Автор конспекта:
Автор(ы): — Кружкина Марина Анатольевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №4″ г.Великий Новгород, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках нац.проекта «Образование»
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Развитие воображения, ассоциативного и образного мышления, творческих способностей учащихся
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, программа Power Point
Используемые ЦОР: — http://img-fotki.yandex.ru/get/3209/j-b-09.1a/0_682c_a0359de7_XL
— http://www.kozorezova.ru/pictures/lj/water/3.jpg
Краткое описание: — Мастер-класс, предполагающий многообразные формы работы со словом и образом, с ассоциативным рядом, направленный на развитие образного мышления учащихся
Цель: развивать образное мышление.
Задачи:
- ознакомить учащихся с новыми понятиями (ассоциация, буриме, символизм, теория Бальмонта);
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- определить роль образного мышления в жизни человека;
- эстетически развивать учащихся;
- стимулировать воображение;
- создать новые творческие идеи, смысловые связи
ХОДЗАНЯТИЯ
1.Давайте посмотрим на картину и попробуем определить, что на ней изображено? (слайд №4)
2.Скажите, что помогло вам это увидеть, представить? (фантазия)
3.На мой взгляд, произнесенное слово похоже камень, брошенный в воду. Вот начинают расходиться круги, они становятся все больше ибольше, тревожит водоросли, вот он спугнул мелких рыбешек, поднял со дна песок. Так и слово рождает ряд образов, ассоциаций. (слайд №5)
4.Подберите синонимы к этому слову (выдумка, воображение, мечта) (слайд №6)
5.Придумайте словосочетания со словом фантазия. (слайд №7)
6.А я предлагаю вам такое словосочетание: грамматика фантазии. Как вы это понимаете? (слайд №8)
6.Можно ли развивать фантазию? Сегодня мы попробуем это сделать.
7.Перед вами слово фантазия, на минуту закройте глаза и представьте себе те образы, которые, так или иначе, связаны с этим словом для вас, запишите слова.(4-5).Теперь представьте, что вы писатель и вам необходимо связать эти слова водном предложении. Запишите. (Перед вами образец: философ, фонтан, формула) (слайд №9)
8.Некоторые поэты, например Рембо, считали, что буквы могут передавать цветовую гамму. (слайд №10)
8.К.Бальмонт, известный теоретик и поэт- символист, считал, что «слово естьчудо, а в чуде волшебно все, что его составляет» и что каждая буква есть волшебство, имеющее свою отдельную чару». Каждую букву он видит, слышит, чувствует. Перед вами фрагмент этой теории. (слайд №11)
А — РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, МАСШТАБНОЕ
И — ТОНКОЕ, ХРУПКОЕ ИЛИ КРИК, ВИЗГ, СВИСТ
О -ОГРОМНОЕ, БОЛЬШОЕ, ЗОВУЩЕЕ
У -ШУМ, УЖАС, НЕПРИЯЗНЬ
Я — УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ТВЕРДОЕ, ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ
Л-ЛАСКОВОЕ, НЕЖНОЕ
Ч -МРАЧНОЕ, ТАЙНОЕ, ТАИНСТВЕННОЕ (слайд №7)
9.Теперь сами попробуйте, увидеть в буквах чудо. Какие образы предстают перед вами. (слайд №12)
10.Составьте предложение (-я), в котором каждое слово начиналось ссоответствующей буквы. (слайд №12)
11.Мы уже говорили о поэтах-символистах, их творчество наполнено образами, музыкой, каждое слово значимо, несет определенную нагрузку.
Вставьте эпитеты и посмотрим, совпадает ли наше представление с авторским образом (рифма перекрестная). (слайд №13)
12.Подумайте над названием данного стихотворения.
13.Русская поэзия необычайно образна.
М. Цветаева
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.
14.Все это вам понадобиться для выполнения следующего задания. Мы будем составлять буриме. Подберем рифмы к слову фантазия. (слайд №14)
15.Вот что получилось у пятиклассников. (слайд №15)
16.Подведение итогов.
Файлы: фантазия.ppt
Размер файла: 2212864 байт.