Автор конспекта:
Автор(ы): — Безгина Любовь Петровна

Место работы, должность: — МОУ ООШ с.Савинское Ульчского района Хабаровского края Учитель биологии и химии

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Изучение зрительного анализатора

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Биология 8 класс", автор Н.И. Сонин, М.П. Сапин, комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2 четверти к учебнику)

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие "Активные методы обучения биологии"
Газета "Первое сентября", журнал "Биология в школе"

Используемое оборудование: —

Компьютер, интерактивная доска, муляжи глаза, таблица "Строение глаза"

Используемые ЦОР: —

Цор "Значение зрения", "Восприятие зрительных раздражений"

Краткое описание: — 1.Актуализация знаний 2. Изучение нового материала. * Значение зрения * Знакомство со строением зрительного анализатора (самостоятельная работа в группах с учебником, дополнительной литературой, таблицами) * Составление схемы "Строение глаза" (части глазного яблока, значение) * Знакомство с 3 звеньями зрительного анализатора * Чертеж "Как формируется изображение на сетчатке" * Функция колбочек и палочек * Рассматривание рисунка "Цветное видение человека и животных" *Составление схемы "Зрительный анализатор" *Выступление учащихся "Каковы причины нарушения зрения" *Закрепление. Итоговый контроль.Подведение итогов. Выставление оценок *

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
Цель урока: изучение зрительного анализатора
Задачи: раскрыть значение и особенности зрительного анализатора,
углубить знания о строении и функции глаза как оптической системе, продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации.
Оборудование: муляжи глаза; таблица «Строениеглаза»; цоры
Ход урока
ı. Актуализация знаний
Два соседа – непоседы.
День на работе,
Ночь на отдыхе.
( Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами закрываются.
(Глаза)
ıı. Изучение нового материала

Сколько у человека органов чувств?
Зрительный анализатор – самый главный.
Какова роль зрения в жизни человека?
Глаз – орган зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения.(ЦОР № 1 «Значение зрения» )
Познакомимся со строением зрительного анализатора (рассмотрим таблицы, муляжи, воспользуемся текстом учебника).
(самостоятельная работа в группах с учебникоми дополнительной литературой)

Вопросы для 1 группы:
* Вспомните, что такое анализатор, как устроен анализатор?
* Как устроен орган зрения?
* Назовите функции вспомогательного аппарата глаза?
Вопросы для 2 группы:
* Как устроено глазное яблоко?
* Какие функции выполняют зрачок и хрусталик?
* Где располагаются колбочки и палочки, в чем заключается их функция?

Изобразим схему «Строение глаза» —
Орган зрения
↙ ↘
Глазное яблоко Вспомогательный
аппарат
*Фиброзная оболочка * Брови
Задняя – непрозрачная склера *Веки
Передняя – прозрачная – роговица *Ресницы
*Сосудистая оболочка *Слезный проток
Передняя – радужка,Слезная железа
содержит пигмент. *Глазодвигательные
В центре радужки – зрачок мышцы
*Хрусталик
*Сетчатка


Задание: заполните таблицу в тетради "Строение глаза"
Глазное яблоко постоянно находится в движении: оно скачкообразно перемещаетсяиз стороны в сторону, вверх, вниз. В минуту оно совершаетпримерно 120 неощутимых скачков.
За сутки слезные железы выделяют около одного миллиарда слезной жидкости, которая не только увлажняет и питает переднюю поверхность глазного яблока, но и делает роговицу идеально гладкой и прозрачной. При физическом или химическомраздражении глаз продукция глаз увеличивается. При плаче может выделиться до двух чайных ложек слезной жидкости.
В последнее время установлено, что слезы выводят из организма опасные яды (токсины), которые вырабатываютсяв момент эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слезы – значит, медленно отравлять себя.

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящаясолнечные лучи!» – такпредставлял себедревнегреческий врач Герофил сетчаткуглаза. В сетчатке располагаются рецепторы – колбочки и палочки,именно ониловят отдельные кванты света. Возникает слабый биоэлектрический импульс, происходит превращение света в зрительную информацию, которая передается по зрительному нерву в кору больших полушарий. Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном.
Первым, кто понял, что изображения внешнего мира формируются на сетчатке, был выдающийся немецкий астроном Иоган Кеплер.


Задание: сделайте чертеж и покажите, как формируются изображения на сетчатке.

Итак, первое звено зрительного анализатора – рецептор (колбочки и палочки).
Палочки – рецепторы сумеречного света, обеспечивают черно – белое зрение
Колбочкиобеспечивают цветное зрение. Напротив зрачка на сетчатке размещается наибольшее скопление колбочек. Это место называют – желтым пятном.

ЦОР №2 (Рисунок «Цветное видение человека и животных)

Место выходазрительного нерва называют слепым пятном, т.к. здесь нет рецепторов.

Мы уже знаем, что зрительная зона коры больших полушарий находится в затылочнойчасти. Составим опорную схему«Зрительный анализатор»

Зрительный анализатор

Колбочки, Зрительный Затылочная зона
палочки нерв коры больших полушарий


(ЦОР №3 « Восприятие зрительных раздражений»)

Таким образом, зрительный анализатор – это сложная система восприятия и обработки информации. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза содержится 5 – 6 млн колбочек и около 110 млн палочек. В зрительной зонекоры больших полушарий примерно 500 млн нейронов. Несмотря на такую надежность зрительного анализатора, его функции могут нарушаться под действием различных факторов.
Каковы причины нарушения зрения? (Выступление учащихся )


Близорукость, дальнозоркость, астигматизм – это частые нарушения зрения. Рассмотрите на рисунке учебника, как формируется изображение у близорукого и дальнозоркого человека. Эти заболевания могут быть наследственными и приобретенными из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего стола, несоблюдение техники безопасности при работе на ПК, при долгом просмотре телевизора.При хорошем зрении изображение предметов находящихся на расстоянии 25 см, формируется точно на сетчатке.

ııı. Закрепление пройденного.
Из перечня (1 -10)выберите ответы на вопросы (| — X||) и зашифруйте их:
1. Хрусталик 6. Зрительный нерв
2. Сетчатка7. Белочнаяоболочка и роговица
3. Рецептор 8. Радужная оболочка
4. Зрачок 9. Сосудистая оболочка
5. Стекловидное тело 10. Зрительная зона коры больших полушарий


I.Три части зрительного анализатора (последовательно)
II. Воспринимает зрительные раздражения
III.Проводит возбуждение в мозг
IV.Осуществляет различение зрительных раздражений
V.Преломляет лучи.
VI.Меняет свою форму (кривизну)
VII.Состоит из светочувствительных клеток – колбочек и палочек.
VIII.Защитные оболочки глаза
IX. Место образования изображения предмета.
X. Изменен у близоруких и дальнозорких
XI.Отверстие в радужной оболочке.
XII.Питающий слой глазного яблока

IV. Подведение итогов.Выставление оценок.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: итог — Зрительный анализатор.ppt
Размер файла: 2035712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология