Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Наталья Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ «Сиверская гимназия» заместитель директора по УВР,учитель начальных классов
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Предметные.
- Знакомить учащихся со звуками [ т ], [ т '], учить обозначать их на письме буквой Тт.
- Учить выделять в словах изучаемые звуки, давать им характеристику.
- Учить различать парные звуки.
- Учить читать слоги, слова и предложения с изучаемой буквой.
Метапредметные.
- Учить работать в парах.
Личностные.
- Учить выполнять самоконтроль своей работы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс — М. Вентана-Граф, 2004г.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь, часть1 — М. Вентана-Граф, 2011г.
Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь для учащихся. 1 класс — М. Вентана-Граф, 2011г.
Используемая методическая литература: —
Волина В. Загадки от А до Я. Книга для учителей и родителей — М. "Олина-Пресс", 1999г.
Волина В. Русский язык. Учимся играя — Екатеринбург Издательство "ТОО АРГО", 1996г.
Холодова О.А. "Юным умникам и умницам" методическое пособие для учителя — М. Издательство РОСТ, 2011г.
Используемые ЦОР: —
Иллюстрации:
Тигр
Крот
Буква Т
Краткое описание: — Урок является классическим уроком обучения грамоте, но главная цель — показать на данном материале возможность использования здоровьесберегающих технологий с целью предотвращения переутомления учащихся на уроке.
Ход урока.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте,
Все ли в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка?
— Нам предстоит славно потрудиться на уроке, поэтому начнем с мозговой гимнастики.
- Мозговая гимнастика.
Качания головой. ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
2.2.Определение темы урока. Опережающий звуковой разбор.
— Начнем работу со звукового разбора. Мы будем выполнять звуковой разбор слова, которое является отгадкой к нашей загадке.
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный…
— Вспоминаем порядок звукового разбора. Что делаем первым?
- Обозначим звуки по порядку. Назовем слово, четко выделяя каждый звук.
- Второй этап – даем характеристику каждому звуку.
- Третий этап — делим слово на слоги.
- Четвертый этап – обозначим ударение.
— Выполним разбор еще одного слова самостоятельно. Послушаем загадку:
Он под землей живет всегда. Ходы там строит – города.
Над городом – наш огород.
А сам строитель – это … ( крот)
— Выполняя проверку, пригласимк доске живые звуки.
Выходят дети и выбирают себе нужную карточку со звуком.
— Звуки, расскажите о себе. ( Дети дают характеристику звукам)
-А теперь, пожалуйста, выйдите к доске звуки первого слова.
— Сделайте вперед шаг гласные звуки, назовите себя ([ о ] — [ и ])
— Сделайте шаг вперед одинаковые звуки ([ р ] — [ р ] )
— Сделайте шаг вперед парные звуки ([ т ], [ т '] ). Расскажите нам о себе. Что у вас общего? Чем вы отличаетесь?
— Ребята, давайте определим тему нашего урока. С какими звуками мы будем сегодня знакомиться?
3.Упражнения в различении звуков [ т ] -[ т ']
— 1-ый ряд придумывает слова со звуком [ т ], а второй ряд со звуком [ т ']. ( Каждый ребенок называет свое слово. Дети проверяют его. Если слово названо неправильно – хлопают в ладоши)
— Игра «Поймай звук». Если в слове звук [ т '] – дети хлопают, если звук [ т ] – топают.
Кнут, тень, тигр, торт, три, тетерев, енот, тетрадь, портфель, лето, капуста, растение, танец, картина.
— Встаньте ребята, в чьих именах встретились наши звуки. Назовите свое имя и звук, который в нем встретился. ( Настя, Кристина, Злата, Костя).
4. Обозначение звуков буквой.
— На письме звуки [ т ] — [ т ']обозначаются одной буквой «ТЭ».
Откройте учебники и рассмотрите букву. На что похожа буква?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Молоток стучит: «Тук-тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т тебя укроет от дождя, от снега, зноя.
5. Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой.
— найдите в учебнике цепочку слогов. Прочитайте её про себя, приготовьтесь читать вслух.
— прочитайте только те слоги, в которых буква Т обозначает твердый звук
Приготовьте к чтению вслух слова в столбиках.
— прочитайте только те слова, в которых один слог ( два слога, три слога).
Значение каких слов вам было непонятно? ( корт – площадка для игры в теннис; трасса – путь, дорога)
Физкультминутка.
Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три,
Ножками потопали, раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
6. Составление предложений. Работа в парах с карточками.
— Сейчас вам предстоит поработать в парах. У вас на партах лежат карточки. На длинной полоске напечатано начало предложения, а на второй, более короткой карточке, слово, которое должно завершать предложение. Пара, которая завершит работу, приготовит предложения для чтения вслух и поднимет руку.
Торт лежал на …… тарелке.
Таня выключила …. телевизор.
В зоопарке в клетке сидел….. тигр.
Пассажир ехал в …… такси.
Телефон стоял на ….. тумбочке.
По окончании работы чтение полученных предложений вслух.
— Давайте найдем в наших предложениях слова, в которых нам встретилась буква, с которой мы сегодня знакомимся.
7. Дифференцированная работа: первая группа – составление и чтение слов по таблице, вторая группа – упражнение в чтении предложений, осмысление прочитанного.
Работа в тетрадях «Я учусь писать и читать»
— Послушайте задание: Кристина, Валера, Глаша, Даша Михайлова, Настя, Федя, Дима, Костя выполняют задание на странице 51. Вам нужно прочитать предложение, найти картинку, которая к этому предложению подходит и поставить рядом с ней номер предложения.
— Все остальные ребята выполняют задания на странице 50. Кто закончит, поднимает руку.
Проверка выполнения заданий. Первая группа, прочитает слова, которые у них получились: стук, ракета. И предложение: Картина на стене.
Вторая группа назовет предложения, которые подошли к каждой картинке.
Подведение итогов: кто все задание успел выполнить? Кто все задания выполнил правильно?
8. Подведение итогов урока. С какими звуками мы сегодня познакомились? С какими звуками они будут составлять пары? [ т ]- [ д], [ т '] — [ д ']) Какой буквой на письме мы их будем обозначать? Чему ещё мы учимся на уроках чтения?
( сравнивать звуки, выполнять звуковой разбор, правильно читать.)
9. * Дополнительное задание, если останется время. Для хорошо читающих детей: прочитать в букваре на стр. 103 стихотворение, приготовиться читать его вслух.
— Какое это стихотворение? ( Юмористическое, но немного грустное) Кто главные герои этого стихотворения? ( Кот и Щенок). Какие они? ( Грустные и одинокие). Что бы вы посоветовали нашим героям? ( не драться, и тогда они перестанут быть одинокими