Автор конспекта:
Автор(ы): — Кружкина Марина Анатольевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №4″ г.Великий Новгород, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках нац.проекта «Образование»

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Развитие воображения, ассоциативного и образного мышления, творческих способностей учащихся

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, программа Power Point

Используемые ЦОР: — http://img-fotki.yandex.ru/get/3209/j-b-09.1a/0_682c_a0359de7_XL
http://www.kozorezova.ru/pictures/lj/water/3.jpg

Краткое описание: — Мастер-класс, предполагающий многообразные формы работы со словом и образом, с ассоциативным рядом, направленный на развитие образного мышления учащихся

Цель: развивать образное мышление.
Задачи:

  • ознакомить учащихся с новыми понятиями (ассоциация, буриме, символизм, теория Бальмонта);
  • развивать письменную и устную речь учащихся;
  • определить роль образного мышления в жизни человека;
  • эстетически развивать учащихся;
  • стимулировать воображение;
  • создать новые творческие идеи, смысловые связи

ХОДЗАНЯТИЯ
1.Давайте посмотрим на картину и попробуем определить, что на ней изображено? (слайд №4)
2.Скажите, что помогло вам это увидеть, представить? (фантазия)
3.На мой взгляд, произнесенное слово похоже камень, брошенный в воду. Вот начинают расходиться круги, они становятся все больше ибольше, тревожит водоросли, вот он спугнул мелких рыбешек, поднял со дна песок. Так и слово рождает ряд образов, ассоциаций. (слайд №5)
4.Подберите синонимы к этому слову (выдумка, воображение, мечта) (слайд №6)
5.Придумайте словосочетания со словом фантазия. (слайд №7)
6.А я предлагаю вам такое словосочетание: грамматика фантазии. Как вы это понимаете? (слайд №8)
6.Можно ли развивать фантазию? Сегодня мы попробуем это сделать.
7.Перед вами слово фантазия, на минуту закройте глаза и представьте себе те образы, которые, так или иначе, связаны с этим словом для вас, запишите слова.(4-5).Теперь представьте, что вы писатель и вам необходимо связать эти слова водном предложении. Запишите. (Перед вами образец: философ, фонтан, формула) (слайд №9)
8.Некоторые поэты, например Рембо, считали, что буквы могут передавать цветовую гамму. (слайд №10)
8.К.Бальмонт, известный теоретик и поэт- символист, считал, что «слово естьчудо, а в чуде волшебно все, что его составляет» и что каждая буква есть волшебство, имеющее свою отдельную чару». Каждую букву он видит, слышит, чувствует. Перед вами фрагмент этой теории. (слайд №11)
А — РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, МАСШТАБНОЕ
И — ТОНКОЕ, ХРУПКОЕ ИЛИ КРИК, ВИЗГ, СВИСТ
О -ОГРОМНОЕ, БОЛЬШОЕ, ЗОВУЩЕЕ
У -ШУМ, УЖАС, НЕПРИЯЗНЬ
Я — УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ТВЕРДОЕ, ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ
Л-ЛАСКОВОЕ, НЕЖНОЕ
Ч -МРАЧНОЕ, ТАЙНОЕ, ТАИНСТВЕННОЕ (слайд №7)
9.Теперь сами попробуйте, увидеть в буквах чудо. Какие образы предстают перед вами. (слайд №12)
10.Составьте предложение (-я), в котором каждое слово начиналось ссоответствующей буквы. (слайд №12)
11.Мы уже говорили о поэтах-символистах, их творчество наполнено образами, музыкой, каждое слово значимо, несет определенную нагрузку.
Вставьте эпитеты и посмотрим, совпадает ли наше представление с авторским образом (рифма перекрестная). (слайд №13)
12.Подумайте над названием данного стихотворения.
13.Русская поэзия необычайно образна.
М. Цветаева
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.

14.Все это вам понадобиться для выполнения следующего задания. Мы будем составлять буриме. Подберем рифмы к слову фантазия. (слайд №14)
15.Вот что получилось у пятиклассников. (слайд №15)
16.Подведение итогов.


Файлы: фантазия.ppt
Размер файла: 2212864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология