Автор конспекта:
Автор(ы): — Турдагина Светлана Нигумяковна

Место работы, должность: —

ТМК ОУ «Волочанская средняя общеобразовательная школа №15 имени Огдо Аксеновой»,

учитель родного (нганасанского) языка и литературы

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Цель урока: —

Познакомить с новым звуком и буквой, которая его обозначает; создавать условия для повышения языковой компетентности через оптимизацию учебного процесса.

Задачи урока:

1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, научить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научатся выделять новый звук и букву; научатся выполнять звуко-буквенный анализ слов с изученным звуком и буквой;

Метапредметные: дети научатся понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

Личностные: проявлять интерес к родному языку;

осознавать важность знания родного языка.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК: Учебник: «Няа букварь» С. Н. Жовницкая-Турдагина, из-во «Просвещение», Москва, 2009 г.

Используемая методическая литература: —

Методическое руководство к Букварю на нганасанском языке для 1 класса общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение», 2004 г.

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, слоговые карточки

Краткое описание: —

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

3. Работа по учебнику.

4. Игра Вата-железо.

5. Физминутка.

6. Пропись.

7. Повторение ранее изученных букв.

8. Работа над новыми словами.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся в лес. Что такое лес? Кто живет в лесу? Что нужно соблюдать, чтобы не потревожить лесных жителей. Какой лес вам больше нравится – зимний или летний?

(- Тыминя коныки8мы” му6ку”дер8дя. Маа6уна му6ку”? Сылы нилы6ы му6ку” дерны? Куниа их2” няг88 ниняг8ты хикк8бты” дямаǮ8”? Кур8ди му6ку” мон262р2” с2р2дя к8тти т868дя?)

- Доробо, му6ку”! Әр8к8р8 му6ку”! (Слайд 2)

Здравствуй лес! Чудесный лес!

2. Знакомство с темой урока.

- Открою вам один секрет. Нас на лесной опушке ждет один лесной житель. Кто это отгадайте: Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Ходит между деревьев, воет. (Сылы с2р2дя 68мнанту6у? Му6ку” дерм8ны д0т2р2, б8л2р2?)

(Слайд 3)

- Правильно! Это волк. Произнесём по-нганасански: 62лиаǮ8. (Слайд 3)

Давайте вспомним, в каких нганасанских сказках встречается волк? («5анаса 6он8 62лиаǮ8», «Куниа Тунты хуантуобтуху 5арка», «Куниа Тунты 52лиаǮ8мту ни8рыхы») (Слайд 4)

А мы будем его называть ласково, Волчонок — 52лиаǮа6ку (Слайд 5)

И он не случайно встречает нас. Он поможет нам узнать, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться. Кто может сказать, какая тема нашего урока?

3. Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 62.

Кто изображён на рисунке? — Волк.

- Правильно.

Волк по-нганасански: 62лиаǮ8.

Послушайте, как я произношу это слово: 62лиаǮ8

Повторите за мной это слово: 62лиаǮ8

Произнесём это слово по слогам: 62-лиа-Ǯ8

- Сколько слогов в этом слове? — Три слога.

- Произнесём первый слог: 62

- Произнесём второй слог: лиа

- Произнесём третий слог: Ǯ8

- Сколько звуков в третьем слоге?

- Два звука.

- Произнесём первый звук: ǮǮǮ

- Какой это звук? Гласный или согласный?

- Согласный.

- Почему? – При произношении этого звука воздух не проходит свободно.

- Правильно. Звук Ǯ согласный. Этот звук имеется только в нганасанском языке.

- При письме звук Ǯ обозначается буквой Ǯ (цвет синий).

- Волчонок заблудился, а мы не знаем, где он живёт, поможем волчонку? Ну, тогда в путь, ребята. Посмотрите, к кому мы попали. А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Волчонок. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?

4. Игра «Вата-железо».

- Ворона послушала ваши рассуждения и предлагает поиграть в игру «Вата-железо» (У детей на партах карточки двух цветов: синие и зеленые.) Учитель называет слово, если в слове есть звук Ǯ, они поднимают синие карточки, если нет – зеленые.

С8лт8 — пень, с8л6ыǮ88 — локоть, соуру” — армия, китеǮ8 — месяц, сусу — бугор, 68Ǯу — цвет, хек8г8 — жара, хоǮ8т8туо — ученик.

- Молодцы, ребята! (То6с8г88, н2оры”!)

- Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Мышонка, может он знает дорогу до домика Волчонка. Ну, что в путь?

5. Физминутка.

- Ребята, Волчонок устал идти. Он предлагает вам поиграть, вместе с ним сделать физминутку.

6. Пропись.

- А вот и мышонок. Он подготовил для вас задание: записать в прописи букву Ǯ. Выполним задание? (Да)

(Учитель обращает внимание на правильную осанку, правильное положение рук при письме).

- Молодцы, ребята! Давайте спросим у мышонка: где домик волчонка.

- Да, ребята наше путешествие продолжается, нам нужно найти сосновый лес, а там спросить у белки.

7. Повторение ранее изученных букв.

- Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?

- Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает эти звуки.

Я буду показывать буквы, а если вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.

(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде знакомых букв).

- Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!

8. Работа над новыми словами.

- Ох, как далеко убежал Волчонок от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова, которые вы видите на экране. И сразу же будем их переводить.

62лиаǮ8- волк

Хииньдяде – ночь

Дям8Ǯ8 — животное, зверь

68Ǯуты — видна

КитеǮ8 — луна, месяц

Б8нтуны — наверху

Ёжик просит составить предложение с этими словами.

С2р20. Хииньдяде. Теситти. Зима. Ночь. Холодно.

Б8нтуны 68Ǯуты китеǮ8. Наверху видна луна.

62лиаǮ8 болир2, сыты 68мнантуту. Волк воет, он голодный.

- Ёжику понравилось, как вы выполнили задание. И он сказал, что домик Волчонка прямо за его полянкой. И правда вот и домик.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы помогли волчонку найти его домик. Ребята, надо всегда помогать тем, кто заблудился, будьте добры друг к другу.

9. Подведение итогов урока.

- С каким звуком вы сегодня познакомились? – Со звуком [Ǯ].

Есть такой звук в русском языке? – Нет.

Какой это звук? – Согласный.

Почему? – При его произношении воздух не проходит свободно. Он встречает препятствие.

Назовите слова, в которых есть звук [Ǯ]. – 62лиаǮ8, китеǮ8,дям8Ǯ8.

- Молодцы, ребята! 6он8й 6от8умкуому”!

10. Домашнее задание.

Выучить новые слова.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология