Автор конспекта:
Автор(ы): — Сабанцева Алевтина Аркадьевна
Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усолинская основная общеобразовательная школа»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
Воспитательные цели: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности и возможности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
Образовательные цели:познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, с понятиями «высококвалифицированный труд»;подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда мастеров прошлого и настоящего;
Развивающие цели:продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 8
Используемые учебники и учебные пособия: —
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова "Обществознание" 7 класс, Москва "Просвещение" 2009г.
Используемая методическая литература: —
А.В.Поздеев "Поурочные разработки по обществознанию" к УМК Л.Н.Боголюбова, 7 класс Москва 2009г.
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийый пректор
Используемые ЦОР: —
Интернет-ресурсы, презентация к уроку
Краткое описание: — урок изучение нового материала
Конспект урока по обществознанию
Класс: 7
Тема урока: Золотые руки работника.
Воспитательные цели: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности и возможности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
Образовательные цели:познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, с понятиями «высококвалифицированный труд»;подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда мастеров прошлого и настоящего;
Развивающие цели:продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы.
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, картины Усолова А.Н., компьютерная презентация к уроку.
Оформление класса:
1) Выставка изделий мастерицы-рукодельницы деревни Усола – Сунгуровой Зинаиды Ивановны;
2) Выставка картин заслуженного художника республики Марий Эл Усолова Александра Николаевича, подаренных школе художником;
3) Оформление раздела стенда «К уроку», в котором даны новые понятия к данному уроку.
Оформление доски: на доске записана тема урока и план урока.
Задание на урок: 3 учащимся подготовить сообщения о мастерах нашей деревни.
Приглашенные на урок:Сунгурова Зинаида Ивановна – мастерица по вязанию крючком.
Ход урока
I.Организация урока: сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме.
1) Выполнение тестовой работы (выполняют 3 учащихся)
— Выберите только один правильный ответ.
1. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:
А) натуральное хозяйство Б) товарное хозяйство
В) производительность труда Г) качество труда
2. Натуральное хозяйство существовало или существует:
1) только в экономически развитых странах
2) в странах Латинской Америки, Азии, Африки
А) верно только 1 Б) верно только 2
В) оба верны Г) нет верного ответа
3. Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство Б) гуманитарная помощь
В) потребление Г) общение
4. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
А) услуга Б) товар В) реклама Г) ремесло
5. Потребителем является:
1) тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей;
2) тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах;
А) верно только 1 Б) верно только 2
В) оба верны Г) нет верного ответа
6. Для какой профессии необходимо иметь особые способности:
А) инженер Б) бухгалтер В) художник Г) банкир
ОТВЕТЫ: 1в, 2б, 3в, 4а, 5в, 6в.
2) Беседа с учащимися:
— В народе есть такое выражение «Мастер – золотые руки», что означает это выражение?
— К представителям каких профессий можно применить это выражение?
— Можно ли Антонио Страдивари назвать мастером, у которого золотые руки? Почему?
— Есть ли в нашей деревне такие мастера?
— Кого вы можете назвать, чем они занимаются.
(показ слайда №2 с именами мастеров деревни Усола)
Сунгуров Альберт Семенович – столяр, художник.
— Рассказ Зайцева Сергея про творчество мастера.
Кузьминых Эдуард Викторович – столяр, резчик по дереву.
— Сообщение Чайкина Юрия о мастерстве столяра.
Сунгуров Владимир Иванович – столяр, изготовляет наличники.
— Рассказ Блинова Льва про творчество мастера по изготовлению наличников.
Усолов Александр Николаевич – профессиональный художник.
(показ слайда №3)
Рассказ учителя о творчество художника: Усолов Александр Николаевич родился 18 февраля 1949 года в деревне Усола Параньгинского района Марийской АССР. В 1964 году окончил музыкально-художественную школу интернат N1, в 1979 году — Йошкар-олинское художественное училище. С 1986 года работал в Марийских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Член Союза Художников России с 1995 года. Художник с успехом работает во многих жанрах изобразительного искусства. Его пейзажи наполнены лиризмом, жанровые сцены привлекают юмором и любовью к деревенскому быту, портреты передают яркие характеры современников.
(показ слайдов №4)
5) Сунгурова Зинаида Ивановна – мастерица по вязанию крючком.
На урок я к вам пригласила Сунгурову Зинаиду Ивановну – мастерицу-рукодельницу, которая оформила для вас выставку из своих прекрасных творений.
Беседа с Сунгуровой Зинаидой Ивановной:
— Когда, где и как вы научились творить такие чудеса?
— Кто Вас этому научил?
— Какие изделия вам нравится больше всего «творить»?
(показ слайда №5,6)
— О каком мастере говорится в рубрике «Жил на свете человек»?
— Какие качества Антонио Страдивари вы бы хотели перенять?
(старательность, терпение, любовь к своему делу, любовь к искусству)
И сегодня продолжают жить искусство золотого дерева Хохломы (слайд №7,8), жостовских подносов (слайд №8), гжели (слайд №9), ярких, нарядных дымковских игрушек (слайд №10), финифти (слайд №11) лаковой миниатюры Палеха (слайд №12) . В настоящее время молодые ученики и подмастерья осваивают профессиональные секреты мастеров и развивают их традиции.
III. Изучение новой темы.
План урока:
1. Из чего складывается мастерство работника.
2. Труд и зарплата.
3. Количество и качество труда.
1. Вводная беседа с учащимися:
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— О том, что необходимо знать и уметь, чтобы стать мастером, узнаем, что такое труд, каким он бывает. Познакомимся с понятием зарплата, узнаем, от чего она зависит. Поговорим о качестве и количестве труда.
Задача для учащихся:
— Ребята, вы должны выяснить, почему труд мастера вызывает заслуженное уважение?
— Каждый ли человек может стать профессионалом в своем деле?
Учитель:Быть мастером не тек-то просто.
— Как вы думаете, ребята, чем же необходимо овладеть человеку, чтобы стать мастером своего дела?
— Нужно получить знания, овладеть умениями и навыками.
2. Из чего складывается мастерство работника:
1. Квалификация– специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки.
Учитель: В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта различают:
Труд:
Высококвалифицированный (сложный)
Например:врач, учитель, инженер, системный администратор;
Малоквалифицированный (простой)
Например: дворник, грузчик, официант.
Учитель: Приведите свои примеры высококвалифицированного и малоквалифицированного труда.
Практическая работа: Распределите предоставленный список профессий, выберите из них высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Высококвалифицированный труд подчеркните одной линией, малоквалифицированный двумя линиями.
(Индивидуальные карточки должны быть подготовлены для всех учащихся.)
Список профессий: индивидуальный предприниматель, учитель физики, повар, цветовод, ландшафтный дизайнер, тракторист, фельдшер, ветеринар, финансовый директор, слесарь, водитель троллейбуса, артист театра.
Учитель: Ребята, сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд?
Вывод: В современном обществе растет высококвалифицированный труд, поскольку растет компьютеризация производства, появляются новые отрасли и новые специальности, развивается робототехника и автоматизация.
3. Труд и зарплата.
Труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Заработанная плата– это плата за выполненную работу или трудовое денежное вознаграждение.
Система оплаты труда:
А) Повременная – заработанная плата работника за отработанное время.
Б) Сдельная – заработанная плата за выполненный объем работы или за количество произведенной продукции работником.
Причины повышения заработанной платы:
1. Сложность труда и уровень квалификацию
2. Условия труда.
3. Социальная значимость труда.
4. Степень риска при занятиях данным трудом.
5. Уникальность труда.
6. Качество и количество труда.
4. Количество и качество труда.
Количество труда– это объем произведенного продукта.
Качество труда– это качество произведенного продукта.
IV. Закрепление изученного.
1.Работа с текстом учебника. Рубрика «Поэтическое слово».
Беседа по прочитанному:
— О каких профессиях говориться в этом стихотворном фрагменте?
— Какими художественными средствами удается поэту показать красоту высококвалифицированного и малоквалифицированного труда?
— Какие идеи параграфа можно проиллюстрировать и конкретизировать данными поэтическими строками?
2. Беседа с учащимися:
— Кого можно назвать мастером своего дела?
— Что такое производительность труда?
— Как человек становится профессионалом в своем деле?
— Почему существуют различия в квалификации труда?
V. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Каков бывает труд?
— Что за труд получает работник?
— От чего зависит зарплата работника?
VI. Анализ урока. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
1) Решить кроссворд:
1. Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
2. Одно из основных проявлений экономики.
3. Товар или услуга, в которых нуждаются люди.
4. Побудительная причина действий человека, возникающая под действием его потребностей и интересов.
5. Трудовое денежное вознаграждение.
6. Социальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения и навыки.
7. Осязаемые предметы, выставленные на продажу.
8. Один из факторов производства.
9. Разница между доходами и затратами производителя.
10.Тип хозяйства, при котором что производится, то и потребляется.
11. Объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.
12. Неосязаемый объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
13. Особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
2) Прочитать рубрику «Путешествие в прошлое».
3) Рассмотреть картины и ответить на вопросы на странице 149.
Методические рекомендации к уроку.
Место подтемы в системе учебных знаний: Тема «Золотые руки работника » является подтемой главы «Человек и экономика». На изучение данной темы отводится 2 часа. Данный урок является вторым, основной целью которого является раскрытие основных условий качественного труда работника, которая играет важную роль в функционировании экономики страны. Урок является логическим продолжение начатого на предыдущем уроке разговора об экономике и ее основных участниках. Содержание учебного материала опирается на имеющиеся у школьников знания из курса 6 класса о роли труда человека в его жизни в жизни государства. Усвоение этой темы имеет важное значение для изучения практически всех последующих уроков по главе «Человек и экономика».
Тема урока: Золотые руки работника
Предмет: обществознание
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: демонстрация, устный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.
Время проведения урока: 1 академический час (45 мин.)
Презентация предназначена для изучения темы обществознания «Золотые руки работника». Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для усвоения учащимися виде. Знакомит учащихся с понятиями, которые должны быть изучены.
Цели урока:
Воспитательные цели: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности и возможности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
Образовательные цели:познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, с понятиями «высококвалифицированный труд»;подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда мастеров прошлого и настоящего;
Развивающие цели:продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, картины Усолова А.Н., компьютерная презентация к уроку, выставка изделий Сунгуровой З.И.
Основополагающий вопрос:
Выяснить из чего складывается мастерство работника и от чего зависит заработанная плата работника?
Вопросы темы:
1. Кто такой мастер?
2. Из чего складывается мастерство работника?
3. Что такое квалификация?
4. Что такое труд?
5. Какой труд называют высококвалифицированным и малоквалифицированным?
6. Что такое заработанная плата?
7. Какие бываю системы оплаты труда?
8. От чего зависит заработанная плата работника?
План проведения урока.
1. Подготовительный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме:
1) Выполнение тестовой работы (выполняют 3 учащихся);
2) Беседа с учащимися:
— сообщение учащихся о мастерах деревни Усола (слайд №2)
— сообщение учителя о профессиональном художнике Усолове А.Н.(слайд №3);
— знакомство учащихся с картинами художника;
— беседа с Сунгуровой Зинаидой Ивановной (слайд №4);
-беседа об Антонио Страдивари (слайды №5,6);
— показ и рассказ учителя (слайды №7, 8, 9, 10, 11, 12 );
2, Этап изучения новой темы
1) Знакомство с планом урока (слайд №13);
2) Вводная беседа с учащимися;
3) Постановка задач для учащихся;
4) Из чего складывается мастерство работника (слайд №14);
— квалификация;
5) Выполнение практической работы: распределение профессий по квалификации;
6) Труд и зарплата:
— Что такое труд?
— Что такое заработанная плата?
— Система оплаты труда?
— Причины повышения заработанной платы? (слайд №15)
7) Качество и количество труда (слайд №16);
3. Заключение и подведение итогов урока 1. Подведение учащихся к самостоятельным логическим выводам («Почему труд мастера вызывает уважение? Каждый ли может стать мастером?»). 2. Оценивание. 3. Домашнее задание (слайд№16)
Файлы: Презентация Золотые руки работника.rar
Размер файла: 5816167 байт.