Автор конспекта:
Автор(ы): — Пенькова Ю.М.
Место работы, должность: — МДОУ, воспитатель
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Программное содержание:
1. Систематизировать представления детей о разнообразных звуках в окружающем мире, развивать умение ориентироваться в них.
2. Продолжать развивать умения и навыки исследовательского поведения детей.
3. Развивать чувственный опыт детей.
4. Формировать умение работать в парах.
5. Воспитывать уважение друг к другу, умение договариваться и приходить к единому мнению.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Что такое звук?».
2. Рассматривание рисунка «Строение уха».
3. Игра «Угадай, чей голос?»
4. Прослушивание диска «Звуки природы».
5. Изготовление шумовых инструментов.
6. Чтение рассказов: «Почему стакан дзинькает, комар зудит, а шмель гудит?», стр. 203;
«А животные умеют разговаривать?», стр. 169 (См. «Детское справочное бюро «Почемучка», Москва: Астрель АСТ 2002 г.)
Исследовательская деятельность:
— выявление действия звуковых волн на человека или животного;
— выявление процесса передачи звука по воздуху и через твердые предметы;
— выявление свойства звука к отражению.
Опыты и эксперименты:
— «Встряхни рис»
— «Колокольный звон»
— «Звонкая кастрюля»
— «Эхо» (См. «Альбом опытов»).
Учащихся в классе (аудитории): — 14
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
1. «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой.
2. «Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И.Плаксиной. Москва: «ГороД», 1999.
3. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», раздел «Опыты» под ред. С.Д.Ермолаева. Издательство «Аксидент», — Санкт-Петербург, 1994.
4. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». А.И.Савенков. — Москва. Педагогический институт «Первое сентября», 2007.
5. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». А.И.Савенков, — Москва, 2006.
6. «Дошкольное образование» №7, 2004. (тематический номер по развитию исследовательских способностей детей).
7. Занимательные опыты и эксперименты. Ф. Ола, Ж.-Л.Дюпре, А.-М.Жибер, П.Леба, Дж. Лебьом. – Москва: Айрис – Пресс, 2007.
8. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов. М.:"Джон Уайли энд Санз», 1995 .
9. Научные эксперименты. 1001 прикол. Пер. с англ. А.Филоновой. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2006.
10. Почемучка. А.К.Дитрих, Г.А.Юрмин. – Москва: ООО Издательство «Астрель».
11. Энциклопедия «Ридерз Дайджест», «Планета Земля». — Отпечатано в Китае, 2008.
12. География. Энциклопедия. Керол Варли и Лайза Майлз. (Пер. с англ.) – Москва: «Росмен», 1996.
13. «Все обо всем». (Популярная энциклопедия для детей). – Москва: Компания «Ключ – С», 1997.
14. Большая энциклопедия для дошкольника. Ред. Н.Жильцова. Издательство «Олма – Пресс», 1999.
Используемое оборудование: — — Материалы:
- папка исследователя, бейджики;
- листки бумаги 6/6, простые карандаши, фломастеры;
- ноутбук — видеоролик;
- предметные картинки и иллюстрации;
- книга «Большая энциклопедия для дошкольников», АЛМА –ПРЕСС, 2002 г., стр.438;
- металлическая банка из-под кофе, рис;
- тяжелая металлическая ложка, веревочка;
- кастрюля, деревянный молоточек;
- металлическое ведро;
- металлический шар;
- академический головной убор, мантия;
- мешочек с фишками;
— свистки (по количеству детей). —
Краткое описание: — Занятие по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
— Мои юные исследователи, сегодня вы будете работать с другом. Кто будет вашим другом – определят фишки. (Дети по очереди вынимают фишки из мешочка и разбиваются парами по цвету фишек). Занимайте места за нашим круглым столом. Обратите внимание у вас на двоих по одной папке – это значит вы должны будете заполнить ее сообща вдвоем.
— Мы продолжаем работу нашего клуба. Вокруг нас многоразличных предметов, которые мы можем увидеть, потрогать, понюхать и даже на зуб попробовать. Но есть нечто, что не поддаетсяэтим действиям. Их можно только услышать. Что это? Верно, звуки. Послушайте, какие звуки можно услышать в эту минуту. (Дети слушают и называют). Вокруг нас полно звуков: они такие разные, то тихие, то громкие, то приятные, то раздражающие. (Озвучить по возможности характерные звуки).
— Наша речь тоже состоит из звуков. Вспомните игру "Угадай, кто позвал тебя?" По голосу можно узнавать человека. А можем распознать животное по тем звукам, которые выдает оно? Обо всем этом мы с вами уже говорили раньше.
— Кто из вас может вспомнить и сказать, что представляет из себя звук? (Ответы детей). Да, их можно только услышать с помощью наших ушей. Вы не задумывались, почему у нас два уха? (Кто-то из взрослых, сидящих, например, справа,в это время бросает на пол металлический шарик). Почему вы все сразу повернули головы вправо? Да, потому что звук шел именно с той стороны. У нас два уха, чтобы определять … откуда идет звук.
— А теперь, я предлагаю вам вспомнить, что вы помните о скорости звука — вспомните грозу. (Дети отвечают). Молодцы, ребята. Сейчас вам предстоит зарисовать все, что вы уже знаете о звуках на листочки и вложить их в раздел папки "Подумай сам". Будьте внимательны друг к другу при работе. (Дети работают).
— Перейдем к следующему разделу – «Спроси у специалиста». Может среди наших гостей есть специалист по звукам, поинтересуйтесь у него. (Заранее подготовленный человек выдает необходимую информацию: « Я могу вам рассказать интересный факт – в воде звук передается быстрее, чем по воздуху и намного дальше. Например, киты поют друг другу в воде и их слышно на расстоянии 100 километров. Это как от нашего города до Йошкар-олы»).Действительно, ребята, очень любопытное сообщение для вашего будущего доклада. (Дети зарисовывают эту информацию в виде символов и вкладывают в раздел папки – «Спросить у специалиста»).
— А вот наша толстая умная книга «Большая энциклопедия», в ней есть все или почти все. Маша, раскрой ее там, где закладка. Рассмотрите картинку и догадайтесь, о чем она нам рассказывает. (Дети делятся своими мыслями). Вы правы, звук может отражаться. Например, удариться о стену горы и отскочить обратно — получится эхо. А так как звуки по воздуху двигаются не очень быстро, то эхо тоже надо немного подождать. Я предлагаю послушать эхо прямо в этой комнате, только эхо у нас будет персональным: кто кричит, тот и слышит. (Опыт «Эхо»). А сейчас пришло время заполнить раздел папки – «Посмотри в книге». (Дети работают).
— Готовясь к занятию, я заглянула в Интернет и нашла там такие сведения: «Очень громкие звуки вредны для наших ушей – можно лишиться слуха, т. е. оглохнуть. Чтобы защититься, надо надевать наушники, вкладывать беруши в уши или просто закрыть их ладошками". (Показать эти предметы).
— И еще подсказка из Интернета: есть такие звуки, которые используют для оздоровления людей, например, звуки пения птиц, а особенно звуки , издаваемые дельфинами. (Просмотр видеоролика). Что вам подсказал Интернет? Заполняйте этот раздел. (Дети работают).
— А теперь, предлагаю немного поэкспериментировать со звуками. Мы уже говорили с вами, что не можем увидеть звуковые колебания в воздухе, но зато мы можем увидеть… А что, вы скажете сами, проделав опыт. (Опыт «Встряхни рис»). Что же вы увидели? Звуки могут двигать предметы, например, рис.
-Следующие опыты тоже могут кое-что рассказать о звуках. (Опыты «Звонкая кастрюля» и «Колокольный звон»). Что же вы узнали? Звуки могут передаваться не только по воздуху, но и через твердые тела — дерево и металл. Посоветуйтесь друг с другом и решите, какой информацией заполнить раздел «Опыты и эксперименты» вашей рабочей папки. (Дети работают). (Описание опытов см. в приложении).
— Молодцы, ребята. Далее приступайте к обработке собранного вами материала. Затем выберите ту пару, которую хотите послушать. Подготовьте место для прослушивания. (Дети выполняют).
Примерный доклад:
«Вокруг нас полно звуков. Они бывают тихие, громкие, приятные и неприятные. Звуки мы не видим, но мы их слышим, благодаря ушам. У нас два уха, чтобы определять, откуда идет звук.
Наша речь тоже состоит из звуков. Мы можем по голосу узнать человека, потому что у каждого из нас свой голос.
Звук распространяется медленнее, чем свет. Например, когда идет гроза, мы можем видеть молнию и слышать гром. Они происходят одновременно. Но сначала мы видим молнию, а гром только через некоторое время. Это происходит потому, что скорость света выше, чем скорость звука.
В воде звук передается быстрее, чем по воздуху и намного дальше. Например, киты поют друг другу в воде и их слышно на расстоянии 100 километров.
Звук может отражаться, т. е. удариться о стену горы и отскочить обратно — получится эхо.
Очень громкие звуки вредны для наших ушей – можно оглохнуть на время или лишиться слуха совсем. Чтобы защититься, можно надеть наушники, вложить беруши в уши или просто закрыть их ладошками. А есть такие звуки, которые используют для оздоровления людей: пение птиц, звуки дельфинов».
(Обсуждение и дополнения по докладу).
— Мои юные исследователи, я благодарю вас за вашу работу, за содержательный доклад. Все работали старательно, ответственно. На память о нашем занятии хочу подарить вам звуки, которые лежат в этой коробке. Но прежде, угадайте, что за звуки здесь спрятаны – на них реагируют водители и футболисты? (Раздача свистков).
Приложение:
Опыт "Звонкая кастрюля"
Материалы:кастрюля металлическая, палочка, стол.
Процесс:Поместить кастрюлю вверх дном на одном краю стола, а на другом краю приложить свое ухо к столу и попросить друга постучать палочкой по кастрюле.
Итоги:Вы услышите звук, который распространяется сквозь твердое тело.
Опыт "Встряхни рис"
Материалы: широкая пустая емкость с широким горлышком, фольга, натянутая на горлышке, сухой рис, пустая металлическая банка и деревянная палочка.
Процесс:Насыпать рис в небольшом количестве на поверхность фольги. Держа пустую металлическую банку над насыпанным рисом, несколько раз сильно ударить по ней палочкой.
Итоги:Вы увидите как рис будет подпрыгивать на поверхности фольги. На зерна риса влияют звуковые волны, образующиеся от ударов по металлической банке.
Опыт "Колокольный звон"
Материалы:металлическая ложка, толстая крепкая бечевка (60 см.)
Процесс:Привязать к середине бечевки ложку. Убедиться, что оба конца имеют одинаковую длину. Концы веревки привязать к указательным пальцам. Заткнуть уши пальцами. Наклониться вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнуласьь с краем стола.
Итоги:Послышится звук, напоминающий колокольный звон.
Опыт "Эхо"
Материалы:большое пустое ведро (металлическое или пластмассовое).
Процесс:Поднять ведро перед собой, приблизить к лицу и громко крикнуть.
Итоги: Звук вашего голоса, ударившись о дно ведра, возвращается к вам.
Файлы: РЈСЂРѕРє-исследование_Почва_3_класс[1].doc
Размер файла: 71168 байт.