Автор конспекта:
Автор(ы): — Климов Сергей Александрович
Место работы, должность: — Билярская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Воспитывающая: способствовать воспитанию активных жизненных позиций, побуждению веры в себя, ответственности за все человеческое; побудить к самосовершенствованию, помочь осмыслить вопрос о назначении человека. Развивающая: развивать творческие возможности учащихся, культуру диалогического общения в ходе обсуждения проблем, развивать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Обучающая: выявить философскую проблематику пьесы: проблема смысла жизни, назначение человека, лжи и правды; углубить понятие о пассивном и активном гуманизме на основе жизненного опыта учащихся, побудить к размышлению в связи с поставленными в пьесе проблемами.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
«Поурочные разработки по литературе 19 века: 10 класс, 1 полугодие.- 4-е изд., М.: ВАКО, 2007., текст пьесы Горького «На дне».
Используемая методическая литература: —
: Сафонова « Изучение творчества Горького в школе», М.,1989 г., Егорова Н.В, Золотарева И.В.
Используемое оборудование: —
мультимедийная презентация ( или плакаты с высказываниями Бубнова, Луки, Сатина о человеке) или иллюстрации учащихся, аудиозапись песни «Солнце всходит и заходит».
Краткое описание: — Связь истории и литературы, рассотрение времени в произведении и связь с историческим временем.
Ход урока:
-оргмомент.
- Темой урока является цитата: «А ведь зачем-нибудь я родился… а?» ( 1 слайд). Кому из пьесы принадлежат эти слова? ( Барону). (Запишите эти слова себе в тетрадь).
- В чем смысл жизни героя, исходя из этой цитаты? (Задумывается над вопросами его предназначения на земле).
- Это вечные вопросы, которые задавали Достоевский, герои ранних рассказов Горького. Задаем их и мы. И сегодня продолжим размышления об этом.
Открываем 1 акт, анализируем сцену появления Луки в ночлежке ( ученики заранее подготавливают эту сцену для инсценировки).
- Как вы слышите первую цитату Луки? ( «Доброго здоровья, народ честной!»).
- Как это должно прозвучать? ( тихо, приветливо).
-Вглядитесь в Луку. Какой он? ( С опаской глядит: какие здесь люди) Как он должен произнести первую фразу? ( Так, чтобы расположить к себе людей).
-Чем повеяло от этих слов? (Добротой, впервые в пьесе прозвучало ласковое слово).
-С каким словом он обращается к Наташе? («Милая, где мне приспособиться?»). Почему он говорит «приспособиться»,а не «устроиться»? В чем разница между этими словами? ( Ничего менять здесь он не намерен).
- А что насторожило вас в этой сцене? ( «Я и жуликов уважаю…», — человек в его представлении нечто низменное). С кем сравнивает человека Лука? ( С блохой).
-А что вы одобряете в нем? ( Утешает Анну, вселяет надежду в Наташу, Актеру предлагает лечебницу, уехать в Сибирь, верить в любовь Насти).
-Чем руководствуется Лука, вселяя в них надежду? ( «Человек каков ни есть, всегда своей цены стоит», — (2 слайд) он знает психологию людей, заставляет задуматься над жизнью. Постепенно все герои втягиваются в спор о жизни).
Дома вы должны были найти цитаты героев о смысле жизни
( чтение цитат):
Актер: «Пропил я душу, старик, и веру…»
Пепел: «Слушай, старик, бог есть…»
-Найдите в этих цитатах ключевые слова. (вера, бог).
Можно записать: ВЕРА=БОГ (3 слайд)
-Почему можно поставить знак равенства? ( У Актера вера в себя. У Пепла Бог- вера во что-то). Можно говорить о вере, о том, что бог- это внутренний мир, стержень; это вера в самого себя. Отсутствие веры в себя и довело их до ночлежке. Это сталкивается с философией Луки- призрачная вера- он призывает быть милосердными, хотя знает о жестокости мира.
Из слов Луки «жалеть и любить» будут являться синонимами. Порассуждаем над этими понятиями. Это одно и тоже? ( Если любит, значит жалеет).
Философия ночлежников- это философия пессимизма. Подтвердите этот тезис словами Бубнова. Каково его высказывание о человеке? ( « Люди все живут, как щепки по реке плывут…»).
-Принимает ли он меры для изменения этой горькой правды? ( Нет, он равнодушен, даже к себе. Все умрут, и я умру).
Сопоставим 2 философии ( 4 слайд):
НОЧЛЕЖНИКИ (пессимизм)
ЛУКА (вера, но призрачная)
« Люди все живут, как щепки по реке плывут…».
« Человека приласкать никогда не поздно»
Философия Луки ярко выражена в притче о праведной земле. После каких слов Лука рассказывает её? ( После слов Бубнова: «вали всю правду, какая она есть…») Учащиеся зачитывают эту притчу.
-С какой целью Лука говорит эту притчу? ( Правда может погубить человека). Он поддержал Клеща, что правда может убить.
-Как вы считаете, Актер не стерпел обмана или не выдержал правды? (рассуждения учащихся)
-Ложь, как жизненный стимул, нужна каждому, чтобы дать окрепнуть и противостоять. (Человек умирает, какую позицию должен занять врач? (размышления учащихся).
Заглянем в 4 акт. Как о Луке отзываются ночлежники? ( По-разному)
С чем его сравнивают? ( «как мякиш для беззубых») Кому он нужен? ( беззащитным людям, детям, старикам). А если ребенку давать мякиш, что будет? ( у него не прорежутся зубы). Вывод: кому-то он нужен, кому-то временно.
Луку сравнивают с «пластырем для нарывов». Когда он нужен? ( пока рана не заживет, нужен временно). Вывод: слова Пепла: «Надо мне так жить, чтобы не стыдно было».
-Нужен Лука людям? (рассуждения учащихся).
-Последний акт- собираются жители ночлежки за общим столом. С какими словами Бубнов садится за стол? («Запоем- заплачу…») . Слушают исполнение аудиозапись песни «Солнце всходит и заходит..».
Песня прерывается в пьесе сообщением о смерти Актера. Какая реакция ночлежников? (молчание). Почему? Что их удивило? (Смерть Актера могла удивить ночлежников? Нет, их не удивишь смертью, их не удивила даже смерть Анны). Почему сейчас они удивились?
- «Эх, испортил песню, дурак». Кому адресованы финальные слова в пьесе? (Актеру). О чем он размышляет? ( О жизни: каждого ожидает такая участь. Каждый из них задумался о своей жизни. Это песня о их жизни. «Дурак»- это все они (жители ночлежки), прожили жизнь безответственно).
- Стоило ли вообще создавать такую пьесу? Ответ на этот вопрос можно найти в монологе Сатина (зачитывает учащийся этот отрывок).
« Человек свободен.. Он за все платит сам», — это слова Сатина. Как вы считаете, что такое свобода? ( рассуждение учащихся о свободе).
Каким видят Лука и Сатин свободного человека?
ЛУКА
САТИН
Маленький
Бессильный
Нуждающийся
Сострадающий
Свободный
Гордый
Достойный
Они оба призывают уважать человека. Но в чем разница? Сатин призывает уважать человека, а Лука- уважить. Он воздействует на всех, поэтому его можно поставить в центр среди всех героев.
- Вернемся к теме нашего урока: «А ведь зачем-нибудь я родился…а?». Постараемся ответить на вопрос: «В чем смысл вашей жизни?» ( учащиеся пишут мини-сочинение, размышляя над этим вопросом). В классе зачитываются 2-3 мини-сочинения.
-Сегодня на уроке вы были очень активны, но оценки я никому из вас не поставлю, оценку вам поставит ваша жизнь.
Домашнее задание:
1. Выучить монолог Сатина.
2. Подготовить сообщения 3-м учащимся о «Сценической судьбе пьесы».
Файлы: Рабочая программа..doc
Размер файла: 526336 байт.