Автор конспекта:
Автор(ы): — Степанова Наталия Алексеевна
Место работы, должность: — Филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №2 им. Г.А. Пономарёва в с.Каменка, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Музыка» по разделу «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство с творчеством Николы Паганини.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: — — Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
— Хрестоматия «Музыка. 5 класс».
Используемая методическая литература: — Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред. Поповой Т.В. — М.: изд-во "Музыка", 1974.
Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.
Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Используемое оборудование: —
Фортепиано, компьютер, мультимедиапроектор.
Используемые ЦОР: — http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528-
http://mp3sorf.rusfolder.net/22549263
Краткое описание: — Урок посвящен знакомству с музыкой Н. Паганини
«ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
Цель урока:
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Музыка» по разделу «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство с творчеством Николы Паганини.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
· формирование основ уважительного отношения к искусству;
· формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
· формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
· взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
· знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, интерпретация, портрет);
· формирование основ музыкальной культуры;
· умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
· развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Формы и методы работы с учащимися
· Метод зрительной наглядности: презентация;
· Метод звуковой и зрительной наглядности;
· Метод эмоциональной драматургии;
· Метод сравнения;
· Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).
Структура урока:- Организационный момент.
— Актуализация темы
— Объяснение нового материала.
— Вокальная работа
— Обобщение темы, рефлексия
— Подведение выводов.
Ход урока .
1. Организационный момент .
1.1. Настраивание учащихся на деятельность.-
Звучит музыка Николо Паганини (презентация слайд №1)
Учитель: Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?
1.2. Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока.
Учитель: Ребята посмотрите на эти строки А. Толстого, какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?(презентация слайд №2)
Учитель: Давайте обратимся к учебнику на странице 112 (Работа с учебником на стр. 112-113) Что вы знаете о скрипке? Почему звучание этого инструмента так любимо слушателям.
Самостоятельная работа с учебником. Диалог с учителем, проговариваются все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.
2. Актуализация темы .
2.1. Подготовка проблемной ситуации
Учитель: Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского «Струна»
Работас текстом, Чтение рассказа (Р.Т. стр. 34-36.).
2.2. Беседа по тексту
Учитель: О чем этот рассказ?
Какое время истории России описывает Паустовский?
Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?
Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?
Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.
Учитель: Давайте, вновь обратимся к рассказу. С кем сравнивают Егорова слушатели? — Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?
Кто такой Никколо Паганини?
Существовал ли такой музыкант на самом деле? Что же такого сделалПаганини, раз о нем пишут рассказы? Чем удивляет он нас, и что мы о нем
знаем? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Учитель: На вашем столе лежит таблица в ней три столбца. Давайте сейчас заполнимдва из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и
последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали.(Учащиеся планирую способы достижения намеченной цели.)
Учитель: Итак, Николо Паганини, много легенд существует об этом удивительном музыканте и человеке. Кто же он такой – Николо Паганини (презентация слайд
№4, звучит фрагмент рассказа Кленова «Четыре струна» http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528- )
2.3. Диалог с учениками
Учитель: Почему так считали современники Паганини, какими секретами окутана его
жизнь и творчество? Как же нам ответить на этот вопрос?
О чем мы с вами говорим на уроках музыке в этом учебном году?
Учитель: Итак различные виды искусства, как они взаимосвязаны между собой, можноли с их помощью создать образ того или иного героя. Давайте с помощью
музыки, литературы, живописи создадим портрет этого человека. Япредлагаю нам разделиться на группы и выполнить следующие задания:
Первая группарассмотрит портреты этого композитора и отвечает на вопрос: Какой образ раскрывают эти иллюстрации? Зачем современные художники обращаются к образу Паганини? (работа с раздаточным материалом: иллюстрации портретов Н. Паганини)
Вторая группа обратиться к рассказу Кленова «Четыре струны Николо Паганини» и попытается ответить нам на вопрос в чем же «секрет» Николо Паганини? (работа с раздаточным материалом: текст рассказа)
Третья группапроанализирует произведение Н. Паганини Каприс № 24 и попытается нарисовать музыкальный портрет этого композитора. ( работа с раздаточным материалом: Каприс №24 Н. Паганини)
2.4. Работа по группам
(Учащиеся осуществляют учебные действия, по намеченному плану работая в группах, анализируя, произведения искусства разных видов, высказывают свое мнение, выдвигают свои версии, доказывают правильность своих суждений.)
Учитель: Итак, что же мы можем сказать о личности, характере этого музыканта?
Какими личностными качествами он обладает и в чем же «секрет Паганини». — Помогли ли вам понять образ этого музыканта произведения искусства, с
которыми вы работали?
(Выступления учащихся, высказывание ответов на вопрос, которые были сформированы в процессе совместной работы учащихся в группах.)
2.5. Работа над осмыслением содержания музыки
Учитель: Кстати история, которая была в рассказе Паустовского действительна.Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться
струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл
произведение до конца на одной струне. (презентация слайд № 9, звучит каприс №24)
Учитель: Что вы услышали в музыке?
Какой образ рисует нам музыка?
Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки?
Нарисуйте её в своем воображении.
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, высказывают свое мнение., используют понятия «темп, динамика, тембр».Называют средства музыкальной выразительности.
3. Физминутка
Учитель: При повторном прослушивании используем прием пластическое интонирование. Выразите настроение и характер музыки через пластикудвижений рук.
(презентация слайд №9, повторное звучание произведения,учащиеся имитируют игру на скрипке)
4. Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация
Учитель: А как бы вы назвали эту пьесу?
Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение каприс?
Какое слово близко по значению со словом каприс? (презентация слайд №10,
Учитель: Какие черты музыки Паганини сохранили композиторы, а что подверглоизменению?
Какая из версий ближе всего к образу созданному Паганини, а какая вносит в этот образ новые свойства?
Как называют произведения композиторов, созданные на основе произведенийПаганини?
Отвечают, аргументируя своё мнение.Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.
5. Вокальная работа.
Учитель: Паганини выбрал для себя очень трудную дорогу, но эту дорогу он прошел счестью и достоинством ((презентация гиперссылка слайд №14, слушание
песни «Дорогою добра»)
О чем эта песня?
Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
Учитель – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетированиебез звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без
звучания голоса.
5.1. Распевание
1. Упражнение «Ладошки» (презентация гиперссылка возврат слайд№11)
2. Упражнение «Обними плечи» (презентация слайд№12)
5.2. Работа над песней
1. выстраивание первого звука.
2. разучивание мелодии acapellaпо фразам, по руке
3. исполнение 1 куплета. (презентация слайд №13)
4. работа над эмоциональным исполнением.
Ученикиформируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.
6. Обобщение темы, рефлексия.
Учитель : Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик. Обратите внимание, на ваших столах лежат листы бумаги, я попрошу каждого из вас написать вопрос, который бы вы хотели задать вопрос, по теме урока, своему однокласснику и на который могли бы ответить сами. А теперь давайте сделаем из этих листочков самолетики и отправим их в полет тому, кому хотели бы адресовать свой вопрос. А получивший должен на него ответить.(презентация слайд №14, Самостоятельная работа с самопроверкой )
Учитель: Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем? В чем «секрет» музыки Никколо Паганини? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью синквейна. (рефлексия)
Учитель: Да она открыла новые горизонты в исполнительстве для последующих поколений. А знаете ли вы композиторов и музыкантов, которые также виртуозно владели техникой игры на музыкальных инструментах. Кто они вы расскажете мне на следующем уроке, т.к. это будет вашим домашним заданием. (презентация слайд №15, запись домашнего задания в дневник)
7. Итоги урока Выставление оценок.
Учитель : Я благодарю Вас за работу на уроке и думаю, что мы все получили «5». До свидания. (презентация слайд №16)
Файлы: Жизненная сила музыки И.docx
Размер файла: 18669 байт.