с ажурной многоярусной кроной, молодая сосна похожа на ёлочку, а у старой – голый высокий ствол, округлая, ассиметричная крона, старая ель, как пирамида, но края колючие.

При монтаже, составлении общей композиции необходимо передать условное пространство в композиции, т.е. вдали. Называется это перспектива. Вспомните, что это такое? (Предметы ближе-больше, дальше-меньше).

в) практическая работа по группам:(звучит музыка кубанских композиторов)

1-я группа: облака;

2-я группа: горы;

3-я группа: деревья.

Один из хорошо рисующих детей, выполняет кубанскую хату.

Во время практической работы – гимнастика для глаз.

г)составление общей композицииосуществляется в следующей последовательности: две большие плоскости: небо и земля, затем горы, деревья переднего и заднего плана, хата.

д)демонстрация полученного пейзажа.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поёт звучнее.

6. Знакомство с творчеством П.М.Заиченко.

Мы увидели красоту нашей малой родины такой. А вот какой видел её наш художник-земляк П.М.Заиченко.

Слайд 12. Жил-был художник один…

Пётр Михайлович Заиченко приехал из Северного Казахстана и поселился в селе Кубанском. Пётр Заиченко – человек, не привыкший к удивительной природе этого края, был охвачен новыми открытиями и впечатлениями, ожидавшими его здесь.Интересно было знать, что под ногами цветут фиалки, а у реки – незабудки, а ещё встречается непролазная череда дикой земляники, усыпанной ягодой, что при наступлении предрассветной зари деревья, травы и цветы одеваются в яркие насыщенные краски.

Слайд 13. Фото П.М.Заиченко.

Любимым отдыхом он считал экскурсии по окрестным местам. С альбомчиком, карандашом или с походным мольбертом на велосипеде он ехал по заранее избранному маршруту и писал эскизы, делал зарисовки, наброски. В этюднике появлялись интересные рабочие материалы для будущих живописных полотен. Сколько сотен он написал их за всю свою жизнь!

Слайд 14. Дом П.М.Заиченко.

В 1962 году его семья вселилась в двухэтажный дом рядом со средней школой №2 в квартиру №1.

П.М.Заиченко работал учителем рисования и черчения в нашей школе.

В стенах нашей гимназии есть работы его кисти. В кабинетах литературы

Слайд 15. «Пушкин на Кубани».

Известно, что А.С.Пушкин В 1820 году с семьёй генерала Раевского проезжал через Кубань в районе ст.Прочноокопской, где проходила дорога на Кавказ, по преданию, он подошёл к обрыву Кубани и долго любовался просторами, открывшимися ему с этого высокого места. Здесь П.М.Заиченко выступает как прекрасный мастер композиции, режиссёр цветовых масс. Красиво, помимо деталей, написано небо, всё в бирюзово – голубой гамме.

Слайд 16. «Пушкин у моря».

Слайд 17. «Болдино».

Слайд 18. «Пейзаж».

Сколько творческих планов было у него! Как много он хотел сделать! Но светильник разума угас 28 октября 1998 года.

Безусловно, Пётр Михайлович талантливый художник. Посмотрите, сколько его картин ещё я вам принесла. Он любил окружающий его мир и буквально каждая из его работ – это гимн прекрасной природе, которая окружает нас.

7. Подведение итогов:

Наш урок подходит к концу.

— Что вам понравилось и запомнилось?

— Какое впечатление оставил у вас наш урок? (На коллективное панно приклеить жёлтый круг, а дети приклеивают лучи-полоски:

оранжевые– не понравилось;

жёлтые — понравилось;

красные– очень понравилось и узнали много нового.)

— Что же объединяет те пейзажи, которые вы увидели сегодня на уроке и тот, который создали своими руками?

Файлы: Духовное краеведение. Серафим Саровский..ppt
Размер файла: 2719232 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология