Автор конспекта:
Автор(ы): — Ладыгина Вера Геннадьевна

Место работы, должность: —

учитель ИЗО

МБОУ "Лицей №21"

г.Первоуральск

Регион: — Свердловская силезия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее глинообразование

Класс(ы): — 5 автокласс

Предмет(ы): — Искусство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — изложение урока (занятия)

Краткое землеописание ресурса: —

На данном уроке учащиеся приобщаются к искусству народных промысловна примере знакомства с плетением изо соломы, формируют навыки использования современных материалов (коктельных трубочек) ради изготовления объемного соломенного паука — оберега.

Цель: приобщение учащихся к искусству народных промысловна примере знакомства с плетением изо соломы

Задачи:

  • Формировать практические навыки объемного соломоплетения («паук»).
  • Развивать творческую и познавательную активность,художественную фантазию и вкус.
  • Воспитывать благосклонность и почет к своей Родине, к нее историческому прошлому, к народному творчеству.
  • Материалы:коктельные трубочки, нитки, ножницы

    Оборудование:учебный автокласс с мультимедийным оборудованием

    Зрительный ряд:изделия изо соломы, презентование ИКТ

    Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

    Тип урока:комбинированный

    Знания, умения, навыки и качества, которые приобретутученики на ходе урока:

    знания:

    — об особенностях природногоматериала – соломки, словно сыря ради изготовления уникальных изделий декоративно-прикладного творчества;

    — о традициях соломоплетения;

    умения:

    — выявлять томба художественного образа вещи с нее практическим значением, материалом, техникой исполнения;

    — воплоплощать персональный прожект с опорой на народную традицию;

    — навыки:

    — использования современных материалов (коктельных трубочек) ради изготовления объемного соломенного «паука»

    Мотивация учащихся: положительная мотивирование учащихся создается комплексным воздействием слова и зрительного образа :

    — яркой графикой, музыкой, анимацией на мультимедийной презентации;

    — образным, емким, содержательнымсловом учителя;

    — целеполаганием на устроение собственного продукта деятельности.

    Ход и фабула урока

    этапы

    содержание

    I.Организационный (звучит народная музыка)

    Обеспечение творческой обстановки ради работы на уроке и тонкопсихологический умонастроение на коммуникация и продуктивную деятельность:

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Организация внимания.
  • II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

    (идет проявление слайдов № 1-2)

  • Сообщение темы изучения нового материала.
  • Формулировка сообща с учащимися цели и задачи изучаемого материала.
  • Стимулирование мотивации, темпераментный настрой.
  • III. Усвоение новых знаний, умений, навыков (демонстрация слайдов

    № 3 — 20)

  • Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, нового учебного материала с использованием мультимедийной презентацией и эмоциональным рассказом учителя.
  • Рассказ учителя:

    Плетение изо соломки – одно изо древнейших ремесел. Наши предки занимались плетением изо соломки не одним тысячу лет. Солома навсегда была незаменимым материалом ради создания различных обрядовых атрибутов и украшений, на которых лучисто и сочно проявились фантастика и профессионализм крестьян.

    И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди умно чувствовали особую сущность, выгодный дух, проживающий на сухом стебле. Чувствовали они и мирской дух, кабир почвы. Так появилась требование сделать солому чем-то большим. Именно изо соломы стали делать первые обереги, поскольку это был понятный материал (слайд 3).

    Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили на божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла на себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому к примеру сказать почитался остатный сноп, утаенный с поля, какой-нибудь хранился на доме звук нового урожая.

    Сухая солома – хрупкая и ломкая, а при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает мира к крутому изгибу, однако высохнув, готов сохраняет заданную форму. Такие качества на сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют на работе с материалом достигать высокого художественного результата.Солома смотрится словно горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, словно полированными, нитями (слайд 4).

    Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили жертвоприношения на виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали по преимуществу изо соломы.

    Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели на огне ритуальных костров, тонули на воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала судьба воссоздание на зерне нового урожая (слйд 5).

    Вопрос к учащимся: на какие народные праздники на старину одевали маски?

    Ряженные на масках черта, козла, аиста, медведя ходили по домам вот сезон колядных праздников. Желали хозяевам здоровья, приплода скотине, урожая на полях и огородах. Черт и козел, по старинным поверьям, были символами плодородия, аист — приносил на семью детей. Эти мифологические создания должны были помогать людям и охранять их (слайд 6).

    Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились на иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось всего лишь немного таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их амалака отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения (слйд7).

    Кони, козы, птицы, куклы изо соломки — это тоже божества и защитники: фигура — кастор многих поверий и сказок, он навсегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; шалунья — фаллос урожая и плодовитости; матрешка — Мать-Прородительница, апологетка женщин; птицы — души предков, охраняющие и помогающие нынче живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человечишка не мог обойтись безо надежды на самопомощь и поддержку, непонятых им звук конца, сверхъестественных сил (слайд 8)

    Вопрос у учащимся: какие первые игрушки были на елке и изо чего их делали?

    Новогодняя елка, украшенная соломенными игрушками, не как-то раз становилась главным украшением праздника. Без труда она затмевает внешне красавиц, украшенных стеклянными шарами и гирляндами (слайд 9).

    Незатейливые украшения изо соломки: колечки, бусы, плела и носила, счастливо на недалеком прошлом, сельская молодежь. Современные мастера изготавливают изо соломки женские украшения разнобразных стилевых направлений (слайд 10).

    Говорят, счастливо под монголами сотворилось так: приходской церкви надлежит было встречать владыку. А собор ограблена! Нищая, золота на ней ни кусочка нет. И тут мужики обыденкой (в божество день) сплели на все иконы, и даже на царские ворота (алтарные двери) соломенные оклады, угу счастливо какие! Ни разу на орнаментальных композициях не повторились, все плетежки были оригинальными. Иконостасы, стены церкви засияли нежным, веселым, переливающимся золотистым светом. И будто бы же? Вряд единица глава принял солому за золотую чеканку, а остался он на полном восторге,— поняв и оценив ситуацию. Да и сами мужики были довольны: чай солома на иконостасах была не точию декоративным материалом: от века несла она на себе аграрную символику, бог же смысл, идя изо которого мужичок ставил "дожиночный сноп" на кумачевый азимут своей избы (слайд 11).

    Корзин, домашняя утварь, шляпы и пояса, каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; ради одного надлежит подготовить соломенные жгуты. И каждая технология, каждый образ художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки (слайды 12-14).

    Соломенные "пауки", одно изо самых древних творений изо соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек на руках творящих мастеров превращается на грандиозно упорядоченные диковинные конструкции, будто бы на руках мастера создается Мир. Современные исследования вот многом подтверждают эту аналогию. "Пауков" на крестьянских семьях вывешивали на подступ Нового года, на самом почетном месте дома — Красном углу. Его строгая созвучие форм и движения призваны были оберегать домище и его хозяев. Вбирая на паутину своей конструкции все негативное, будто бы могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый "паук" сжигался и на его аптерия вывешивался новый. "Паука" подвешивали по-над колыбелькой ребенка и по-над головами молодых вот сезон свадьбы. Охранять, приносить случай и на мера же сезон украшать, давать потенциальность любоваться — такое цель этих удивительных конструкций.(слайд 15)

    Вопрос к учащимся: какие изделия изо соломы встречали, вам на наши дни?

    Искусство соломоплетения представляет широкий неравнодушие и на наши дни. Современные народище вот многом утратили веру на прекрасность создаваемых ими образов. Однако удивляет уйма и могучесть народных традиций перешагнувших насквозь века и продолжающих свое наблюдаемость (слад 16-17).
    2. Физминутка.

    3. Практическая стройработа (слайды 18-19)

    — проявление учителем технологии изготовления «паука» — оберега изо коктельных трубочек (раздать на парты технологические карты)

    — индивидуальная стройработа детей под руководством учителя.

    IV.Итог урока

    (демонстрация слайдов №20)

    Выставка работ.

    Экспресс-диагностика пылко состояния учащихся

  • Какое эмоция на конце урока? (показать с помощью технологии «Шесть шляп Боно»)
  • Белая шляпа. Какая нам нужна информация?

    Красная шляпа. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Желтая шляпа. Почему это достаточно делать? Каковы преимущества? Черная шляпа. Что здесь неправильно? В чем недостатки?

    Зеленая шляпа. Новые идеи

    Синяя шляпа. Чего мы достигли? Что надлежит делать дальше.

  • Мотивация на осуществление домашнего задания.
  • Домашнее задание: сделать «паука» изо нескольких модулей ради всех членов семьи

    Файлы: Золотая соломка.pptx
    Размер файла: 1880518 байт.

    Рубрики: Искусство Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология