Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернов Николай Александрович

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества Молодоженова Лариса Викторовна, учитель физики Разделы: Преподавание физики ——————————————————————————— Цели урока: •Образовательная: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твердое тело. •Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов. •Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя. Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, сосуд с водой, в котором плавают кусочки льда (температура 0оС), демонстрационный термометр, термос, модели кристаллических решеток, набор кристаллических и аморфных тел. Тип урока: урок усвоения нового материала. Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулировка целей и задач, постановка перед учащимися учебной проблемы). 3.Этап усвоения новых знаний. 4.Этап закрепления новых знаний (мини-конкурс загадок). 5.Этап информации для учащихся о домашнем задании. Это первый урок главы «Изменение агрегатных состояний вещества». Он связан с темами предыдущей главы. Весь урок сопровождается показом презентации «Агрегатные состояния вещества», в которую помещен необходимый материал по данной теме. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. (Приложение 1. Слайды 1, 2) Сообщение темы урока, целей и плана урока. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала На этом этапе используется фронтальный опрос и беседа с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу. Приложение 1. Слайд 3 – Из чего состоит вещество? – Дайте понятие «внутренняя энергия тела». – От чего зависит внутренняя энергия тела? – В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Приложение 1. Слайд 4). 3. Этап усвоения новых знаний Изложение нового материала. Изложение нового материала начинается с простейшей демонстрации: из термоса достаю лед, помещаю в стеклянный сосуд с ледяной водой. Спрашиваю, где мы можем наблюдать похожую ситуацию? Проблемный вопрос: значит возможна ситуация, в которой, при некоторых температурах вещество может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии? Приложение 1. Слайд 5. – Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? – Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Заслушиваются мнения учащихся) Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды. Приложение 1. Слайды 6, 7, 8. (Поочередно рассматриваются особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества). Приложение 1. Слайд 9. Делаются выводы: В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкостей и газов при одинаковых температурах различна. Процесс перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло и кинетическая энергия движения молекул возрастает. А в переходе «газ – жидкость – твердое тело» процесс перехода связан с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются. Приложение 1. Слайд 10. Поэтапно заполняется схема определения фазовых переходов. Переход «твердое тело – газ» вызывает у учащихся затруднение, эти процессы не рассматриваются в рамках основной школы 8 класса. Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой (сублимирует кусочек льда в морозный день). Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах – сублимирует. Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации десублимация. При этом вещество из газообразного переходит в твердую фазу (выпадение инея). Вывод: существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация. 4. Этап закрепления новых знаний На этом этапе решается следующая учебно-воспитательная задача: закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала. Отвечать право выбора предоставляется всем. Отвечает первым тот, кто первый поднимает руку. Викторина: 1. Что за невидимка: в дом не просится, а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух, газ, пар) 2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман) 3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь) 4. На всех садится, никого не боится. (Снег) 5. Что в гору не вкатишь? (Вода) 6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град) 7. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать На землю падает опять. (Вода) 8. Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз) Отвечая на такие интересные вопросы-загадки, ученик лучше запоминает пройденный материал. Такая форма закрепления новых знаний способствует повышению интереса к предмету и выработке у учащихся в природных явлениях видеть физику. 5.Этап информации учащихся о домашнем задании Учебно-воспитательная задача этого этапа состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Подведение итогов урока, как работал класс, кто работал особенно активно, оценивание самих активных. Что нового узнали на уроке? Кратко рассказать о четвертом состоянии вещества – плазме. Приложение 1. Слайд 21. Домашнее задание: параграф 12, задачи из сборников к учебнику Перышкина № 617, 618. Список использованной литературы: 1.Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./учебн. для общеобр.учреждений. 2.Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – /в помощь школьному учителю. 3.Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М.2002. 4.Физика в школе № 4, 1990 год. 5.Сборник задач Перышкин А.В 7-9 классы, «Экзамен», 2008. Электронные издания: Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс» ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
Файлы: Cочинение.ppt
Размер файла: 67584 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология