Автор конспекта:
Автор(ы): — Турдагина Светлана Нигумяковна
Место работы, должность: —
ТМК ОУ «Волочанская средняя общеобразовательная школа №15 имени Огдо Аксеновой»,
учитель родного (нганасанского) языка и литературы
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Цель урока: —
Познакомить с новым звуком и буквой, которая его обозначает; создавать условия для повышения языковой компетентности через оптимизацию учебного процесса.
Задачи урока:
1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, научить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Планируемые результаты:
Предметные: дети научатся выделять новый звук и букву; научатся выполнять звуко-буквенный анализ слов с изученным звуком и буквой;
Метапредметные: дети научатся понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
Личностные: проявлять интерес к родному языку;
осознавать важность знания родного языка.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК: Учебник: «Няа букварь» С. Н. Жовницкая-Турдагина, из-во «Просвещение», Москва, 2009 г.
Используемая методическая литература: —
Методическое руководство к Букварю на нганасанском языке для 1 класса общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение», 2004 г.
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, слоговые карточки
Краткое описание: —
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока.
3. Работа по учебнику.
4. Игра Вата-железо.
5. Физминутка.
6. Пропись.
7. Повторение ранее изученных букв.
8. Работа над новыми словами.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в лес. Что такое лес? Кто живет в лесу? Что нужно соблюдать, чтобы не потревожить лесных жителей. Какой лес вам больше нравится – зимний или летний?
(- Тыминя коныки8мы” му6ку”дер8дя. Маа6уна му6ку”? Сылы нилы6ы му6ку” дерны? Куниа их2” няг88 ниняг8ты хикк8бты” дямаǮ8”? Кур8ди му6ку” мон262р2” с2р2дя к8тти т868дя?)
- Доробо, му6ку”! Әр8к8р8 му6ку”! (Слайд 2)
Здравствуй лес! Чудесный лес!
2. Знакомство с темой урока.
- Открою вам один секрет. Нас на лесной опушке ждет один лесной житель. Кто это отгадайте: Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Ходит между деревьев, воет. (Сылы с2р2дя 68мнанту6у? Му6ку” дерм8ны д0т2р2, б8л2р2?)
(Слайд 3)
- Правильно! Это волк. Произнесём по-нганасански: 62лиаǮ8. (Слайд 3)
Давайте вспомним, в каких нганасанских сказках встречается волк? («5анаса 6он8 62лиаǮ8», «Куниа Тунты хуантуобтуху 5арка», «Куниа Тунты 52лиаǮ8мту ни8рыхы») (Слайд 4)
А мы будем его называть ласково, Волчонок — 52лиаǮа6ку (Слайд 5)
И он не случайно встречает нас. Он поможет нам узнать, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться. Кто может сказать, какая тема нашего урока?
3. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 62.
Кто изображён на рисунке? — Волк.
- Правильно.
Волк по-нганасански: 62лиаǮ8.
Послушайте, как я произношу это слово: 62лиаǮ8
Повторите за мной это слово: 62лиаǮ8
Произнесём это слово по слогам: 62-лиа-Ǯ8
- Сколько слогов в этом слове? — Три слога.
- Произнесём первый слог: 62
- Произнесём второй слог: лиа
- Произнесём третий слог: Ǯ8
- Сколько звуков в третьем слоге?
- Два звука.
- Произнесём первый звук: Ǯ — Ǯ — Ǯ
- Какой это звук? Гласный или согласный?
- Согласный.
- Почему? – При произношении этого звука воздух не проходит свободно.
- Правильно. Звук Ǯ согласный. Этот звук имеется только в нганасанском языке.
- При письме звук Ǯ обозначается буквой Ǯ (цвет синий).
- Волчонок заблудился, а мы не знаем, где он живёт, поможем волчонку? Ну, тогда в путь, ребята. Посмотрите, к кому мы попали. А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Волчонок. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?
4. Игра «Вата-железо».
- Ворона послушала ваши рассуждения и предлагает поиграть в игру «Вата-железо» (У детей на партах карточки двух цветов: синие и зеленые.) Учитель называет слово, если в слове есть звук Ǯ, они поднимают синие карточки, если нет – зеленые.
С8лт8 — пень, с8л6ыǮ88 — локоть, соуру” — армия, китеǮ8 — месяц, сусу — бугор, 68Ǯу — цвет, хек8г8 — жара, хоǮ8т8туо — ученик.
- Молодцы, ребята! (То6с8г88, н2оры”!)
- Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Мышонка, может он знает дорогу до домика Волчонка. Ну, что в путь?
5. Физминутка.
- Ребята, Волчонок устал идти. Он предлагает вам поиграть, вместе с ним сделать физминутку.
6. Пропись.
- А вот и мышонок. Он подготовил для вас задание: записать в прописи букву Ǯ. Выполним задание? (Да)
(Учитель обращает внимание на правильную осанку, правильное положение рук при письме).
- Молодцы, ребята! Давайте спросим у мышонка: где домик волчонка.
- Да, ребята наше путешествие продолжается, нам нужно найти сосновый лес, а там спросить у белки.
7. Повторение ранее изученных букв.
- Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?
- Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает эти звуки.
Я буду показывать буквы, а если вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.
(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде знакомых букв).
- Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!
8. Работа над новыми словами.
- Ох, как далеко убежал Волчонок от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова, которые вы видите на экране. И сразу же будем их переводить.
62лиаǮ8- волк
Хииньдяде – ночь
Дям8Ǯ8 — животное, зверь
68Ǯуты — видна
КитеǮ8 — луна, месяц
Б8нтуны — наверху
Ёжик просит составить предложение с этими словами.
С2р20. Хииньдяде. Теситти. Зима. Ночь. Холодно.
Б8нтуны 68Ǯуты китеǮ8. Наверху видна луна.
62лиаǮ8 болир2, сыты 68мнантуту. Волк воет, он голодный.
- Ёжику понравилось, как вы выполнили задание. И он сказал, что домик Волчонка прямо за его полянкой. И правда вот и домик.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы помогли волчонку найти его домик. Ребята, надо всегда помогать тем, кто заблудился, будьте добры друг к другу.
9. Подведение итогов урока.
- С каким звуком вы сегодня познакомились? – Со звуком [Ǯ].
Есть такой звук в русском языке? – Нет.
Какой это звук? – Согласный.
Почему? – При его произношении воздух не проходит свободно. Он встречает препятствие.
Назовите слова, в которых есть звук [Ǯ]. – 62лиаǮ8, китеǮ8,дям8Ǯ8.
- Молодцы, ребята! 6он8й 6от8умкуому”!
10. Домашнее задание.
Выучить новые слова.