Автор конспекта:
Автор(ы): — Мингазова Рамзия Рафаиловна

Место работы, должность: — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21с.Семеновка г.Йошкар-Олы», учитель начальных классов

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3.Сказки народов мира.

4. Сборник детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:

5.Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010.

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Используемые ЦОР: —

Презентация PowerPoint

Краткое описание: — Презентация к уроку помогает детям раскрыть понятие нравственности; формирует способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

Урок основы светской этики в 4 классе

Тема: «Золотое правило нравственности»

План урока:

1.Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение).

3. Беседа по содержанию сказки.

4.Работа в группах.

5. Постижение основных понятий и идей урока.

6. Физкультминутка.

7. Притчи. Работа с текстами.

8. Рефлексия.Итог урока.

9. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Эпиграф урока ««Жизнь дана на добрые дела». СЛАЙД 1

2. Учитель зачитывает сказку: СЛАЙД 2 (видео мультфильма)

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

— Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

— Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

— Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

— Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

— Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

3. Беседа:СЛАЙД 3

-Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

(Вы правы, она совершила добрый поступок).

-Какими словами можно определить добро.

Цветок: в центре слово добро. Лепестки: уважение, оказание помощи, забота, дружелюбие, понимание, благодарность. СДАЙД 4

— А почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Существуют правила регулирования отношений в обществе. Мораль – это правила доброго поведения. Их много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».

-Подберите к прилагательному «золотой» существительные.СЛАЙД 5.

— А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?

— Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

4. Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их вслух: СЛАЙД 6

Группа №1 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Питтак — древнегреческий мудрец: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». СЛАЙД 7

Группа №2 Фалес – греческий мудрец, философ и математик.

«Представляйте себя на месте другого человека и откликайтесь на его нужды, как на свои собственные. Проявляйте нежность и заботу, как бы это не было трудно».

Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь. Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». СЛАЙД 8

Группа №3 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». СЛАЙД 9

5.Постижение основных понятий и идей урока.

— Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека- золотым правилом нравственности СЛАЙД 10

— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

— А что нужно еще?

Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся СЛАЙД 11

6.Физминутка СЛАЙД 12

7.1. Притча «Кто осёл!» СЛАЙД 13

Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.

— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.

Притча «Мальчик и зеркало» СЛАЙД 14

Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

( Ответы детей:В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

И зло обернётся к тебе тоже.

Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились).

— Чему учит золотое правило?

Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос:

«Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?» СЛАЙД 15

7.2.«Кто они и откуда?»

У– Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.

– В. Железников «История с Азбукой»,

– А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,

– А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека».

8. Рефлексия. СЛАЙД 16

Тест «Какой Я?».

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

Твоё мнение

1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?

2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться Хочу приобрести

(Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало, улыбнуться и с очаровательной улыбкой подарить друг другу в группе добрые слова, сделать комплименты).

Итог урока.

-Назовите тему урока. СЛАЙД 17

Продолжи: я сегодня вспомнил…

Узнал нового….

Убедился…

Научился…

Вызвало тревогу…

Вывод:

• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

• Посеешь привычку – пожнёшь характер.

• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Учитель читает:

«Попробуй»

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. СЛАЙД 18

9. Домашнее задание.

— читать параграф 20;

— подобрать пословицы по теме урока;

— нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)

Файлы: золотое правило нравственности.ppt
Размер файла: 7718912 байт.

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология