Автор конспекта:
Автор(ы): — Алянчиква Марина Дмитриевна

Место работы, должность: — учитель-дефектолог специальной (коррекционной)общеобразовательная школа VIII вида

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о зоне тундры.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

Физическая карта «Природные зоны России».

2. Раздаточный материал «Полезные ископаемые, условные знаки».

3. Карточки – задания.

4. Карточки – тесты.

5. Карточки – загадки.

6. Магнитная доска.

7. Переносные доски.

8. Дидактические игры.

9. Листы с названиями станций.

10. Перфокарты.

11. Рабочие тетради по географии.

12. Схема «Особенности природы тундры».

13. Карточки для дидактической игры «Крестики – нолики».

14. Материалы кроссворда.

Краткое описание: — работа проходит по "станциям": "Географическая", "Ботаническая", "Зоологическая", "Этнографическая".

ТЕМА УРОКА: «Зона тундры – край далёкий»

Урок – экспедиция.

Цель урока:Систематизировать, обобщить и закрепить знания

учащихся о зоне тундры.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1). Закрепить общие представления о зоне тундры посредством выделения особенностей её географического положения, протяженности, береговой линии, особенностей природных условий, климата, водоёмов тундры, занятий коренного населения, экологических проблем.

2). Закрепить первичные навыки работы с географической картой посредством показа объектов на физической карте «Природные зоны России»

3). Закрепить знания о растительном и животном мире зоны тундры посредством выделения видового разнообразия и особенностей приспособления к жизни в суровых условиях.

II. Коррекционно-развивающие:

1) Коррекция и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи между климатом, природными условиями, особенностями поверхности с опорой на фактический материал.

2) Совершенствовать навыки выразительной, монологической речи учащихся при выполнении различного рода заданий.

3) Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых терминов.

4) Корригировать слуховые и зрительные восприятия в процессе работы с физической картой, дидактическими играми, графическими диктантами, кроссвордами, иллюстрациями.

5) Расширять и активизировать словарный запас, кругозор учащихся через запоминание новых сведений об особенностях растительного и животного мира, о жизни малочисленных народов Севера, об их основных занятиях.

III. Воспитательные:

1) Воспитывать умение работать в коллективе, в микрогруппах, в парах.

2) Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности.

3) Воспитывать любовь к природе, к своему Отечеству посредством изучения природных зон России.

4) Воспитывать умение оценивать уровень своих знаний.

5) Воспитывать толерантное отношение к малочисленным народам Севера.

6) Повышать интерес к предмету путём проведения нестандартных форм урока.

Форма проведения урока

1). Урок – экспедиция.

2). Работа в микрогруппах, в парах, в коллективе.

Тип урока.

Урок систематизации и закрепления знаний.

Оборудование.

1. Физическая карта «Природные зоны России».

2. Раздаточный материал «Полезные ископаемые, условные знаки».

3. Карточки – задания.

4. Карточки – тесты.

5. Карточки – загадки.

6. Магнитная доска.

7. Переносные доски.

8. Дидактические игры.

9. Листы с названиями станций.

10. Перфокарты.

11. Рабочие тетради по географии.

12. Схема «Особенности природы тундры».

13. Карточки для дидактической игры «Крестики – нолики».

14. Материалы кроссворда.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

1). Проверка готовности учащихся к уроку.

2). Проверка наличия на партах дидактического, раздаточного и наглядного материала.

II. Вводная часть урока.

Звучит запись песни «Увезу тебя я в тундру».

Учитель предлагает учащимся объяснить, почему звучит именно эта песня. Учащиеся предполагают, поясняют. Учитель подводит ребят к тому, что сегодня у нас необычный урок, а урок – экспедиция. Тема нашей экспедиции «Зона тундры – край далёкий» — закрепить знания о зоне тундры.

Учитель обращает внимание учеников на переносную доску, на ней размещён плакат с надписью темы урока с выделенным словом «экспедиция».

Учитель предлагает детям объяснить значение слова «экспедиция», затем дополняет их ответ и даёт более полное определение данного слова.

На основной доске вывешена карта «Природные зоны России», сбоку, на этой же доске, план урока. План урока представляет собой названия станций, по которым учащиеся будут работать. Названия станций даны в следующем порядке: географическая, ботаническая, зоологическая, этнографическая, экологическая.

Итак, мы отправляемся в экспедицию.

III. Основная часть урока.

Первая станция «Географическая».

1). Учащимся предлагается объяснить значение слов «география», «географический». Далее учащиеся получают раздаточный материал (для каждого ученика) карточки – тесты.

Задание № 1.

а) болотистая местность

б) болотистая и безлесная местность

в) безлесная местность

Задание № 2.

а) добрая местность

б) враждебная местность

в) огромная территория

Задание № 3.

а) от Кольского полуострова на западе до Камчатского полуострова и Чукотского полуострова на востоке

б) от Кольского полуострова на западе до полуострова Таймыр на востоке

в) от полуострова Таймыр на западе до полуострова Чукотка на востоке


Учитель задаёт вопрос, учащиеся ставят знак «+» напротив правильного ответа.

Вопросы:

Задание № 1. Что такое тундра?

Задание № 2. Что означает слово «тундра» на языке коренных народов Севера?

Задание № 3. От какого полуострова на западе до каких полуостровов на востоке протянулась зона тундры?

Проверка данного задания.

Учащиеся проговаривают ответы.

2). Продолжаем работу на этой станции.

Дидактическая игра.

«Работа с географической картой. «Штурманы и капитаны»

Игра начинается со словарной работы. На переносной доске записаны слова: штурманы, капитаны. Учащиеся объясняют значения слов, 3читель дополняет.

Учащимся предлагается, по желанию, быть кому-то штурманами, кому-то капитанами.

Задание № 1.

Моря, каких океанов омывают зону тундры?

Один учащийся из числа штурманов показывает на карте моря Северного Ледовитого океана.

Второй учащийся показывает на карте море Тихого океана.

Задание № 2.

Один учащийся из числа штурманов показывает на карте и называет острова, относящиеся к зоне тундры.

Второй учащийся из числа штурманов показывает на карте и называет полуострова, относящиеся к зоне тундры.

Задание № 3.

Один учащийся из числа капитанов показывает путь виртуального корабля от г. Мурманска до г. Анадырь, называя, по каким морям, мимо каких островов и полуостровов пройдёт путь корабля. (как правило, это задание учитель предлагает самому сильному ученику, который хорошо ориентируется по карте).

— комментарии учителя—

3). Продолжаем нашу экспедицию, работаем на этой же станции.

Учитель говорит о том, что зона тундры богата полезными ископаемыми.

У учащихся на партах раздаточный материал, который они сами приготовили заранее. Это условные знаки (символы) полезных ископаемых, вырезанные из плотного картона.

Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся выбирают правильное условное обозначение и прикрепляют знак на магнитную доску.

— комментарии учителя—

4). Продолжение работы на станции «Географическая»

Работа с перфокартами. «Особенности природы зоны тундры».

Учащиеся выбирают правильный ответ и отмечают его знаком «+».

№№ п/п

Особенности природных условий тундры

1.

Зима продолжается 8—9 месяцев

2.

Лето длинное и жаркое

3.

Морозы стоят долго и иногда доходят до -50о — 60о

4.

Налетает снежная буря — пурга

5.

Лето короткое и прохладное

6.

Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность

7.

Много болот и озер

8.

Многолетняя мерзлота

9.

Солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность

Учащиеся работают самостоятельно, ответы проверяются.

На этом этапе проводится словарная работа, объясняется слово «пурга».

— комментарии учителя –

В это же время, пока учащиеся работали с перфокартами, один учащийся из числа сильных учеников работал на переносной доске, где на листе ватмана была показана схема

Солнечные лучи скользят по земной поверхности

и слабо согревают землю

Длинная холодная зима

Короткое прохладное лето

Есть слой вечной мерзлоты

Много озер и болот

Растут карликовые деревца, стелющаяся растительность


Задание для сильного ученика: «Стрелками укажи связь между явлениями, составь краткий рассказ».

— комментарий учителя -

5). Продолжение работы на этой же станции.

Работа в парах «Реки тундры»

Каждая пара учащихся получает конверт, в нём на маленьких отдельных карточках написаны названия нескольких рек России.

Задание № 1.

Выбрать только те карточки, на которых записаны реки, протекающие по зоне тундры.

Задание № 2.

Показать на географической карте реки России, протекающие по зоне тундры, назвать их.

Каждая пара учащихся показывает две реки, ответы не должны повторяться.

— комментарий учителя -

Наша экспедиция продолжается. Вторая

станция «Ботаническая»

Словарная работа. Учащиеся объясняют значение слов «ботаника», «ботаническая».

Учитель, если это необходимо, уточняет.

Задание № 1.

Учащимся предлагается по цепочке назвать растения, растущие в зоне тундры.

Задание № 2.

Дидактическая игра «Графический диктант: Крестики и нолики».

Учащиеся получают пустую карточку. Учитель задаёт вопрос, если ученик считает, что на вопрос нужно дать ответ «да», то на карточке нужно поставить знак «Х» (крестик), если же считает, что нужно ответить «НЕТ», то на карточке нужно ставить знак «0» (нолик).

Вопросы для этого задания.

1). В тундре грибы выше деревьев?

2). В тундре растут высокие деревья?

3). В тундре растут карликовые деревья?

4). В тундре растут апельсиновые, мандариновые деревья, кокосовые пальмы?

5). В тундре растут многие ягоды, которые встречаются в наших лесах?

6). В тундре встречается растение, которое может расти и на земле, и на камнях?

Ответы игры «Крестики—нолики».

Х, 0, Х, 0, Х, Х

Это задание проверяется очень быстро.

Задание № 3.

Дидактическая игра на местах «Что лишнее?»

(для средних учащихся)

Детям даются карточки раздаточного материала

1). Морошка, голубика, черника, клюква, брусника, клубника.

2). Мох, карликовая ива, карликовая берёза, кедр, лиственница, мох-ягель.

Задание. Лишнее название зачеркнуть, объяснить.

Задание № 4.

Кроссворд «Собери ягоды в корзину».

По первой букве отгадай, какие ягоды попадут в корзину.

(задание для слабых учеников, выполняется на переносной доске).

1

Б

Б

Р

У

С

Н

И

К

А

2

Г

Г

О

Л

У

Б

И

К

А

3

Ч

Ч

Е

Р

Н

И

К

А

4

М

М

О

Р

О

Ш

К

А

5

К

К

Л

Ю

К

В

А

Задание № 5.

(для сильных учеников)

Выбери правильный ответ и подчеркни его красным карандашом. Выполняется на местах.

Задание: Приспособления растений к суровому климату зоны тундры:

невысокие; прижаты к земле; хорошо развита корневая система; короткие корни, расположенные близко к поверхности; высокие деревья с хорошо развитой кроной; карликовые деревья.

В целях экономии времени урока задания 3.4.5 даются одновременно. Учащиеся объясняют свои ответы.

— комментарии учителя -

Наша экспедиция продолжается. Третья

станция «Зоологическая».

Словарная работа. Дети объясняют значение слов «зоология», «зоологическая».

Задание № 1.

Назовите птиц, обитающих в зоне тундры. Ответ дают по цепочке.

Задание № 2.

Какие животные живут в зоне тундры? Ответ дают по цепочке.

Задание № 3.

Как животные и птицы приспособились к жизни в суровых условиях тундры?

Птицы 1. густой мех

Звери и 2. густое оперение

зверьки 3. защитная окраска

4. толстый слой жира.

Задание записано на переносной доске, учащиеся стрелками указывают, как животные приспособились к жизни. Используются цветные мелки. Синий цвет мела – птицы, красный цвет мел – звери и зверьки..

— комментарий учителя -

-Физ. минутка-

1). Динамическая гимнастика.

2). Гимнастика для глаз.

Задание № 4.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Эта игра для первой микрогруппы учащихся.

1). Гагарки, лемминги, поморники, казарки.

2). Северные олени, лемминги, песцы, волки, зайцы-беляки, белые куропатки.

Лишнее название зачеркнуть и объяснить, почему.

Задание № 5.

Игра «Отгадай загадки» для второй микрогруппы учащихся.

1). В болоте плачет, а из болота не идёт (кулик).

2). Днём спит,

Ночью летает,

Грызунов пугает (Сова).

3). Мягок,

А не пух,

Зелен, а не трава (Мох)

4). Красные лапки, длинная шея,

Плавает быстро, в воде не робея. (Гусь).

Задания 4 и 5 выполняются одновременно. В каждую микрогруппу входят сильные, средние и слабые учащиеся, которые коллективно обсуждают задание и дают слово для ответа одному из учащихся своей микрогруппы.

— комментарий учителя -

Продолжаем нашу экспедицию, следующая

станция «Этнографическая».

Словарная работа. На переносной доске слова «этнография», «этнографическая». Учащиеся объясняют значение слов, учитель уточняет и дополняет.

Задание № 1.

Викторина.

1). Люди каких национальностей проживают в зоне тундры?

2). Назовите основные занятия коренного населения тундры.

3). Что такое «чум»?

4). Кто такие «поморы»?

5). Что такое «нарты»?

Задание № 2.

Назовите города зоны тундры. Ответ по цепочке.

Задание № 3.

Покажите на географической карте города Мурманск, Норильск,

Нарьян-Мар, Анадырь.

Учитель обращает внимание учащихся на переносную доску, где записаны имена известных людей, которые прославили малые народности Севера:

— Юрий Рытхеу — писатель;

— Кола Бельды – певец.

Воспитательный момент:

Нет хороших или плохих народностей, могут быть хорошие или плохие отдельные люди среди любых народностей. Толерантный подход к людям, внешность которых отличается от славянской.

— комментарий учителя -

Завершающий этап экспедиции по зоне тундры.

Станция «Экологическая».

Словарная работа. Учащиеся объясняют значение слова «экология». Учитель дополняет.

Задание № 1.

Какие экологические проблемы возникли в зоне тундры в результате освоения природных ресурсов и хозяйственной деятельности человека?

Задание № 2.

«Думаю. Рассуждаю. Объясняю»

Если бы от каждого из вас зависело решение экологических проблем Севера, как бы вы поступили?

Учитель задаёт вопрос и добивается ответа-рассуждения от учеников.

— комментарий учителя -

IV. Заключительная часть урока.

1). Подведение итогов урока (вопросы для учеников).

· Как был построен наш урок?

· О чём мы говорили сегодня на уроке?

· Смогли вы запомнить материал урока?

2). Комментарии оценок учителем.

3). Комментарии учеников:

С каким настроением работали на уроке?

· Было интересно

· Было не очень интересно

· Совсем не интересно.

Файлы: Рельеф земной поверхности.docx
Размер файла: 32158 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология