Автор конспекта:
Автор(ы): — Мингазова Рамзия Рафаиловна
Место работы, должность: — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21с.Семеновка г.Йошкар-Олы», учитель начальных классов
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: —
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.
2. Пословицы и поговорки народов мира.
3.Сказки народов мира.
4. Сборник детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:
5.Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010.
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Используемые ЦОР: —
Презентация PowerPoint
Краткое описание: — Презентация к уроку помогает детям раскрыть понятие нравственности; формирует способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.
Урок основы светской этики в 4 классе
Тема: «Золотое правило нравственности»
План урока:
1.Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение).
3. Беседа по содержанию сказки.
4.Работа в группах.
5. Постижение основных понятий и идей урока.
6. Физкультминутка.
7. Притчи. Работа с текстами.
8. Рефлексия.Итог урока.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент. Эпиграф урока ««Жизнь дана на добрые дела». СЛАЙД 1
2. Учитель зачитывает сказку: СЛАЙД 2 (видео мультфильма)
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
— Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
— Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
— Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
— Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.
— Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
3. Беседа:СЛАЙД 3
-Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
(Вы правы, она совершила добрый поступок).
-Какими словами можно определить добро.
Цветок: в центре слово добро. Лепестки: уважение, оказание помощи, забота, дружелюбие, понимание, благодарность. СДАЙД 4
— А почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
Существуют правила регулирования отношений в обществе. Мораль – это правила доброго поведения. Их много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».
-Подберите к прилагательному «золотой» существительные.СЛАЙД 5.
— А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?
— Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
4. Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их вслух: СЛАЙД 6
Группа №1 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Питтак — древнегреческий мудрец: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». СЛАЙД 7
Группа №2 Фалес – греческий мудрец, философ и математик.
«Представляйте себя на месте другого человека и откликайтесь на его нужды, как на свои собственные. Проявляйте нежность и заботу, как бы это не было трудно».
Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь. Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». СЛАЙД 8
Группа №3 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».
В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». СЛАЙД 9
5.Постижение основных понятий и идей урока.
— Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека- золотым правилом нравственности СЛАЙД 10
— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
— А что нужно еще?
Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:
Первое: делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье: говори добрые слова и улыбайся СЛАЙД 11
6.Физминутка СЛАЙД 12
7.1. Притча «Кто осёл!» СЛАЙД 13
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.
— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.
Притча «Мальчик и зеркало» СЛАЙД 14
Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
( Ответы детей:В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
И зло обернётся к тебе тоже.
Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились).
— Чему учит золотое правило?
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос:
«Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?» СЛАЙД 15
7.2.«Кто они и откуда?»
У– Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.
– В. Железников «История с Азбукой»,
– А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,
– А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека».
8. Рефлексия. СЛАЙД 16
Тест «Какой Я?».
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться Хочу приобрести
(Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало, улыбнуться и с очаровательной улыбкой подарить друг другу в группе добрые слова, сделать комплименты).
Итог урока.
-Назовите тему урока. СЛАЙД 17
Продолжи: я сегодня вспомнил…
Узнал нового….
Убедился…
Научился…
Вызвало тревогу…
Вывод:
• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
• Посеешь привычку – пожнёшь характер.
• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Учитель читает:
«Попробуй»
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. СЛАЙД 18
9. Домашнее задание.
— читать параграф 20;
— подобрать пословицы по теме урока;
— нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)
Файлы: золотое правило нравственности.ppt
Размер файла: 7718912 байт.